Физкультурное движение
|
Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спортеТекущая редакция по состоянию на 7 декабря 1994 г.
ЗАКОН
ПРЕЗИДЕНТ РФ
27 апреля 1993 г.
N 4868-1
(Д)
Представлен Правовым Управлением Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ по договору с агентством INTRALEX
(в ред. - Указа Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2288)
Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и
спорте устанавливают общие принципы правового регулирования отношений в
области физической культуры и спорта - важной составляющей части культуры
народа, являющейся совокупностью духовных и материальных ценностей,
создаваемых, развиваемых и используемых обществом в процессе физического
воспитания в целях укрепления здоровья населения Российской Федерации.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Законодательство Российской Федерации
о физической культуре и спорте
1. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте
включает в себя положения Конституции (Основного Закона) Российской
Федерации - России, настоящие Основы и издаваемые в соответствии с ними
правовые акты Российской Федерации и субъектов Федерации в области
физической культуры и спорта.
2. Законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации и
субъектов Федерации по вопросам, касающимся физической культуры и спорта,
должны соответствовать настоящим Основам. В случае возникновения
противоречий между указанными актами и настоящими Основами действуют
Основы.
3. Нормативные акты Российской Федерации в области физической культуры и
спорта издаются в случаях, предусмотренных настоящими Основами и иными
законодательными актами Российской Федерации о физической культуре и спорте.
Статья 2. Цели и задачи законодательства Российской
Федерации о физической культуре и спорте
1. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте
направлено на всестороннее развитие человека, утверждение здорового образа
жизни, формирование потребности в физическом и нравственном
совершенствовании, создание условий для занятий любыми видами физической
культуры и спорта, организации профессионально-прикладной подготовки,
профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений.
2. Задачами законодательства Российской Федерации в области физической
культуры и спорта являются:
а) обеспечение и защита права граждан на занятия физической культурой и
спортом;
б) создание правовых гарантий для функционирования и развития системы
физической культуры и спорта Российской Федерации;
в) определение прав, обязанностей и ответственности физических и
юридических лиц в области физической культуры и спорта, а также правовое
регулирование их отношений в данной сфере.
Статья 3. Права граждан в области физической культуры и
спорта и их государственные гарантии
1. Граждане Российской Федерации имеют право на занятия физической
культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединение в
организации (объединения) физкультурно-оздоровительной и спортивной
направленности, участие в управлении физкультурно-спортивным движением.
2. В целях обеспечения этих прав государство финансирует занятия физической
культурой и спортом в соответствии с утвержденными государственными
программами, научные исследования в этой области, разрабатывает программы
физического воспитания всех групп населения, осуществляет контроль за их
реализацией, развивает физкультурно-спортивную индустрию, организует
подготовку и переподготовку специалистов, осуществляет правовую защиту
интересов граждан в области физической культуры и спорта, поощряет стремление
граждан быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.
Статья 4. Компетенция Российской Федерации в области
физической культуры и спорта
В области физической культуры и спорта ведению Российской Федерации в
лице ее федеральных органов государственной власти и управления подлежат:
1) формирование и осуществление федеральной и внешней политики в области
физической культуры и спорта;
2) разработка и реализация федеральной программы развития физической
культуры и спорта и иных федеральных программ в этой области с учетом
социально-экономических, демографических и других условий и особенностей;
3) формирование Государственного фонда физической культуры и спорта
Российской Федерации;
4) установление:
а) федеральных нормативов финансирования физической культуры и спорта;
б) федеральных требований к спортивным сооружениям в части строительных
норм и правил, санитарных норм, а также по охране жизни и здоровья лиц,
находящихся на спортивных сооружениях;
в) образовательного ценза для работников физической культуры и спорта;
г) нормативов физической подготовленности различных групп населения;
д) порядка признания (и его отмены) организаций (объединений) физкультурно-
оздоровительной и спортивной направленности, участвующих от лица Российской
Федерации в международных спортивных связях;
5) прямое финансирование:
а) научных исследований в области физической культуры и спорта в
соответствии с федеральной программой развития физической культуры и спорта;
б) спортивных сооружений, центров спортивной подготовки и государственных
физкультурно-спортивных организаций (объединений) федерального значения;
в) подготовки и выступления (включая научно-медицинское обеспечение) в
официальных международных спортивных соревнованиях под Государственным
флагом Российской Федерации сборных команд, формируемых признанными в
установленном порядке организациями (объединениями) физкультурно-
оздоровительной и спортивной направленности.
6) организация федеральной системы подготовки и переподготовки
специалистов в области физической культуры и спорта;
7) научно-методическое обеспечение системы физической культуры и спорта,
организации издания научной, учебной и популярной литературы по физической
культуре и спорту в соответствии с федеральной программой развития физической
культуры и спорта; создание единой государственной системы информационного
обеспечения в области физической культуры и спорта;
8) контроль исполнения федерального законодательства в области физической
культуры и спорта.
Статья 5. Компетенция республик в составе Российской Федерации,
автономной области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в области
физической культуры и спорта
Республики в составе Российской Федерации, автономная область, автономные
округа, края, области, города Москва и Санкт-Петербург самостоятельно и в полном
объеме осуществляют развитие физической культуры и спорта, включая
международные спортивные связи, по всем вопросам, кроме отнесенных к ведению
Российской Федерации.
Статья 6. Компетенция органов местного самоуправления
в области физической культуры и спорта
Органы местного самоуправления осуществляют развитие физической культуры
и спорта в пределах компетенции, установленной Законом Российской Федерации
"О местном самоуправлении в Российской Федерации".
Статья 7. Государственные органы управления физической
культурой и спортом в Российской Федерации
1. В Российской Федерации создаются и действуют федеральные,
республиканские (республик в составе Российской Федерации), автономной
области, автономных округов, краевые, областные, городов Москвы и Санкт-
Петербурга государственные органы управления физической культурой и спортом.
2. Государственные органы управления физической культурой и спортом
создаются решением органа государственного управления по согласованию с
соответствующим представительным органом государственной власти.
3. Местные органы управления физической культурой и спортом создаются по
решению соответствующих органов местного самоуправления.
4. К компетенции государственных органов управления физической культурой и
спортом относятся:
а) разработка и реализация целевых государственных программ развития
физической культуры и спорта;
б) разработка государственных нормативов финансирования физической
культуры и спорта;
в) прямое финансирование деятельности созданных указанными органами
предприятий, учреждений и организаций физической культуры и спорта;
г) организация научных исследований в области физической культуры и спорта;
д) разработка нормативов физической подготовленности различных групп
населения;
е) установление единой спортивной классификации;
ж) контроль исполнения законодательных и нормативных актов Российской
Федерации в области физической культуры и спорта.
5. Введение новых видов физических упражнений и новых видов спорта в
государственные программы физического воспитания населения осуществляется
федеральными и республиканскими (республик в составе Российской Федерации)
государственными органами управления физической культурой и спортом на
основе научно-экспериментальной проверки.
Статья 8. Общественные объединения физкультурно-оздоровительной
и спортивной направленности
1. Общественными объединениями физкультурно-оздоровительной и
спортивной направленности признаются физкультурно-спортивные общества,
федерации по видам спорта, ассоциации, фонды, клубы и иные объединения
граждан, ставящие своей целью развитие физической культуры и спорта.
2. Общественные объединения физкультурно-оздоровительной и спортивной
направленности руководствуются в своей деятельности законодательством об
общественных объединениях и настоящими Основами.
3. Государственный фонд физической культуры и спорта Российской Федерации
оказывает финансовую, материальную, организационную и иную помощь
общественным объединениям физкультурно-оздоровительной и спортивной
направленности.
Статья 9. Олимпийское движение в Российской Федерации
1. Государство признает и поддерживает олимпийское движение в Российской
Федерации.
2. Олимпийское движение в Российской Федерации координируется
национальным олимпийским комитетом, являющимся неправительственной
независимой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с
законами Российской Федерации и Олимпийской хартией.
3. Государство признает национальный олимпийский комитет в качестве
официального представителя Российской Федерации во всех мероприятиях,
проводимых Международным олимпийским комитетом, включая Олимпийские
игры.
Статья 10. Пропаганда физической культуры и спорта
1. Государственные органы управления физической культурой и спортом,
объединения (организации) физкультурно-оздоровительной и спортивной
направленности, учреждения и организации здравоохранения совместно с
заинтересованными учреждениями, организациями, предприятиями, их
объединениями и общественными объединениями организуют широкую
пропаганду физической культуры и спорта среди населения с использованием
средств массовой информации.
2. Не допускается пропаганда в спорте культа жестокости и насилия, унижения
человеческого достоинства, использования запрещенных стимуляторов, наносящих
вред здоровью человека; запрещается реклама алкогольных напитков и табачных
изделий во время трансляции по каналам телевидения и радиовещания
физкультурно-оздоровительных и спортивных программ.
Раздел II. Система физической культуры
Статья 11. Понятие системы физической культуры
1. Система физической культуры представляет собой совокупность
государственных и общественных форм деятельности, осуществляемой в целях
физического воспитания населения.
2. Формирование системы физической культуры подчинено целям настоящих
Основ и направлено на организацию процессов физического воспитания населения
с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и
культуры народов Российской Федерации.
Статья 12. Физическое воспитание в образовательных
и дошкольных учреждениях
1. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и детей дошкольного
возраста, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и
здоровом образе жизни являются одной из основных задач образовательных и
дошкольных учреждений всех типов, входят в круг обязанностей администрации
указанных учреждений и каждого педагогического работника.
2. Образовательные учреждения самостоятельно с учетом местных условий и
интересов обучающихся определяют формы занятий физической культурой и
средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы
и продолжительность занятий (не менее пяти часов в неделю) на основе
государственных образовательных программ и нормативов физической
подготовленности, а также проводят внеучебную физкультурно-оздоровительную и
спортивную работу с привлечением к ней внешкольных учреждений и
общественных объединений физкультурно-оздоровительной и спортивной
направленности, в том числе федераций по видам спорта.
3. Физическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в
процессе включенных в программу воспитания дошкольных учреждений
бесплатных учебных занятий по физической культуре продолжительностью не
менее восьми часов в неделю.
4. Местные органы управления физической культурой и спортом совместно с
государственными органами управления образованием имеют право вводить
дополнительные учебные и внеучебные физкультурно-спортивные занятия в
образовательных и дошкольных государственных учреждениях за счет средств
местных бюджетов.
5. Образовательные и дошкольные учреждения ежегодно проводят
тестирование физической подготовленности обучающихся и детей дошкольного
возраста в соответствии с установленными государственными нормативами.
6. С обучающимися, имеющими отклонения в развитии, включенные в
образовательную программу занятия проводятся в рамках рекомендованной
индивидуальной программы реабилитации.
Статья 13. Внешкольные и внеучебные физкультурно-оздоровительные
и спортивные организации
1. Вовлечение детей и молодежи в регулярные физкультурно-спортивные
занятия, обеспечение условий для их физического совершенствования
осуществляют учреждения дополнительного образования: спортивные школы,
секции, клубы и другие внешкольные и внеучебные физкультурно-оздоровительные
и спортивные организации, создаваемые и действующие в соответствии с Законом
Российской Федерации "Об образовании".
2. Координация работы государственных внешкольных и внеучебных
физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций осуществляется
государственными органами управления образованием, физической культурой и
спортом.
Статья 14. Физическая культура в учреждениях, организациях,
на предприятиях и их объединениях
1. Администрация учреждений, организаций, предприятий и их объединений
обязана создавать работникам условия для реализации их права на занятия
физической культурой, включая реабилитационные и профессионально-
прикладные занятия в режиме рабочего дня, послетрудовое восстановление,
профилактические занятия, спортивно-массовую работу, спортивно-
оздоровительный туризм.
2. Порядок создания и использования материальной базы для занятий
физической культурой, финансирования и обеспечения специалистами
индивидуальных и коллективных занятий работников и членов их семей
определяется коллективным и трудовым договорами (контрактами).
Статья 15. Физическая культура по месту жительства
и в местах массового отдыха
Создание условий для занятий физической культурой населения по месту
жительства и в местах массового отдыха осуществляется органами местного
самоуправления за счет средств местных бюджетов в соответствии с
государственными нормативами финансирования программ развития физической
культуры и спорта.
Статья 16. Физкультурно-оздоровительная работа в
санаторно-курортных учреждениях, домах
отдыха и на туристских базах
Администрация санаторно-курортных учреждений, домов отдыха и туристских
баз обязана создавать условия для использования в процессе лечения и отдыха
различных компонентов физической культуры в целях укрепления здоровья
отдыхающих, профилактики и лечения заболеваний.
Статья 17. Физическая подготовка военнослужащих и
личного состава правоохранительных органов
1. Физическая подготовка военнослужащих и личного состава
правоохранительных органов должна обеспечивать выполнение ими воинского
долга и основных служебных обязанностей; ее содержание определяется в
установленном порядке соответствующими государственными органами
управления.
2. Командиры и начальники обязаны создавать необходимые условия для
занятий военно-прикладными видами спорта военнослужащих и личного состава
правоохранительных органов, поощрять указанных лиц, регулярно занимающихся
физической культурой и спортом, ведущих здоровый образ жизни.
Статья 18. Физическая культура и спорт инвалидов
1. Развитие физической культуры и спорта инвалидов направлено на
повышение их двигательной активности и является непременным и определяющим
условием всесторонней реабилитации и социальной адаптации инвалидов.
2. Местная администрация обеспечивает создание условий для занятий
инвалидов физической культурой и спортом на физкультурно-оздоровительных и
спортивных сооружениях за счет средств местного бюджета.
3. Организация занятий физической культурой и спортом в системе
непрерывной реабилитации инвалидов (включая детей с отклонениями в
развитии), подготовка кадров, методическое, медицинское обеспечение и
врачебный контроль осуществляются образовательными учреждениями,
учреждениями здравоохранения, социального обеспечения и организациями
физической культуры и спорта за счет средств республиканского бюджета
Российской Федерации.
Статья 19. Участие государственных органов управления
здравоохранением, предприятий, учреждений и
организаций государственной системы здравоохранения
в развитии физической культуры и спорта
Государственные органы управления здравоохранением, предприятия,
учреждения и организации государственной системы здравоохранения в пределах
своей компетенции:
1) используют физическую культуру как средство профилактики и лечения
заболеваний;
2) осуществляют врачебный контроль за лицами, занимающимися физической
культурой и спортом, в том числе спортивно-оздоровительным туризмом,
участвуют в медицинском обеспечении подготовки сборных команд Российской
Федерации к международным спортивным мероприятиям;
3) организуют и осуществляют подготовку и повышение квалификации
специалистов здравоохранения в вопросах эффективного использования основных
компонентов физической культуры в профилактике и при лечении заболеваний, а
также в области спортивной медицины, врачебного контроля и лечебной
физической культуры;
4) создают центры и пункты оздоровления и реабилитации средствами
физической культуры и спорта, диагностико-консультационные пункты и кабинеты,
врачебно-физкультурные диспансеры, обеспечивающие физкультурно-
оздоровительную работу с населением, оснащает их специальной аппаратурой и
медицинским оборудованием.
Статья 20. Соблюдение правил безопасности, охрана здоровья,
чести и достоинства граждан при проведении занятий
физической культурой и спортом, спортивных
соревнований и физкультурно-спортивных
зрелищных мероприятий
1. Работники физической культуры и спорта обязаны соблюдать нормы и
правила безопасности при проведении занятий физической культурой и спортом,
спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий,
не допускать нанесения вреда здоровью, а также ущерба чести и достоинству
участников и зрителей, проявлений жестокости и насилия.
2. К судейству спортивных соревнований допускаются лица, прошедшие
специальную подготовку в физкультурно-спортивных организациях и
аттестованные спортивными федерациями как судьи по виду спорта.
3. Администрация физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений
обеспечивает надлежащее техническое оборудование мест проведения занятий и
соревнований в соответствии с правилами техники безопасности и санитарно-
гигиеническими нормами и несет ответственность, установленную законами
Российской Федерации, за вред, причиненный здоровью лиц, занимающихся
физической культурой и спортом, и зрителей.
Раздел III. Спорт
Статья 21. Понятие спорта
1. Спорт - обобщенное понятие одного из компонентов физической культуры
общества, исторически сложившегося в форме соревновательной деятельности и
специальной практики подготовки человека к соревнованиям.
2. Спортивная деятельность ориентирована на совершенствование физической
подготовленности, духовных и волевых качеств личности, на организацию
физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий и досуга населения.
Статья 22. Спорт высших достижений. Подготовка
спортсменов высокого класса
1. Спорт высших достижений - сфера спорта, обеспечивающая раскрытие
потенциальных возможностей человека, достижение высоких спортивных
результатов, установление рекордов, организацию спортивно-зрелищных
мероприятий.
2. С целью подготовки спортсменов высокого класса создаются
специализированные организации, порядок деятельности которых устанавливается
государственными органами управления физической культурой и спортом
Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
3. Учредителем (учредителями) специализированных организаций по
подготовке спортсменов высокого класса могут быть:
а) государственные органы управления физической культурой и спортом;
б) отечественные и зарубежные предприятия, учреждения и организации, их
ассоциации и другие объединения;
в) Государственный фонд физической культуры и спорта Российской
Федерации, отечественные и зарубежные общественные и частные фонды;
г) профессиональные союзы;
д) организации (объединения) физкультурно-оздоровительной и спортивной
направленности, признанные в установленном порядке;
е) физические лица.
4. Специализированные организации по подготовке спортсменов высокого
класса могут быть государственными, муниципальными, негосударственными, в
том числе частными и общественных объединений.
5. Подготовка спортсменов высокого класса осуществляется
специализированными организациями на основании определяющего формы
финансирования договора (контракта), заключаемого между специализированной
организацией и организацией (объединением) физкультурно-оздоровительной и
спортивной направленности (федерацией по виду спорта, клубом, иной
спортивной организацией), членом которой является спортсмен.
6. Подготовка к международным соревнованиям спортсменов высокого класса,
включенных федерацией по виду спорта в состав сборной команды Российской
Федерации, финансируется за счет средств, выделяемых из республиканского
бюджета Российской Федерации.
Включение спортсменов в состав сборной команды Российской Федерации
производится на конкурсной основе в соответствии с уровнем их спортивных
результатов.
7. Спортсмены высокого класса, не являющиеся членами организации
(объединения) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности,
могут осуществлять свою подготовку в специализированных организациях
подготовки спортсменов высокого класса, включая государственные, на условиях
заключаемого между спортсменом и специализированной организацией договора
(контракта), определяющего размер оплаты подготовки в индивидуальном порядке.
Статья 23. Профессиональный спорт
1. Профессиональный спорт - коммерческо-спортивная деятельность,
предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-
развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий.
2. Гражданин Российской Федерации имеет право заниматься
профессиональным спортом в качестве спортсмена или судьи по виду спорта как на
территории Российской Федерации, так и в других государствах.
3. Порядок создания и условия функционирования организаций в области
профессионального спорта регулируются законодательством Российской
Федерации.
4. Квалификационные требования к профессиям спортсмена и судьи по виду
спорта определяются государственными органами управления Российской
Федерации и республик в составе Российской Федерации в соответствии с
регламентирующими профессиональную спортивную деятельность актами
международных спортивных организаций.
Статья 24. Приемы, способы и средства, запрещенные в спорте
Использование с целью достижения спортивных результатов приемов,
способов и средств, запрещенных в спорте регламентирующими документами,
утвержденными спортивными организациями и объединениями, не допускается.
Раздел IV. Ресурсное обеспечение физической
культуры и спорта
Статья 25. Финансирование физической культуры и спорта
1. Источниками финансирования физической культуры и спорта являются
республиканский бюджет Российской Федерации, бюджеты национально-
государственных и административно-территориальных образований Российской
Федерации, вклады средств учреждений, организаций, предприятий и их
объединений, в том числе общественных объединений физкультурно-
оздоровительной и спортивной направленности, а также средства от продажи прав
на рекламу и телевизионную трансляцию спортивных мероприятий, от проведения
физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий, спортивных лотерей, средства
государственного социального страхования, благотворительные пожертвования
организаций и граждан и другие поступления.
2. Ассигнования на финансирование физической культуры и спорта
указываются в республиканском бюджете Российской Федерации отдельной
строкой. Источниками формирования Государственного фонда физической
культуры и спорта Российской Федерации являются средства в объеме не менее
двух процентов республиканского бюджета Российской Федерации; часть средств
от всех направляемых в республиканский бюджет Российской Федерации видов
налогов, взыскиваемых с физкультурно-спортивных организаций, спортивных
сооружений, оказывающих населению физкультурно-оздоровительные и
спортивные услуги, с предприятий, выпускающих продукцию и товары
спортивного назначения, с организаторов физкультурно-спортивных зрелищных
мероприятий, получающих доходы от продажи прав на телевизионную трансляцию
указанных мероприятий и размещение рекламы во время их проведения; часть
направляемых в республиканский бюджет Российской Федерации средств от
проведения всех видов спортивных лотерей, а также от продажи табачных изделий
и алкогольных напитков в размере, ежегодно определяемом Верховным Советом
Российской Федерации при утверждении бюджета; добровольные взносы
учреждений, организаций, предприятий и их объединений, физических лиц и
другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
_4(Часть вторая статьи 25 признана не действующей в части _4утверждения
Верховным Советом Российской Федерации - в ред. - Указа _4Президента
Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2288).
3. Поступления средств из внебюджетных источников не являются основанием
для сокращения бюджетных отчислений на развитие физической культуры и
спорта.
4. Доля расходов на цели развития спорта высших достижений устанавливается
в размере не более тридцати процентов средств, направляемых на развитие
физической культуры и спорта.
5. С целью привлечения дополнительных финансовых средств для развития
физической культуры и спорта государство предусматривает специальную систему
налоговых льгот, предоставляемых учреждениям, организациям, предприятиям и их
объединениям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в развитие
физической культуры и спорта в Российской Федерации. Порядок предоставления
указанных льгот определяется налоговым законодательством Российской
Федерации.
Статья 26. Государственный фонд физической культуры
и спорта Российской Федерации
1. Государственный фонд физической культуры и спорта Российской Федерации
создается в целях объединения средств, поступающих из бюджетных и
внебюджетных источников, направляемых на финансирование мероприятий,
связанных с реализацией федеральных программ в области физической культуры и
спорта, развитие народного физкультурно-спортивного движения.
2. Порядок образования Государственного фонда физической культуры и спорта
Российской Федерации, а также расходования его средств определяется
положением о Государственном фонде физической культуры и спорта Российской
Федерации, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации.
_4(Пункт второй статьи 26 признан не действующим в части _4утверждения
Верховным Советом Российской Федерации - в ред. - Указа _4Президента
Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2288).
Статья 27. Статус земель, занятых под
физкультурно-оздоровительные, спортивные и
другие рекреационно-оздоровительные сооружения
1. Земельные участки, занятые под физкультурно-оздоровительные, спортивные
и другие рекреационно-оздоровительные сооружения, включая плоскостные,
относятся к землям рекреационного назначения.
Порядок выделения и использования указанных земель определяется земельным
законодательством Российской Федерации.
2. Предоставление земельных участков для строительства рекреационно-
оздоровительных сооружений производится с учетом рекомендаций
государственных органов управления физической культурой и спортом.
Статья 28. Физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения
1. Строительство в жилых районах физкультурно-оздоровительных и
спортивных объектов осуществляется за счет средств местных бюджетов,
направляемых на жилищное строительство.
2. Местные Советы народных депутатов осуществляют контроль за
планированием, проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию на их
территориях объектов физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения в
соответствии с установленными нормами. В состав приемо-сдаточных комиссий
по вводу в эксплуатацию жилых районов включаются представители
государственных органов управления физической культурой и спортом. Акты,
подписанные без их участи, являются недействительными.
_4(Первое предложение пункта 2 статьи 28 не действует - в ред. - _4Указа
Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2288).
3. Нормативы минимальной обеспеченности жилых районов основными
физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями определяются
государственными органами управления физической культурой и спортом в
зависимости от плотности населения и местных климатических условий.
4. Не допускается строительство новых и реконструкция имеющихся
государственных образовательных и дошкольных учреждений всех типов (кроме
образовательных учреждений дополнительного образования) без физкультурно-
спортивной базы, включая плавательные бассейны, а также ликвидация
физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений без создания в пределах
той же территории (района) равноценных сооружений.
Статья 29. Использование физкультурно-оздоровительных
и спортивных сооружений не по прямому назначению
1. В случае использования физкультурно-оздоровительных и спортивных
сооружений не по прямому назначению ставки налогов, взимаемых в местный
бюджет, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской
Федерации о налогообложении.
2. Средства, полученные за счет дополнительного налогообложения, целевым
назначением направляются на развитие физической культуры и спорта.
Статья 30. Товары физкультурно-оздоровительного,
спортивного и туристского назначения
Изделия, оборудование и технические средства физкультурно-оздоровительного,
спортивного и туристского назначения, независимо от способов их изготовления и
форм реализации, относятся к группе товаров народного потребления и входят в
перечень товаров, освобожденных от налога на добавленную стоимость в
соответствии с законами Российской Федерации.
Статья 31. Профессиональная педагогическая деятельность
в области физической культуры и спорта
и профессиональная деятельность в области
лечебной физической культуры
1. К профессиональной педагогической деятельности в области физической
культуры и спорта допускаются лица, имеющие документ установленного образца о
профессиональном образовании по специальности "физическая культура и спорт",
выданный образовательным учреждением, или разрешение, выданное в
установленном порядке государственным органом управления физической
культурой и спортом Российской Федерации, республик в составе Российской
Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов
Москвы и Санкт-Петербурга.
2. В области лечебной физической культуры к профессиональной деятельности
допускаются лица, имеющие профессиональное образование по специальности
"физическая культура и спорт" или медицинское образование.
3. Лица, занимающиеся профессиональной педагогической деятельностью в
области физической культуры и спорта либо профессиональной деятельностью в
области лечебной физической культуры в качестве основного либо
дополнительного занятия в нарушение частей первой и второй настоящей статьи,
привлекаются к административной ответственности в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 32. Подготовка специалистов в области
физической культуры и спорта
1. Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта
осуществляется образовательными учреждениями, организующими свою
деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании",
по утвержденным в установленном порядке профессиональным образовательным
программам.
2. Содержание образования в государственных образовательных учреждениях в
области физической культуры и спорта должно отвечать требованиям
приоритетности развития массового спорта, оздоровительно-профилактической и
лечебной физической культуры.
3. Государственные органы управления физической культурой и спортом
совместно с государственными органами управления образованием и
здравоохранением определяют потребность в специалистах данного профиля.
Раздел V. Льготы и социальные гарантии в области
физической культуры и спорта
Статья 33. Льготные физкультурно-спортивные услуги
1. Детям из многодетных и малообеспеченных семей, детям-сиротам,
инвалидам физкультурно-спортивные услуги предоставляются бесплатно; детям
дошкольного возраста, обучающимся, а также участникам Великой Отечественной
войны и гражданам, приравненным к ним по льготам, - на льготных условиях за
счет средств местных бюджетов.
2. Участники Великой Отечественной войны, инвалиды и граждане,
приравненные к ним по льготам, имеют право на приобретение тренажеров для
занятий физическими упражнениями в домашних условиях со скидкой.
3. Перечень других категорий граждан, пользующихся физкультурно-
спортивными услугами бесплатно или на льготных условиях, а также размер льгот
устанавливаются законодательством Российской Федерации, республик в составе
Российской Федерации, решениями органов государственной власти автономной
области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-
Петербурга.
Статья 34. Охрана здоровья граждан при занятиях
физической культурой и спортом
Гражданам, здоровью которых причинен вред в связи с занятиями физической
культурой и спортом в организованной форме, гарантируется в полном объеме
медицинская, социальная, бытовая и профессиональная реабилитация в
установленном порядке и дополнительно за счет средств Государственного фонда
физической культуры и спорта Российской Федерации.
Статья 35. Ответственность за вред, причиненный
здоровью спортсмена или судьи по виду
спорта в связи с занятиями спортом
Ответственность за вред, причиненный здоровью спортсмена или судьи по
виду спорта в связи с занятиями спортом в организованной форме, определяется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора
(контракта), заключаемого спортсменом или судьей по виду спорта с организацией
(объединением) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности,
членом которой он является. Условия договора (контракта) в этой части не могут
ограничивать права спортсмена или судьи по виду спорта по сравнению с нормами
законодательства Российской Федерации.
Статья 36. Социальная защита граждан, занимающихся
физической культурой и спортом
1. На граждан, занимающихся физической культурой и спортом в
организованной форме, распространяется законодательство Российской Федерации
о социальной защите.
2. Дополнительные меры возмещения вреда, причиненного здоровью граждан в
результате занятий физической культурой и спортом, гарантируются за счет
страхования от несчастного случая, осуществляемого организацией (объединением)
физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, за спортивную
команду которой выступает гражданин, или предприятием, учреждением,
организацией, с которыми он состоит в трудовых отношениях.
3. Порядок и условия страхования профессионального спортсмена или судьи по
виду спорта определяются законодательством Российской Федерации и договором
(контрактом), заключаемым им с организацией (объединением) физкультурно-
оздоровительной и спортивной направленности.
Статья 37. Дополнительные гарантии и компенсации
спортсмену, выступающему в составе сборной
команды Российской Федерации
1. Государственные органы управления физической культурой и спортом
республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных
округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут устанавливать
за счет собственных средств денежное содержание в сумме не менее трех
установленных законодательством минимальных размеров оплаты труда
спортсмену, который входит в сборную команду Российской Федерации или
выступает в составе клубной команды по игровым видам спорта в соревнованиях
не ниже республиканского уровня.
2. Государственные органы управления физической культурой и спортом,
организации (объединения) физкультурно-оздоровительной и спортивной
направленности, предприятия, учреждения и организации, заключившие договор
(контракт) со спортсменом, выступавшим в составе сборной команды Российской
Федерации или команды мастеров по игровым видам спорта не менее пяти лет,
обязаны обеспечивать охрану его здоровья, его социальное и медицинское
страхование, трудоустройство по окончании спортивной деятельности, возмещать
расходы за вред, причиненный во время тренировки или соревнования здоровью
спортсмена, в том числе связанный с профессиональным заболеванием, повлекшим
за собой инвалидность, в порядке, установленном гражданским законодательством,
если иное не предусмотрено договором (контрактом).
Раздел VI. Заключительные положения
Статья 38. Права иностранных граждан и лиц без гражданства,
проживающих на территории Российской Федерации,
в области физической культуры и спорта
Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории
Российской Федерации, пользуются правами на занятия физической культурой и
спортом в полном объеме, предусмотренном настоящими Основами, за
исключением права выступать в составе сборной команды Российской Федерации
в международных соревнованиях.
Статья 39. Участие в международных организациях
физической культуры и спорта
На территории Российской Федерации могут создаваться филиалы и другие
структуры международных фондов и организаций физической культуры и спорта.
Любое юридическое или физическое лицо имеет право вступать в международные
организации физической культуры и спорта в соответствии с порядком,
определенным их уставами. Организации (объединения) физической культуры и
спорта Российской Федерации имеют право вовлекать в свои ряды иностранных
членов, а также самостоятельно распоряжаться целевыми поступлениями от
международных организаций, иностранных государств и частных лиц.
Статья 40. Ответственность за нарушение настоящий Основ
Должностные лица и граждане за нарушение настоящих Основ несут
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН N 4868-1 27 апреля 1993 года
|
|