На главную
Студенческий форумSTIGMATA: Acoustic & Drive Show 2008, 2-03-2008, Rocco :: ФотоLuk - Sex,  24-02-2008, Rocco::Фото

Подшипник 6020 80120 nis купить в Подшипник - Подшипник 6020 ZZ (80120) sf2v.ru. **

Рубрики

Понятие и структура избирательного процесса  |  Выборы и народное голосование

Выборы как динамичная и последовательная смена организационно-правовых мероприятий представля ют собой достаточно сложный, хронологически и логически структурированный мобильный процесс, который в новейшем законодательстве получил наименование “избирательный процесс”, хотя в данном случае, возможно, более точным было бы использование термина “выборный процесс”.

Понятие и функции избирательного процесса можно реально осмыслить и достоверно объяснить только в том случае, если удастся, с учетом сложившейся общественно-политической ситуации, дать современное научное определение выборам как сложному социально му, политическому и правовому явлению. При этом важно обратить внимание на то, что система обществен ных и правовых отношений, образующих феномен выборов, не только характеризуется широким спектром воздействия на различные стороны социальной жизни, но и имеет довольно сложное внутреннее содержание, что нельзя не учитывать при исследовании проблем, связанных с понятием и содержанием избирательного (выборного) процесса.

В науке конституционного (государственного) права до принятия Российской Конституции 1993 года понятие “выборы” использовалось в основном для обозначения правового института, с помощью которого устанавлива ется порядок формирования представительных органов государственной власти. Однако с вступлением в юридическую силу Основного Закона представления о выборах как важнейшей составной части подлинной демократии существенно изменились.

В новых условиях понимание выборов как одноактного действия по реализации гражданами своего конституционного права на управление государственными и общественными делами в день голосования вряд ли можно считать обоснованным и отвечающим современным реальностям. Во-первых, избирательная кампания, в ходе которой проводятся мероприятия по подготовке и проведению голосования, обычно длится в течение нескольких месяцев. Например, по действующему законодательству избирательная кампания по проведению выборов Президента Российской Федерации должна продолжаться не менее четырех месяцев, а избирательная кампания по проведению Всероссийского референдума — не менее шести месяцев. Во-вторых, если рассматри вать российское общество как единое и целостное образование, то, учитывая разнообразие проводимых выборов1 , можно утверждать, что избирательный процесс в российском обществе практически не прекращается 2. В-третьих, нельзя забывать, что и после формирования выборных органов власти избравшие их граждане не утрачивают своих прав на управление в соответствую щей сфере общественной жизни, в частности сохраняют право контроля над выборными должностными лицами, а в некоторых предусмотренных законом случаях могут даже досрочно отозвать своих представителей из выборных органов.

Таким образом, общее универсальное понятие выборов выступает в новом качестве. Выборы — это такое политико-правовое состояние общества, которое можно характеризовать как динамичную форму постоянной активности избирательного корпуса и других участников выборов и как непрерывный процесс осуществления суверенной политической воли народа, являющейся неиссякаемым источником реальной политической и юридической силы всех властных структур, независимо от их форм и персонального состава.

Понимание выборов как демократического принципа организации общественной жизни, определенного состояния политической системы и сложного конституционно-правового института, на наш взгляд, предполагает и новый подход к осмыслению нормативно-право вых актов, которые регулируют общественные отношения в период выборов, т.е. к выборному праву.

По нашему мнению, выборное право — это такой юридический феномен, который по своему содержанию шире, чем традиционное избирательное право, обеспечивающее формирование представительных и других выборных органов государственной и местной власти. Выборное право — это совокупность правовых норм, составляющих целый ряд институтов, которые содержат юридические возможности (права, обязанности, ответственность, нормативные правила и процедуры) всех участников избирательного процесса (граждан, групп граждан, общественных объединений, органов власти) по осуществлению следующих действий:

1) избрание коллегиальных и монопредставительных (в составе одного лица) выборных органов государственной и местной власти;

2) проведение референдумов;

3) досрочный отзыв депутатов и других выборных должностных лиц;

4) формирование органов руководства выборами (избирательных комиссий);

5) формирование (избрание) постоянно действующих выборных органов объединений;

6) создание любых других органов народного представительства путем проведения демократического голосования.

Реализация участниками избирательного процесса принадлежащих им по закону выборных прав составляет основу возникновения и функционирования всех институтов народовластия. Исходя из этого некоторые ученые не без основания предлагают считать выборы органов власти, референдумы и отзыв выборных должностных лиц институтами народного голосования. Однако, на наш взгляд, не следует отождествлять выборы (как сложный социально-правовой институт) и институт народного голосования. Это смежные, но не совпадающие по своему содержанию юридические феномены. Институт народного голосования представляет собой механизм выявления и юридического закрепления политической воли участников выборов.

В этой связи представляется важным более подробно определить содержание юридического понятия “народное голосование”. Наиболее вероятной ошибкой может быть утверждение, что голосование есть получение ответов избирателей на поставленные вопросы. На наш взгляд, в правовой науке феномен народного голосования следует рассматривать как акт свободного волеизъявления голосующего избирателя (как правило, гражданина или негражданина, обладающего избирательной праводееспособностью) в процессе осуществления народовластия, влекущий за собой строго определенные юридические последствия, такие как формирование состава и придание законного характера государственной или местной власти; подтверждение суверенитета соответствующего государства над определенной территорией; установление законодательного предпочтения в решении того или иного вопроса общественной или экономической жизни. Таким образом, акт народного голосования есть процессуально-правовая форма народовластия, способ выявления и закрепления суверенной политической воли индивида, реализующего в этом случае свое конституционное право учредительного решающего голоса как основного полномочия в содержании субъективного избирательного права. Такое понимание юридического содержания термина “народное голосование” позволяет использовать категорию “выборы” во всех случаях, когда имеет место принятие юридического решения избирателями посредством голосования, в частности, при формировании органов власти, отзыве выборных должностных лиц, проведении референдумов, общих собраний и сходов граждан. Все эти институты объединяет общий механизм выявления и юридического закрепления политической воли участников возникающих властеотношений, выражающихся в акте голосования.

Можно выделить следующие основные признаки акта народного голосования как юридической категории. Во-первых, народное голосование есть способ осуществления народовластия в демократическом обществе. Во-вторых, в процессе народного голосования принимают участие только граждане (избиратели и другие участники избирательного процесса), наделенные законом избирательным правом. В-третьих, свободное волеизъявление избирателей и других субъектов выборного права в процессе народного голосования осуществляется в порядке, установленном законом. В-четвертых, принятое в результате народного голосования решение обладает более высокой юридической силой, чем любое другое решение по этому же вопросу, принятое иным способом. В-пятых, народное голосование есть механизм реализации конституционно-правовых институтов, обеспечивающих осуществление основных политических прав граждан по управлению государственными и общественными делами. Собственно акт народного голосования и обеспечивающая его организационно-правовая инфраструктура составляют избирательный, или выборный, процесс3 , процессуальную форму выборов как института народовластия. В то же время институт народного голосования, хоть он и выполняет очень важную функцию, обеспечивая осуществление народом принадлежащей ему власти, является лишь составной частью выборов.

Анализируя теоретические аспекты соотношения понятий “выборы” и “избирательный процесс”, нельзя не отметить, что проблема процессуальных форм выборных отношений имеет и практическое значение. Так, председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А. В. Иванченко справедливо отмечает, что “проблемы избирательного процесса практически столь же важны для строительства демократического общества, как и проблемы собственно материального избирательного права”
Вход


HomeКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияe-mail
© 2000-2011 Студенческий городок