Совсем недавно мы прощались
с годом 2001, со всем хорошим и плохим, что он нам принёс, с героями и
антигероями, с открытиями и разочарованиями года, взяв с собой в 2002 самое
лучшее, самое яркое и запомнившееся. Но уже эти 12 месяцев 2002 года позади, и пришло
время бросить последний взгляд на них, вспомнить лучшее из мира музыки и в
нескольких словах описать впечатления. Нет смысла говорить подробно о том, что
уже слышали в течение всего года многие, об альбомах 2002. Лишь перечислим
особо запомнившееся.
Эти 5 дисков могут в равной
степени носить гордое звание "альбом года":
MOBY "18"
Как бы ни самоповторялся MOBY, его музыка всегда очень качественна, прочувствована
и философична. Подтверждение этому – последние 2 альбома, которые вывели
музыканта на совершенно другой уровень, отличный от клубного ди-джейского. "18"
– пожалуй, лучший chillout альбом
2002 со множеством хитов и просто приятных "вещей",
способных расслабить и увести слушателя в совершенно другой мир, немного
загадочный, меланхоличный и, что самое главное, позитивный.
NORAH JONES "Come Away With
Me"
Давно ли широкая публика
вспоминала о джазе? Ценители, без сомнений, назовут десятки современных
мастеров вокального и инструментального джаза. А вот чтобы простой обыватель,
помимо таких признанных классиков жанра, как Louis Armstrong, Ella Fitzgerald, Nat "King" Cole, мог
назвать деятелей современности… После долгих раздумий
вспоминается DIANA KRALL, получившая за последние годы несколько Grammy. Её голос весьма узнаваем, но манера всё же
напоминает классических джазовых вокалисток 1940-х и 1950-х годов. В репертуаре
– джазовые стандарты тех лет. Казалось бы, по той же дороге идёт и NORAH JONES.
Популярности Норы могла бы сейчас позавидовать сама DIANA KRALL. И дело
тут вовсе не в маркетинговом продвижении альбома "Come Away With Me", а в
уникальной и необычайной притягательности звучания этой пластинки. Это одно из
самых приятных воспоминаний о годе 2002.
MARK KNOPFLER "Ragpeaker"s Dream"
Бывший лидер DIRE STRAITS, а ныне
один из самых уважаемых людей в мире музыки, sir MARK KNOPFLER с каждым
последующим сольным альбомом всё сильнее углубляется в музыку country в её традиционном звучании. В музыкальных
истоках DIRE STRAITS можно найти folk и
country основу, тщательно
завуалированную рок-н-роллом, но всё же кое-где проступающую в виде колоритной
музыкальной приправы. Слушая же сэра Нопфлера, едва ли можно поверить
что подобную музыку может исполнять британец. "Ragpeaker"s Dream" –
тёплый, домашний альбом, который идеально воспринимать долгими зимними вечерами,
сидя у камина, временами поглядывая в окно и удивляясь всеобщей красоте. Таков
весь диск от и до.
DANIEL BEDINGFIELD "Gotta Get
Thru This"
Осенью 2001 года компания POLYDOR заплатила 1 млн фунтов лишь
за дебютный сингл молодого новозеландского музыканта, живущего в
Великобритании, Дэниэла Бэдингфилда "Gotta Get Thru This". Этот хит в стиле garage DANIEL BEDINGFIELD
записал, как и многие ди-джеи, у себя в спальне на компьютере. Результат не
заставил себя ждать: огромный успех в Британии и самый успешный британский
сингл в США в 2002 году. Но рекорд-компании интересовал не только значительный
хитовый потенциал, но и то, что DANIEL –
очень стильный и разносторонний автор и исполнитель. Именно так должна звучать
качественная поп-музыка в начале третьего тысячелетия; именно так должен был
звучать MICHAEL JACKSON, чтобы, двигаясь в ногу со временем, оставаться
"королём поп-музыки". "Gotta Get Thru This" – чрезвычайно разноплановый альбом с уклоном в
танцевальную и поп-музыку. От динамичной "James
Dean" до нежной "If You"re Not The One". По диапазону и тембру голос
Дэниэла не уступает голосу Даррена Хэйза. Учитывая всё выше сказанное, DANIEL BEDINGFIELD –
открытие 2002 года.
COLDPLAY "A Rush Of Blood To The Head"
Но всё же альбом, который
оставил наилучшее впечатление в 2002 году, -- это COLDPLAY "A Rush Of Blood To The Head". В
августе мы более подробно говорили об этом замечательном диске. С уверенностью
можно сказать, что весной COLDPLAY не
останутся без наград и номинаций. Группа явно на творческом подъёме. Этот
альбом также хорошо будет слушаться и через несколько лет, ведь хорошая музыка
и качественные тексты всегда в цене.
Это были наиболее яркие диски 2002 года. А теперь несколько
слов о том, чем новым был знаменателен этот год.
На весь мир засияла молодая
звезда из Канады AVRIL LAVIGNE. Её сравнивают с ALANIS MORISSETTE. Хотя в её творчестве больше энергии, чем
серьёзности. Это MORISSETTE для
подрастающего поколения.
По-новому зазвучал BECK. И это радует. Совместно с продюсером TRAVIS и RADIOHEAD
Найджелом Голдриджем он смело продолжает экспериментировать, с каждым новым
альбомом выходя на новый для себя музыкальный уровень, стирая границы между
стилями и направлениями. Его альбом "Sea Change", в отличие от предыдущих, гораздо спокойнее,
грустнее, задумчивее… Очень сильная работа.
Для любителей спокойствия –
ещё один альбом: EVA CASSIDY "Imagine".
Очередной посмертный диск этой блюзовой-джазовой-поп-певицы. Любопытная
интерпретация "Imagine" Джона
Леннона легла в название пластинки. Не сказать, чтобы здесь было что-то очень
оригинальное… Просто, один из немногих в наше время мелодичных заметных
поп-альбомов.
В заключении, вспомним о
ветеранах. Среди множества "бледных ветеранских изданий" наиболее хорошо
выглядели JAMES TAYLOR "October Road"(его мы подробно разбирали осенью), BRUCE SPRINGSTEEN "The Rising" и PETER GABRIEL "Up". PETER GABRIEL приобрёл опыт продюсерской работы с музыкантами,
играющими worldmusic.
Это сказалось на общем настроении его нового диска. После долгих экспериментов,
саундтреков GABRIEL снова
стал более или менее понятен широкой публике.
BRUCE SPRINGSTEEN также после долгого перерыва записал летом студийный
альбом "The Rising" со своей группой последней их совместной работой
был один из символов американской музыки "Born In The USA" (1984). В 2002 SPRINGSTEEN
создал фактически такой же диск: звучание осталось в 1980-х, свежие идеи
отсутствуют… Возникает приятное воспоминание о "Born In The USA". При
всём повторении новый диск воспринимается довольно легко и доступно. Главный
его плюс – оптимизм вроде "вместе мы выстоим". Тексты "The Rising" навеяны событиями 11
сентября 2001 и полны скрытого патриотизима. А сама песня "The Rising" может
считаться одной из лучших в этом году.
Конечно, год 2002 был
гораздо шире и разнообразнее, но эти альбомы и эти музыканты составляют
собирательный образ того лучшего, что мы возьмём с собой в год следующий.
Андрей Копий
|