Всем
привет! Согласны продолжить наше путешествие в мир театра? Путь сегодня держим
на премьеру ТЮЗа «Фанатки». Уверяю Вас, не пожалеете!
Спектакль
своеобразен, самобытен. Даже жанровое определение – почти реалити-шоу указывает
на необычность данной постановки. И в самом деле, создается впечатление, что
действие на сцене – сиюминутная реальность. Подобное ощущение достигнуто различными
приемами. К примеру, занавес был поднят, вопреки традиции, еще до того как
зрители вошли в зал. По сцене ходили сценические работники, проверяя
аппаратуру, музыканты упражнялись в игре на ударных. В общем, происходящее на
сцене очень походило на генеральную репетицию. Когда элегантная дама в
золотистом плаще (продюсер) уверенной и твердой походкой подошла к микрофону и
принялась давать распоряжения, незаметно погас свет. Примерно в это же
мгновение шоумен в ярком красном комбинезоне и причудливой фуражке объявил о
предстоящей пресс-конференции. (Зрители моментально откликнулись и стали
наперебой заявлять о своем желании задать вопрос кумиру). Подобные диалоги с
залом неоднократно возобновлялись в течение спектакля. (Взять, хотя бы, состоявшуюся
пресс-конференцию).
Спектакль
изобилует комичными ситуациями и, на мой взгляд, просто перегружен довольно
примитивными шутками. Например, прося пощады у Светы Булкиной и умоляя
сохранить себе жизнь, Верка произносит следующую фразу: «У меня дома сестренка
маленькая. Кто же ее без меня курить научит?» Или скажем, защищая Свету от
разбушевавшейся Верки, Гаранина говорит что-то вроде: «Да что ты к ней
цепляешься. Что, не видишь – она ведь совсем никакая. Точно она не здесь, а на
поэтическом вечере по стихам Ахматовой» и т.п. Подобные шуточки – отличный
способ быстро вызвать у зрителя смех. И, надо отметить, зал реагировал, как
полагается.
Что
действительно привлекало в постановке, так это психологизм во взаимоотношениях
героев пьесы (благодатная почва для психологов!).
На
первом плане любовный конфликт: отношения студентки Светы Булкиной, эстрадной
звезды Космонавта и его продюссорши Изюмской, в которых, на первый взгляд, все
ясно, а в действительности – сложно и запутанно. Режиссер пытается подчеркнуть,
что Изюмская мучает Космонавта и всех, кто его любит. Мне же показалось, что
виновником проблем является сам Космонавт, терзающий любящих его (и Изюмскую в
том числе) своим безграничным эгоцентризмом (кстати, Ирина Страхова, сыгравшая
Валерию Изюмскую согласна с моей трактовкой).
На
второй план, (конечно, очень условно) выступает тесно связанный с любовным
конфликтом конфликт поколений. Именно в непонимании матери (Людмилы Михайловны)
и дочери (Светы Булкиной) коренится источник трагизма судеб героинь. К
сожалению, лишь тогда, когда Света чуть было не сломала свою жизнь, обе поняли,
как они нужны друг другу.
Пьеса
Родиона Белецкого, по которой поставлен спектакль, названа «Фанатки». Может
показаться, что в заглавии фигурируют образы Светы Булкиной, Верки и Гараниной
(фанаток Космонавта). Посмотрев спектакль, понимаешь, что смысл заглавия
гораздо шире: все герои пьесы – фанаты. Верка, Гаранина и Света – фанатки Космонавта,
который, в свою очередь, фанат собственной персоны, Людмила Михайловна –
фанатка своей работы и социального статуса и т.д. Автор пьесы и режиссер
спектакля (Василий Богомазов) показали нам, что не нужно быть ничьим фанатом,
ведь поклоняясь чему-то или кому-то, теряешь свободу духа – свободу быть собой,
нужно просто любить…Словом, не сотвори себе кумира…
Евгения
Емельянова