Сегодняшнего студента, в каком бы Вузе он не учился, не
могут не беспокоить грядущие перемены в российской высшей школе. А то, что
такие перемены не за горами свидетельствует многочисленные публикации о
необходимости реформирования системы подготовки специалистов высшей
квалификации, пересмотра государственных образовательных стандартов, приведение
практики обучения в отечественном Вузе в соответствии с аналогичным процессом в
любом другом европейском учебном заведении такого уровня. Что же ожидает
российского студента в ближайшие три-четыре года мы спросили у первого
проректора Нижегородской правовой академии, заслуженного юриста РФ Гришина
Сергея Петровича.
Уместнее адресовать это вопрос новому министру образования и
науки РФ, поскольку в условиях минимальной автономии российских вузов, только
центральные органы управления образованием располагают конкретной информацией о
путях развития российской высшей школы. Что же касается влияния европейских
образовательных идей на проводимые реформы, то здесь следует отметить особую
значимость Болонской декларации. Начнем с того, что 19 сентября 2003 года
Россия наконец-то подписала этот документ. На встрече министров, отвечающих за
образование 33 европейских стран было принято коммюнике, согласно которому
Россия стала полноправным членом Болонского процесса, суть которого связывается
в создании единого образовательного процесса на всем европейском континенте.
Целями декларации, подписанной в 1999г. министрами образования Великобритании,
Германии, Италии и Франции, были сравнимость и признание дипломов и
квалификаций выпускников вузов разных стран, возможность студентам и
преподавателям свободно переходить из вуза одной страны в вуз другой страны,
при этом для первых сохраняется возможность продолжения обучения, а для других
преподавания. По все Европе вводиться двухступенчатая система подготовки
специалистов высшей квалификации, процесс освоения той или иной дисциплины
связывается с кредитной системой на базе зачетных единиц, аккредитация высших
учебных заведений осуществляется по единой процедуре, всем выпускникам
европейских вузов выдается приложение к диплому и.т.п.
Сказать, что присоединение России к Болонскому процессу
вызвало единодушное одобрение со стороны отечественного образовательного
сообщества, значит, мягко говоря, лукавить. Единодушия это решение не вызвало.
Одни это приветствуют, пологая, что давно пора было это сделать, другие
оценивают как шаг назад и как следствие этого неизбежное снижение уровня
квалификации выпускников высшей школы. Кто-то пытается найти компромисс,
считая, что удастся сохранить традиционно высокое качество подготовки в
условиях начавшихся интеграционных процессов.
На мой взгляд Болонский процесс в обозримом будущем мало что
изменит в организации высшей школы. По большому счету, Болонская конвенция
актуальна исключительно для Европы – как единой геополитической структуры. И
для ее подписантов сравнимость дипломов и миграция студентов с преподавателями
вовсе не цель, а средство. Цель в другом, в необходимости обеспечения экономики
европейских государств высококвалифицированной рабочей силой. Европа все больше
и больше становиться единым государством. Только будучи объединенной она может
выстоять в сложной конкурентной борьбе с США.
Благодаря созданию Европейского союза (ЕС) были изменены
границы, введена единая денежная единица, появилось так называемое «европейское
право». Но далеко не все проблемы нашли свое решение. Одна из них (и не
последняя по значимости) – миграция рабочей силы. Этому препятствуют и
особенности национального трудового законодательства в каждой из европейских
стран, и особенности подготовки специалистов высшей квалификации. Сегодня это
одна из причин, препятствующая дальнейшей интеграции экономики в европейском
сообществе. К примеру, гражданин Италии, приехал на работу в Германию не может
устроиться по специальности, поскольку его диплом о высшем образовании не
соответствует немецкому диплому, равно как и наоборот. Конечная цель Болонского
процесса заключается в том, что бы выпускник любого европейского вуза мог
поехать в любую страну ЕС и устроиться там на работу по полученной
специальности без каких-либо дискриминационных условий.
Мы не входим в ЕС и проблемы мобильности рабочей силы нас
волнуют постольку, поскольку этот вопрос стоит пред отечественной экономикой.
Для нас Болонская декларация важна в той части, в которой она отвечает нашим
национальным интересам и реальным возможностям. Конечно, было бы здорово
тратить 3% ВВП на научные исследования, как это предусмотрено Болонской
декларацией, но насколько это возможно в обозримом будущем, если в развитых
европейских странах тратят от 1,2 до 2,8% ВВП.
Однако такие образовательные
новации как кредитная система зачетных единиц, требования по свободному
владению одним или двумя европейскими языками, переход на двухступенчатую
систему подготовки высококвалифицированных специалистов приемлемы в российских
вуза уже сегодня. В части подхода на подготовку бакалавров и магистров, мы
имеем достаточные нормативные основания. Еще в 1996 году федеральный закон «О
высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусмотрел подготовку в
высшей школе наряду со специалистами, бакалавров и магистров. К сожалению, в
обыденном сознании россиян бакалавр и магистр воспринимаются с изрядной долей
скептицизма. Мало кто знает, в чем отличие бакалавра от специалиста, а магистр
чаще всего ассоциируется либо с Малтийским орденом,
либо с черной или белой магией. Ни то, ни другое к выпускнику вуза отношения не
имеет. Между тем в некоторых российских университетах начинают постепенно переходить
на двухступенчатую систему подготовки. Так, например, юрфак
Санкт-петербургского госуниверситета целиком перешел на подготовку бакалавров и
магистров. Только бакалавров выпускает экономический факультет МГУ им.
М.В.Ломоносова. Впоследствии бакалавр вправе продолжить учебу и получить
квалификацию магистра экономики. Думается, что этот процесс в ближайшие
три-четыре года будет распространен и на другие высшие учебные заведения. По
крайней мере на те из них, которые готовы работать по государственным образовательным
стандартам подготовки бакалавров и магистров. Кстати, для тех, кто хочет
разобраться в чем отличие между бакалавром, специалистом и магистром могут дать
простой совет. Посмотрите соответствующие государственные образовательные
стандарты по направлениям и специальностям подготовки, где наряду с перечнем
научных дисциплин и объемом часть, даются квалификационные характеристики
выпускника по каждой из этих трех ступеней высшего образования.
И в заключении, хочу отметить следующее. Как бы все мы не
относились к реформе высшей школы, радует тот факт, что осуществляются они
постепенно, с широким обсуждением в СМИ всех сколько-нибудь значимых
предложений, обязательно учитывая российские реалии. И самое главное – без
революционных перемен