Лекция по Теории Государства и
Права
Радаев Стас
1. Понятия Формы права.
2. Виды форм права.
Понятие Форм Права.
Понятие источника права
двоякое: источник права – это то, что обуславливает содержание норм права,
во-вторых, – это то где содержаться нормы права.
Виды источников права.
1.
Источник права в материальном смысле – это материальные
общественные отношения обуславливающие содержание норм права.
2. Источник права в идеальном смысле означает
совокупность юридических идей, обуславливающих содержание норм права т.е.
правосознание.
3. Источник права в специальном юридическом
смысле. Это собственно форма права.
Форма права – это
способ внешнего выражения и закрепления содержания норм права, которые могут
быть внешние и внутренние.
Виды Форм Права.
Правовой обычай – это санкционированные государством исторически сложившиеся
правила поведения (ст. 5 ГКРФ «Обычай делового оборота», признает правила,
которые сложились в предпринимательской деятельности).
Санкционирование
осуществляется путем отсылки к обычаю, а не текстуальное закрепление его в
законе. Значение правового обычая, – дополняющее значение или субсидиальное. Обычаи восполняют отсутствие в
законодательстве той или иной нормы.
Особенности обычая:
-
Локальность
т.е. применение обычая среди небольших групп людей или территорий.
-
Стихийность
возникновения.
-
Ритуальность
– это выражение многих обычаев в действиях тех или иных священнослужителей.
-
Казуистичность, т.е. конкретность, индивидуальность.
-
Традиционность,
т.е. преемственность идей, взглядов, образа действий предыдущих поколений.
Основные достоинства правового обычая.
-
Возникает
ни сверху, а снизу и поэтому способен наиболее полно выражать волю народа.
-
Является
наиболее объективной формой права поскольку выражает существующие в обществе
закономерности.
-
Обычай в
большинстве случаев пополняется добровольно, поскольку основан на привычках.
Недостатки:
-
Неспособность оперативно реагировать на быстро изменяющиеся
общественные отношения.
-
Неопределенность,
поскольку правила поведения текстуально не фиксируются.
-
Локальный
характер обычая, его не большая сфера распространения.
Воздействие норм права и обычаев.
-
обычай
может быть нейтральным, государство его не замечает.
-
Государство
считает какой-либо обычай вредным и налагает на него уголовный или
административный запрет (ст. 105 УКРФ налагает санкцию на убийства по мотивам
кровной мести).
-
Государство
может одобрять и поддерживать обычай (Регистрация брака в торжественной
обстановке; ст. 99 Конституции РФ говорит, что первое заседание парламента
открывает старейший по возрасту депутат).
Правовой прецедент (Судебный или административный) – это судебное или
административное решение по конкретному юридическому делу, которое становиться
нормой для всех многочисленных дел возникающих в будущем. При этом обязательным
для «последователей» является не все решение или приговор, а только
«сердцевина» дела. Суть позиции властного органа на основе которой выноситься
решение.
В России официальным
источником права прецедент не является.
Достоинства прецедента:
-
Он является результатом логики и здравого смысла, что
способствует точному урегулированию конкретного случая.
-
Имеет
больший динамизм чем нормативно правовой акт. Судья способен быстрее уловить
происходящее в жизни изменения и отразить их в своем решении.
Недостатки прецедента:
-
не имеет
общеобязательности, присущей НПА (не проводит единой политики).
-
Не
исключает возможность произвола.
-
Не
определен объем его действия.
Нормативно Правовой Акт (НПА).
Это юридический акт принятый
компетентным субъектами правотворчетсва и содержащий
норму права.
Признаки НПА:
-
Исходит
только от государственных органов, наделенных соответствующие компетенцией.
Принимается в четко обозначенном порядке.
-
Проводит
единую правовую политику.
-
Имеет
установленную форму и реквизиты.
-
Имеет
определенный порядок вступления в силу и сферу действия.
-
Использует
иерархическую подчиненность, основанную на различной юридической силе отдельных
актов.
Содержание НПА
составляют нормы права. НПА легко систематизировать и он может быстро
изменяться или дополняться в зависимости от социальных потребностей общества.
Виды НПА: 1) Законы – это юридический акт высшей
юридической силы принятый высшими представительными органами власти, в особом
процессуальном порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
(Конституция → Федеральный Конституционный Закон → Федеральный
Закон → Законы Субъектов Федерации).2) Подзаконные акты – это акты принятые в соответствии с законом, ему не противоречащие,
которые не могут изменить или отменить закон (Постановления правительства;
Указы президента; Указания, инструкции, положения, правила… Министерств и
ведомств; подзаконные акты субъектов федерации; постановления администраций).
Локальные НПА
Договор нормативного
содержания – это двухстороннее или многостороннее соглашение между субъектами
правотворчества, содержащие нормы права. Пример: Международные соглашения; в
трудовом праве – Коллективный договор между предприятием и самим работником в
лице их профсоюзов.