Если
выглянуть из окошка холла второго жилого этажа нижегородской гостиницы
«Центральная», то виден дождик и увенчанный шпилем купол цирка – нижегородского
цирка, в котором уже двадцать три года не звучали аплодисменты. Если выйти на
балкон того же холла, видны опять же дождик и опять же цирк – но другой:
украшенный башенками желтый шатер шапито. Там с конца апреля дает представления
один из самых крупных и профессиональных цирков России и Европы, московский
«Цирк Юрия Никулина на Цветном бульваре».
За
час до начала самого первого представления директор цирка Максим Юрьевич Никулин
пообщался с избранными журналистами.
- Что
увидят зрители на арене «Цирка Юрия Никулина» в этом году?
- Мы
не строим программу по старому принципу: один заглавный, «цуговый»
номер, а все остальные ничего особенного из себя не
представляют. У нас каждый номер – эксклюзивный хит, во всех участвуют
«звезды», всемирно знаменитый артисты; есть номера с «историей», есть
сравнительно новые. Сегодня людей трудно удивить трюками. Публика устала от
рекордов, и никому не нужны эти Олимпийские игры на арене. Да, основой цирка
был и есть трюк, но все же более важно не что делается, а как. Не сколько
шариков ловит жонглер, а каков его жест, эмоциональный посыл залу. Дело в том,
что цирк – самое честное из всех искусств. Манеж круглый, зрители со всех
сторон, и спрятаться некуда; между артистами неизбежно складываются особенные
отношения, выстроенные на взаимной поддержке, потому что часто кто-то держит в
руках чью-то жизнь. Так что прежде всего важна
личность артиста, и все наши номера уникальны именно оттого, что уникальны
артисты. Мы принимаем на работу только артистов самого высокого уровня, что
порой невыгодно в финансовом плане, зато наша труппа может работать и на
Цветном бульваре, и в Нижнем Новгороде, и в Париже – и нигде нам не будет
стыдно за свой уровень. Не хочу охаивать коллег, но восемьдесят процентов
российских цирков – обыкновенная халтура. Кстати,
только наши артисты обязаны в соответствии с контрактом ежедневно посещать
балетный класс…
-
Рентабельно ли цирковое искусство?
-
Никакое искусство не может быть рентабельным. Рентабельным может быть только бизнес. Однако, условно говоря, наш цирк – это
гениальный товар, который может приносить прибыль.
Кода-то,
в советские времена, у СССР было три «экспортных кита»: спорт, Большой театр и
цирк. Спорт нес имиджевую нагрузку, а вот театр и
цирк являлись серьезными инструментами для зарабатывания
валюты.
У
нас в штате есть режиссер, балетмейстер, мастер по свету, мастер по звуку, композитор… Что обходится недешево. Впрочем, прибыль есть. Но!
Ее можно распределять по-разному. Например, один мой западный коллега, тоже
директор цирка, летает на «Боинге», и теоретически я тоже мог бы прилететь в
Нижний Новгород на собственном самолете… Если бы мы не
инвестировали прибыль в развитие, а просто делили бы ее между собой, мы бы не
были знаменитым «Цирком Юрия Никулина».
- Что вы скажете о ваших знаменитых дрессированных ежиках?
(кстати, считающихся самым экстравагантным номером с животными в мире. – М.П.).
- Ежики
дрессировке не поддаются… Тем не менее они что-то
такое делают, и хорошо смотрятся на сцене.
Взглянув
на часы, Максим Юрьевич поспешил в цирк, где уже стоял с десяток автобусов:
приехали детдомовцы. Дело в том, что «Цирк Юрия Никулина» традиционно проводит
в каждом городе благотворительный спектакль…
Мария Пантелеева