Високосный 2008 год оказался в должной степени, «на
1 день больше» насыщеннее музыкальными новинками. Хотя, всё как-обычно: провалы
и очень хорошие альбомы, проходные и «шедевры». Конечно, истинную ценность
музыкальных произведений мы узнаем хотя бы лет через 15-20, когда история
расставит всё по своим местам.
В 2008-м музыканты активно проявляли свою
гражданскую позицию в связи с предвыборной кампанией в США. Большинство
деятелей культуры США и некоторых других стран поддерживали и надеялись на
победу кандидата в президенты США от Демократической партии Барака Обамы. Пожалуй, самым заметным активистом стал BRUCE SPRINGSTEEN. Победа состоялась, и видимо, теперь
закончилась эра многочисленных антибушевских текстов,
последние 8 лет заполонивших творчество музыкантов с выраженной гражданской
позицией.
Летние Олимпийские игры, прошедшие в 2008 году в
Пекине, ещё сильнее увеличили интерес жителей Китая к download’ам и рингтонам, объём продаж
которых за этот год заметно вырос. Кстати, о download’ах. Физические продажи альбомов в 2008
году были настолько малы, что поддерживать «приличные» цифры тиражей помогали
продажи электронных «закачиваемых» альбомов. Правда, интерес к «закачиваемым»
песням всё же выше.
Британская музыка в 2008 году вернула не так давно
утерянные лидирующие или вторые после США позиции в мировой музыкальной
индустрии. Всеобщего признания добились LEONA LEWIS, COLDPLAY (группа даже в более тяжёлые годы для британской музыки была самой
востребованной за пределами родины), DUFFY, AMY
WINEHOUSE… Революция
в звукозаписывающей индустрии в виде появления альбомов сначала на сайте
музыкантов, а затем, через несколько месяцев, на традиционном CD, которую совершили в
2007 году RADIOHEAD, в 2008 повторялась неоднократно, в том числе ещё одними record-антиглобалистами
– NINE INCH NAILS. Наступает время, когда основные доходы
музыканты будут делать на сцене, а не в студии.
В 2008 сразу три легендарных рок-коллектива
выпустили громкие и заметные альбомы после долгих перерывов: AC/DC “Black Ice”, METALLICA “Death Magnetic”, GUNS N’ROSES “Chinese Democracy”. Все три
группы, по большому счёту, вернулись «к корням». Пожалуй, только GUNS N’ROSES
добавили немного электроники к своему звучанию, в остальном же риффов хватает.
Среди важных воссоединений также новый состав QUEEN: Brian Mae, Roger
Taylor, Paul Rodgers, а также возвращение VERVE с новым альбомом “Forth”.
Две кавер-версии в 2008
году были по-своему значимыми: LEONA
LEWIS при всех своих
соул-наклонностях не испортила, а исполнила ещё
прочувственнее, чем оригинал, “Run” SNOW PATROL, а “Hallelujah” Леонарда Коэна в версии покойного Джеффа Бакли снова стала большим хитом, но ещё большим – в версии
2008 года Александры Бурк №1 на рождество.
Мюзикл “Mamma
Mia” наконец-то
экранизировали. Фильм возродил интерес сразу ковсем
сборникам лучших песен ABBA.
Главные концертные туры 2008: BON JOVI (210,6 млн. $), BRUCE
SPRINGSTEEN (204,5 млн.
$), MADONNA
(185,7 млн. $), THE POLICE (149,6 млн. $), CELINE DION (91,0 млн. $), KENNY CHESNEY (86,3 млн. $), NEIL
DIAMOND (81,2 млн. $),
SPICE GIRLS (70,1 млн. $), EAGLES (56,6 млн. $), RASCAL FLATTS (55,8 млн.
$).
Среди отголосков 2007 (пластинки, вышедшие в 2007,
но успех к которым пришёл в 2008-м) выделяется дебютный альбом британской
певицы и автора собственных песен AMY
McDONALD “This Is The
Life”, который стал
хитом почти во всём мире, особенно в континентальной Европе. Альбом абсолютно
безупречный, поэтому неудивительно, что хиты из него выходили весь год.
Теперь о наиболее заметных альбомах, вышедших в
2008.
Провалы года
FLO-RIDA “Mail On Sunday”.
В противопоставление стопроцентному хиту “Low” рэппер
FLO-RIDA записал аутентичный минималистичный рэп-альбом,
изобилующий хип-хоп-штампами.
NEW KIDS ON THE BLOCK “The Block”. Один из моднейших бойз-бэндов
своего времени (конца 1980-х-начала 1990-х). На всеобщей волне «возрождений»
подобных команд в расчёте поймать выросшую некогда тинэйджерскую
аудиторию, возрождение и целый новый альбом NKOTB теряется в силу своей тотальной
непримечательности.
KATY PERRY “One Of The Boys”. Несмотря на привязчивость хита “I Kissed
A Girl” целый альбом KATY PERRY довольно тяжело слушать. Не то что бы не интересно… Как-то
необоснованно старомодно. Одним словом,
“dirty pop”.
SCARLETT JOHANSSON “Anywhere I Lay My Head”. Истинное издевательство
над творчеством Тома Уэйтса. Самый слабый альбом кавер-версий, вышедший в 2008.
KEANE “Perfect Symmetry”. Ещё недавно казалось, что этот коллектив –
лучшее, что появилось в Британии за последнее время. Однако, 3-й альбом KEANE “Perfect Symmetry” откровенно разочаровал. Мелодии стали
совсем попсовыми, впрочем, как и звучание. А ведь KEANE своё время удивили
тем, что смогли с помощью клавишных и ударных исполнять музыку, вполне
конкурирующую с лучшими образцами брит-попа и индии-рока…
Наиболее
яркие альбомы 2008
R’n’B/Soul/Rap
NE-YO “Year Of The Gentleman”. Певец, автор и продюсер NE-YO оказался
плодовитым музыкантом: в среднем, раз в полтора года он записывает по альбому.
Причём, это не безудержный поток одинаковых стандартов, а вещи весьма разные:
поп, соул, даже что-то вроде диско… Самый
запоминающийся хит NE-YO после
“So Sick” – это “Closer” – настоящее украшение альбома “Year Of The Gentleman”.
KANYE
WEST “808s & Heartbreak”. Новые стилистические и звуковые горизонты
для KANYE WEST’а открылись в 2008
году. Теперь он запел. Альбом кажется более взрослым, чем предыдущие, хотя KANYE и раньше был
достаточно серьёзен.
ESTELLE “Shine”. Британская соул-певица, записавшая с KANYE WEST хит “American Boy”, успешно дебютировала не только на родине, но и в США. ESTELLE примеряет разные
музыкальные «наряды»: от традиционного r’n’b до
reggae. В
записи пластинки, помимо KANYE
WEST, приняли
участие KARDINAL OFFISHALL, CEE-LO, JOHN LEGEND.
BEYONCE “I Am… Sasha Fierce”. Попытка некоторой
концептуальности, столь редко встречающаяся в таком прямолинейном стиле, как хип-хоп. Лучшие номера альбома – это, как ни странно,
баллады. Например, “If I Were
A Boy”…
LIL WAYNE “Tha Carter III”. Самый модный рэппер Америки LIL
WAYNE является
отражением моды в хип-хопе. Альбом содержит один из
лучших хитов года в своём жанре “Lollipop”. В целом этот альбом надо прослушать, чтобы быть в курсе музыкальной
моды. Аранжировки минималистично безупречны. Из-за
малого количества тембров даже придраться не к чему.
ADELE “19”. Красивая баллада “Chasing Pavements” стала визитной карточкой этой британской
дебютантки, весь альбом которой представляет собой полуакустический
соул.
Dance/Electronic
PENDULUM
“In Silico”. Австралийский drum’n’bass в умелом сочетании с инди-роком (правда от инди-рока
здесь только мелодии) и один из наиболее запомнившихся хитов года “Propane Nightmares”…
MOBY “Last Night”. Своими экспериментами с нью-йоркским фанком, хип-хопом MOBY отпугнул массовую
аудиторию. Остались лишь самые стойкие и верные поклонники MOBY. Эксперимент
получился, в общем, удачный. Полезно послушать тем, кто не представляет как
звучала нью-йоркская клубная музыка конца 1980-х, тесно соседствуя с хип-хопом.
SAM SPARRO “Sam Sparro”. Танцевальный «боевик» “Black & Gold” – образчик
«стильности» в современной dance-культуре. Впрочем, это, по сути, возрождённый синти-поп
начала 1980-х доведённый до требований нашего времени.
GOLDFRAPP “Seventh Tree”. Дуэт стал более акустическим, чем
когда-либо. Вокал ALISON GOLDFRAPP как никогда
камерный и чувственный. Это наименее электронная и совсем не гламурная (в отличие от прошлых двух) пластинка.
PORTISHEAD “Third”. 11-летние перерывы между студийными альбомами могут позволить себе
только самые серьёзно относящиеся к собственному творчеству коллективы.
Периодически ударяющиеся в беспросветную депрессию, уже немолодые участники
бристольского проекта, повлиявшего не только на классическое звучание стиля трип-хоп, но и на всю, как минимум, электронную, а как
максимум, альтернативную музыку 1990-х – 2000-х, переосмыслив всё, что с ними
происходило и происходить изменили своё звучание и выпустили необыкновенный по
глубине и искренности эмоций альбом “Third”…
TRICKY “Knowle West Boy”. Самый роковый альбом в дискографии одного
из пионеров трип-хопа TRICKY. Теперь стиль трип-хоп
включает гораздо большее количество разных «примесей», чем ранее. Временами TRICKY превращается из
спокойного, флегматичного «рэппера» в смелого
экспериментатора или просто в рокера-декламатора.
Jazz
THE ROY HARGROVE QUINTET “Ear Food”. Альбом состоит из 7 новых произведений и 6 кавер-версий.
Среди последних наиболее примечательна “Bring It On Home
To Me” Сэма Кука. В целом, впечатляет лёгкость мелодий
этого густо замешанного пост-бопа.
CASSANDRA WILSON “Loverly”. Пластинка целиком состоит из кавер-версий поп- и джазовых стсндартов,
среди которых “Caravan”, “’Til
There Was You”, “The Very Thought Of You”. Одна из лучших
джазовых вокалисток современности, CASSANDRA
WILSON записала ещё
более эмоциональный, чем ранее, альбом, на котором её вокальная техничность,
разумеется, безупречна. По-настоящему «теплый» альбом с бережным отношением к
классике.
Classic
MAURIZIO
POLLINI “Pollini Plays Chopin, Opp.
33-36 & 38”. В 1960-м году POLLINI
победил на конкурсе Шопена. На сегодня он один из ведущих
пианистов мира и творчество Шопена занимает в его репертуаре особое место. На
диске несколько мазурок, фортепьянных сонат и вальсов Шопена.
HILARY HAHN “Schoenberg, Sibelius Violin
Concertos”. Скрипачка HILARY HAHN исполняет скрипичный
концерт Шонберга (op.36) и скрипичный концерт Сибелиуса (op.47).
New Age/World
Music
ENYA “And Winter
Came”. Наконец-то ENYA записала Рождественский альбом. Здесь, помимо стандартов вроде “O Come O Come Emmanuel”
JOHN GREGORIUS “Heaven & Earth”. Гитарист JOHN GREGORIUS постоянно работает на территории эмбиента в духе
Брайана Ино, хотя иногда его заносит в сторону блюза
или этники.
VARIOUS ARTISTS (PETER GABRIEL & FRIENDS) “Big Blue Ball”. PETER GABRIEL периодически любит обращаться к этническим
темам. На этот раз альбом, в котором GABRIEL собрал весь цвет современного направления world music и сам периодически участвует в записи не
только как продюсер, но и как музыкант. Среди «друзей»:
NATACHA ATLAS, ANDY WHITE, VERNON REID, KARL WALLINGER, MANU KATCHE, PAPA WEMBA
и многие другие.
Country
HEIDI NEWFIELD “What Am I Waiting For”. Дебютный
сольный альбом вокалистки группы TRICK
PONY. Для тех, кто
привык к звучанию TRICK PONY разница между сольным
диском и творчеством группы будет минимальна. Главный хит альбома – песня “Johnny & June”.
SUGARLAND “Love On The Inside”. Третий, совершенно равный двум предыдущим альбом
дуэта ярких хитмейкеров из Атланты. “All I
Want To Do”
вполне можно считать новой визитной карточкой дуэта…
LADY ANTEBELLUM “Lady
Antebellum”. Трио из сердца американской кантри-музыки –
города Нэшвилла LADY ANTEBELLUM – одни из наиболее запоминающихся новичков 2008 года. В 2008-м трио
поддерживало на концертах Мартину МакБрайд. Что
касается дебютного диска, то он полон красивых баллад, возможно, лучших в
кантри-музыке этого года.
TAYLOR SWIFT “Fearless”. После сенсационного одноимённого дебюта
диска, который превратил начинающую кантри-певицу во всеамериканскую любимицу,
второй альбом “Fearless” воспринимается просто продолжением первого, изданием не худшего, а
просто такого же материала, не поместившегося на первом альбоме. Такое
впечатление оставляют многие вторые и последующие альбомы исполнителей. Такое
уж «ровное» во всех отношениях направление country & western.
Pop
JACK JOHNSON
“Sleep Through The Static”. Пляжный акустический поп в своём самом легком и доступном воплощении:
на альбоме “Sleep Through The Static” нет лишних инструментов. Идеальная музыка для подпевания и прочих “sing-a-longs”.
THE SCRIPT “The Script”. Поп-рок от ирландцев,
наслушавшихся американской музыки. Достойный европейский ответ MAROON5. “The Man Who Can’t Be Moved” и “We Cry” крутили не только
радиостанции колледжей, но и FM-станции категории “adult
contemporary”.
GABRIELLA CILMI “Lessons To Be Learned”. Юная 17-летняя
австралийская певица чередует и сочетает в своём дебютном альбоме “Lessons To Be Learned” поп, рок, соул. Результат – лучшая вещь альбома “Sweet About Me” – одно из наиболее приятных воспоминаний 2008 года.
PINK “Funhouse”. Очередная порция потенциальных хитов от PINK. “So What” – символ музыкальной осени 2008 – самая большая коммерческая удача в
карьере PINK.
KILLERS “Day & Age”. Группа резко облегчила своё звучание:
потеряли вес гитары, появилось много не встречавшихся ранее в творчестве THE KILLERS
тембров.
TAKE THAT “The
Circus”. Вдохновлённые небывалым ранее успехом
своего воссоединительного альбома “Beautiful
World” (2006) TAKE THAT записали почти полностью аналогичный диск с
простыми и красивыми мелодиями. Музыкальные приёмы хоть и стопроцентно
предсказуемые, но слушается особенно перед Рождеством хорошо.
Rock/Metal/Alternative
TV ON THE RADIO “Dear Science”. Самая гремучая смесь всех стилей, которые можно
представить. Разноэтнический состав в своём
взаимодействии создал один из уникальнейших дисков года.
GUNS N’ROSES “Chinese Democracy”. Выдержанный и тщательно продуманный и записанный альбом от рок-гения Акселя Роуза сотоварищи.
В баллады добавилась поп-сентиментальность, а в рок-н-роллах GNR добавили
агрессивности.
MGMT “Oracular Spectacular”. Американский дуэт, три года назад
именовавшийся THE MANAGEMENT, сократил
название до MGMT, добавил гитарности. Теперь рок-инструменты и электроника находятся в здоровом балансе.
Временами MGMT играют синти-поп начала 1980-х (“Electric Feel”), временами это просто ретро-электроника в
духе AIR (“Time To Pretend”, “The Handshake”), в остальных
случаях доходит и до диско-панка, и до обычного поп-рока. Альбом, который неизбежно надолго остаётся в cd-плеере.
AC/DC “Black
Ice”. Продюсер альбома Rick Rubin настоял на том, чтобы AC/DC играли так, как играли
все 34 года. В результате, своим мастерством группа приковывает внимание и
вытягивает не слишком интересные, но очень энергично сыгранные песни.
KINGS OF LEON “Only
By The Night”. Братья Followill
превратились в абсолютный мэйнстрим: от
внешности до музыкального материала. Тем не менее, “Sex On
Fire” точно войдёт в
историю.
QUEEN & PAUL RODGERS “Cosmos Rocks”. Ветераны объединились и
играют, как привыкли. Та же узнаваемая гитара Брайана Мэя,
те же слащавые баллады вроде “Say
It’s Not
True” в стиле
сольных записей Мэя. В новинку пока только
непривычное сочетание инструментально-хоровой части QUEEN с голосом
легендарной группы BAD COMPANY Полом Роджерсом.
VAMPIRE WEEKEND “Vampire Weekend”. Ещё один продукт Интернета. Группа, своей
популярностью во много м обязанная сайту myspace.com. Африканские ритмы,
наложенные на постпанк – главный секрет популярности VAMPIRE WEEKEND.
FLEET FOXES “Fleet Foxes”.
Поражающий своей красотой и мелодичностью альбом
ретро-поп-рокеров FLEET FOXES с изобилующим
многоголосиями в стиле SIMON & GARFUNKEL композициями. Интересно, каким будет следующий альбом?!
METALLICA “Death Magnetic”. Перерыв после “St. Anger” пошёл на ползу: METALLICA
вернулась к более привычному звуку с продолжительными рифами и
гитарными соло. Прибавилось классической тяжести. Всё, чего нехватало
поклонникам в последние 10 лет.
BECK “Modern Guilt”. Два гиганта – один автор и исполнитель,
другой продюсер и по совместительств половинка дуэта GNARLS BARKLEY… Конечно же это BECK и DANGER MOUSE. Последний, кстати, перед записью альбома “Modern Guilt” вдохновлялся творчеством THE BEATLES
и рок-психоделикой 60-х. Это помогло
пропитать звучание песен Бэка особой винтажностью, которая даже как-то почти полностью лишилась
иногда излишней технологичности.
THE TIN TINGS “We Started Nothing”. Ни одни хит-мелодии так не привязывались к слуху в 2008 году, как песни английского дуэта THE TIN TINGS. “That’s Not My Name”, “Great DJ”, “Shut Up And Let Me
Go”, “Be The One”… Опять золотая середина между поп- и
рок-музыкой…
WEEZER “Weezer (Red
Album)”. “…I’ll eat my
candy // With the pork and beans // Excuse my manners // If I make a scene…”. Остроумия у WEEZER не занимать. Группа продолжает из года в год играть непотопляемый
университетский пост-гранж и, самое удивительное,
каждый раз это получается мастерски. С необходимым сочетанием неглупых текстов
и по-шестидесятнически мелодичной, но по-панковски надменно-бунтарской музыки.
SIGUR ROS “Med Sud I Eyrum
Vid Spilum Endalaust“. Самый камерный и
идиллически спокойный альбом этого исландского квартета, по-прежнему являясь полносмысловым олицетворением пост-рока…
COLDPLAY “Viva La Vida Or Death And All
His
Friends”. Альбом, который был призван стать
памятником группе. COLDPLAY
настолько залюбовались собой, что подливший в огонь этого
музыкального нарциссизма продюсер BRIAN
ENO только приблизил
мечту музыкантов стать вторыми U2. Обложку можно было бы придумать самостоятельно…
Лучшие альбомы
2007
THE LAST SHADOW PUPPETS “The Age Of Understatement”. Супертрио в составе
Алекса Тёрнера из ARCTIC MONKEYS, Майлза Кейна из THE RASCALS и композитора-продюсера Джеймса Форда. Альбом выдержан в атмосфере
американских остросюжетных саундтреков 60х, легкой психоделики всё тех же 60-х и гитарно-вокального
мелодизма почти в стиле SIMON & GARFUNKEL. Очередная глыба
в истории брит-попа.
NEIL DIAMOND “Home Before Dark”. После
музыкальных реанимаций таких великих людей, как JOHNNY CASH, продюсер Rick Rubin взялся за старого крунера, которым, по большому счёту, NEIL DIAMOND и является по сей день. Очень тихий,
акустический альбом “Home Before Dark”, подобно кэшевской
поздней серии “American IV”, “American V” и т. п., раскрывает Даймонда-философа.
Несмотря на то, что один трек лучше другого, в памяти надолго оседает лишь “If I
Don’t See
You Again” – самый длинная и монументальная баллада
альбома…
DUFFY “Rockferry”. Если
вы не слышали “Mercy”, то год прошёл зря. Валлийская певица DUFFY представила свой дебютный альбом, полный
хитов в стиле LULU и DUSTIE SPRINGFIRLD. Жаль, что
самый интересный трек альбома – заглавная “Rockferry” не стала
хитом такого масштаба, как “Mercy” или хотя бы “Warwick
Avenue”…
PAUL WELLER “22 Dreams”. Девятый сольный альбом, человека, с чьим
именем ассоциируются такие проекты, как THE JAM, STYLE COUNCIL. Записанный при
участии музыкантов из OASIS, OCEAN COLOUR SCENE, BLUR
альбом “22 Dreams” настолько разнообразен, насколько интересным может быть лучший диск в
дискографии артиста. Именно так можно охарактеризовать место “22 Dreams” в дискографии Пола
Уэллера. Здесь рок-н-ролл соседствует с почти симфоническими
инструментальными номерами, короткие интермедии перерастают в полнотелые
баллады… Очень хотелось бы назвать диск лучшим альбомом года, если бы не…
GLASVEGAS “Glasvegas”. Шотландский
квартет сразу покорил прорывным хитом “Geraldine” со своими победно-меланхоличными
аккордами, немного напоминающими ранних COLDPLAY. Послушав альбом, можно обнаружить не
только приёмы в стиле JESUS & MARY CHAIN, но и совершенно
собственный музыкальный почерк, во многом, это заслуга вокалиста Джеймса Алана.
Самый интересный трек альбома – композиция “Flowers & Football Tops”, в конце которой содержится цитата фолк-стандарта
Митчелла и Дэвиса “You Are My
Sunshine”. Самый
необычный трек – баллада в жанре spoken
word “Stabbed”, в которой текст
декламируется на фоне «Лунной сонаты» Бетховена. Одним словом, альбом, который
оставляет наибольшее количество впечатлений и положительных эмоций, альбом,
замечательно сыгранный, не затянутый и оригинальный.
Не самая благополучная тенденция – лучшие альбомы
года, по своей сути, -- реинкарнация некоторых
стилей, попытка звучать, как кумиры 20-30-40-летней давности. Тем не менее, музыкальный
уровень этих альбомов был наивысшим в 2008 году.
Андрей Копий
|