Ольга Киселева занимает сегодня ведущее место среди
авангарда актуальной парижской сцены. Она принадлежит к новому поколению
российских художников, которые, активно работая в России и за рубежом, участвуя
в крупных международных выставках, сумели войти в элиту международного
современного искусства.
После окончания Петербургской Художественно-промышленной
Академии им. Штиглица, Ольга Киселева приглашена американской Fulbright
Foundation участвовать с группой художников,
философов и ученых, в работе над созданием нового графического языка
компьютерного интерфейса. С начала 90х, она сотрудничает с крупнейшими
фирмами Silicon Valley в
Калифорнии - Apple, Yahoo, Hewlett Packard, работает в
лабораториях Калифорнийского Университета. Результаты этих исследований обобщены
в диссертации, которую Ольга Киселева защищает в 1996 году на кафедре Теории
новых медиа философского факультета Сорбонны. По
приглашению Даниэля Бюрена и Понтюса
Хюльтена, в 1995 году она становится членом Высшего
института пластических искусств, где она постепенно начинает совмещать
теоретические исследования с художественной практикой.
В 1999 году Ольга Киселева осуществляет свою первую большую
акцию "How are you ?". Художница задала
этот, казалось бы банальный вопрос сотням людей, при
различных обстоятельствах, и в различных местах - от нью-йоркского World Trade Center
до буддийских монастырей в Тибете. Представленная в парижском Музее
современного искусства видеоинсталляция с
необыкновенной силой ставит вопрос о личной свободе, которая зачастую оказывается
обратно-пропорциональной не только экономическому благосостоянию, но и степени
демократизации общества.
С этого момента Ольга Киселева чередует акции организованные
в городской среде или в сети Интернет, и инсталляции в музеях и галереях. Для
10-ой Международной Биеннале современного искусства в
Дакаре (2002) она создает интерактивную инсталляцию "Что у тебя с
глазами?!". В Медине, средневековом квартале Дакара, художница публично
"обменивает" свои голубые глаза на черные глаза африканцев, буквально
переводя на пластический язык русский метафорический призыв к взаимопониманию:
"постарайся посмотреть на мир его глазами!". Проект "Where are you ?", представленный на 49-ой Венецианской Биеннале (2001) и на 7-ой Международной Биеннале
в Стамбуле (2001) предлагает зрителю принять участие в удивительном опыте, в
ходе которого он оказывается не в состоянии определить границу между правдой и
вымыслом, между реальным и виртуальным мирами...
В 2002 году Ольга Киселева получает Государственную премию
Академии Наук Франции за проект "Пропорции времени и пространства".
Совместно с научной лабораторией художница экспериментирует возможности
воздействия на окружающий мир (природные условия, климат, культурные традиции,
и т.д.), используя при этом исключительно инструменты медиа-реальности.
Произведения Ольги Киселевой принимают различную форму: от монументальной
скульптуры (" Powerbike ", 2003) до
крошечных серийных авторских объектов (" travel kit ", 2002), от сибахрома
(" The Wrong City ", 2001) до компьютерной графики (" Clones ", 2000), но наиболее впечатляющими оказываются
ее интерактивные медиа-инсталляции (" Where are you ? ",
" How are you ? "…). Благодаря ее последним работам (" Doors ", " Connection ", Fondation
Cartier pour l'art contemporain,
Paris, 2002) в международный лексикон современного искусства вошел новый термин "video in situ " .
В последние годы работы Ольги
Киселевой были в представлены в Парижском Музее современного искусства, в Музее
современного искусства Рейна София в Мадриде, в Центре Помпиду,
в Музее современного искусства KIASMA в Хельсинки, в Музее современного
искусства МОМА в Лос Аджелесе,
в Музее современного искусства САРС в Бордо, в Музее искусства Machida City в Токио, в Институте
современного искусства в Москве, в Русском Музее в
Петербурге, а также на многих международных выставках и биеннале.
Ее произведения хранятся в
Государственном Фонде современного искусства Франции, в Парижском Музее
современного искусства, в Музее современного искусства САРС в Бордо, в Музее
искусства Machida City в
Токио, в Государственном собрании современного искусства Лангедока в Монпелье, в Фонде современного искусства в Нью-Йорке, в
Русском Музее в Петербурге, а также в частных коллекциях в Европе, Америке,
Японии и Индии.
Ольга Киселева преподает современное искусство в Сорбонне.
Филип Донадини, Ванесса Канг
текст для каталога международной
выставки "Не пойман - не вор!",
Париж, 2003