На главную
AnimalJazz, 9-03-2008, Rocco::ФотоTracktor Bowling - THE BEST, 23-02-2008, Rocco::ФотоLuk - Sex,  24-02-2008, Rocco::Фото

**

Рубрики

Теория Государства и Права  |  Формы или источники права

Лекция по Теории Государства и Права
Радаев Стас

1.       Понятия Формы права.

2.       Виды форм права.

Понятие Форм Права.
Понятие источника права двоякое: источник права – это то, что обуславливает содержание норм права, во-вторых, – это то где содержаться нормы права.

Виды источников права.

1.       Источник права в материальном смысле – это материальные общественные отношения обуславливающие содержание норм права.

2.       Источник права в идеальном смысле означает совокупность юридических идей, обуславливающих содержание норм права т.е. правосознание.

3.       Источник права в специальном юридическом смысле. Это собственно форма права.

Форма права – это способ внешнего выражения и закрепления содержания норм права, которые могут быть внешние и внутренние.

Виды Форм Права.
Правовой обычай – это санкционированные государством исторически сложившиеся правила поведения (ст. 5 ГКРФ «Обычай делового оборота», признает правила, которые сложились в предпринимательской деятельности).

Санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю, а не текстуальное закрепление его в законе. Значение правового обычая, – дополняющее значение или субсидиальное. Обычаи восполняют отсутствие в законодательстве той или иной нормы.

Особенности обычая:

-          Локальность т.е. применение обычая среди небольших групп людей или территорий.

-          Стихийность возникновения.

-          Ритуальность – это выражение многих обычаев в действиях тех или иных священнослужителей.

-          Казуистичность, т.е. конкретность, индивидуальность.

-          Традиционность, т.е. преемственность идей, взглядов, образа действий предыдущих поколений.

Основные достоинства правового обычая.

-          Возникает ни сверху, а снизу и поэтому способен наиболее полно выражать волю народа.

-          Является наиболее объективной формой права поскольку выражает существующие в обществе закономерности.

-          Обычай в большинстве случаев пополняется добровольно, поскольку основан на привычках.

Недостатки:

-          Неспособность оперативно реагировать на быстро изменяющиеся общественные отношения.

-          Неопределенность, поскольку правила поведения текстуально не фиксируются.

-          Локальный характер обычая, его не большая сфера распространения.

Воздействие норм права и обычаев.

-          обычай может быть нейтральным, государство его не замечает.

-          Государство считает какой-либо обычай вредным и налагает на него уголовный или административный запрет (ст. 105 УКРФ налагает санкцию на убийства по мотивам кровной мести).

-          Государство может одобрять и поддерживать обычай (Регистрация брака в торжественной обстановке; ст. 99 Конституции РФ говорит, что первое заседание парламента открывает старейший по возрасту депутат).

Правовой прецедент (Судебный или административный) – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое становиться нормой для всех многочисленных дел возникающих в будущем. При этом обязательным для «последователей» является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела. Суть позиции властного органа на основе которой выноситься решение.

В России официальным источником права прецедент не является.

Достоинства прецедента:

-          Он является результатом логики и здравого смысла, что способствует точному урегулированию конкретного случая.

-          Имеет больший динамизм чем нормативно правовой акт. Судья способен быстрее уловить происходящее в жизни изменения и отразить их в своем решении.

Недостатки прецедента:

-          не имеет общеобязательности, присущей НПА (не проводит единой политики).

-          Не исключает возможность произвола.

-          Не определен объем его действия.

Нормативно Правовой Акт (НПА).
Это юридический акт принятый компетентным субъектами правотворчетсва и содержащий норму права.

Признаки НПА:

-          Исходит только от государственных органов, наделенных соответствующие компетенцией. Принимается в четко обозначенном порядке.

-          Проводит единую правовую политику.

-          Имеет установленную форму и реквизиты.

-          Имеет определенный порядок вступления в силу и сферу действия.

-          Использует иерархическую подчиненность, основанную на различной юридической силе отдельных актов.

Содержание НПА составляют нормы права. НПА легко систематизировать и он может быстро изменяться или дополняться в зависимости от социальных потребностей общества.

Виды НПА: 1) Законы – это юридический акт высшей юридической силы принятый высшими представительными органами власти, в особом процессуальном порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения. (Конституция → Федеральный Конституционный Закон → Федеральный Закон → Законы Субъектов Федерации).2) Подзаконные акты – это акты принятые в соответствии с законом, ему не противоречащие, которые не могут изменить или отменить закон (Постановления правительства; Указы президента; Указания, инструкции, положения, правила… Министерств и ведомств; подзаконные акты субъектов федерации; постановления администраций).

Локальные НПА

Договор нормативного содержания – это двухстороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащие нормы права. Пример: Международные соглашения; в трудовом праве – Коллективный договор между предприятием и самим работником в лице их профсоюзов.

Вход


HomeКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияe-mail
© 2000-2011 Студенческий городок