Что такое аниме
и манга?
Самое простое определение выглядит так:
Манга - это японские комиксы.
Аниме - это японская анимация.
На самом деле это странно, но большинство людей почему-то считают, что
Аниме и Манга, как искусство, ограничены рамками каких-либо жанров (фантастика,
фэнтези) и графических стилей ("большие глаза"). Конечно же это не так. Термины
"манга" и "аниме" определяют только базовую культуру, на
основе которой создаются соответствующие произведения, и более ничего. Почему
же вообще имеет смысл использовать отдельные термины, почему нельзя просто
говорить "японская анимация", как мы говорим "немецкая
анимация" или "французские комиксы"? Зачем отдельные термины?
Дело в том, что японская культура анимации и комиксов, безусловно, самая
развитая и разнообразная в мире, при этом она во многом отличается от других
национальных культур анимации и комиксов.
Собственно говоря, о существовании
значительной национальной комикс - анимационной культуры можно говорить только
в приложении к таким странам как США, Япония и Франция (Германия и обе Кореи
хотят, но пока не вполне дотягивают, Россия тоже хочет, но нам еще до таких
высот развития культуры анимации далеко...). При этом США и Франция - западные страны с христианской
ментальностью, а Япония - "восточная" страна с буддийско-синтоистской
ментальностью. Сама культура Японии, претерпела за многие века совсем
немного изменений, но в тоже время она очень сильно повлияла на все
произведения искусства, не обходя своим вниманием и Мангу, и Аниме.
Поскольку с точки зрения менталитета Россия
все-таки ближе к Франции и США, японская массовая культура, частью которой
являются аниме и манга, для нас не очевидна и не всегда понятна "с первого
взгляда". Отсюда и необходимость отдельных терминов для японской анимации
и комиксов - даже если они иногда кажутся похожими на американские или
французские, глубинные культурные различия между ними все-таки весьма значительны.
С другой стороны, нет ни одной страны мира, в
какой бы такое внимание уделялось комиксам и анимации. Создатели популярных
японских комиксов - весьма состоятельные люди, наиболее известные из них -
национальные знаменитости, манга составляет около четверти всей выпускаемой в
Японии печатной продукции и читается независимо от возраста и пола. Положение
аниме несколько более скромно, но также вполне завидно. Скажем, нет ни одной
страны мира, в которой бы актеры, озвучивающие анимацию (сэйю), пользовались
таким признанием, уважением и любовью. Япония - единственная страна в мире,
выдвигавшая на Оскар за "лучший иностранный фильм" полнометражный
мультфильм.
Интересно, что если во всем остальном мире
иногда бывает так, что неудачник в литературе начинает писать сценарии
комиксов, то в Японии некоторые писатели "толстых журналов" начинали
свою карьеру как создатели манги, причем потому, что изначально считали именно
это поприще более для себя подходящим. Также и многие актеры – сэйю, которые в
других странах наверняка бы долго пробовали пробиться в мир "настоящего
кино" (и у некоторых из них это наверняка получилось бы), с самого детства
мечтали о работе на озвучивании. С другой стороны, только в Японии живут
значительные режиссеры, успешно снимающие и кино, и аниме, о которых можно
сказать, что их главные художественные достижения - все-таки в области
анимации.
Если в остальном мире анимация
"паразитирует" на кино, то в Японии ситуация обратная. Особенно это
заметно на ТВ -
сериалах, в которых актеры часто играют в аниме - стиле, и на видеоклипах, для которых молодых "звездочек"
тщательно гримируют в аниме
- стиле. Это же
характерно и для влияния аниме за рубежом. Так, братья Вачовски, создатели "Матрицы", неоднократно
признавались, что ставили себе задачу воспроизвести "в живую" стиль
японского аниме-киберпанка (в первую очередь – аниме
- фильма "Призрак в "Доспехе"). Заметим, что в Японии есть и
художественные фильмы в этом стиле. Но кто их знает, кроме больших поклонников
японского кино? А "Призрак" демонстрировался во всем мире, в том
числе и в России (на одном из фестивалей японского кино).
Многие национальные культуры боятся потерять
свою "идентичность", заимствуя что-нибудь из других культур. В
японской культуре такого страха нет (хотя и есть отдельные
паникеры-консерваторы). В японском фэнтези можно встретить не только
японо-китайских оборотней, но и европейских эльфов и гномов. В одном фэнтези
есть даже советский танк! Однако
никакой "идентичности" это не угрожает, напротив, эльфийки
становятся "японками", гномы - "японцами", а танки - вполне
национальными кошками-призраками. Даже когда создатели манги или аниме хотят
создать нечто "совершенно европейское" или "абсолютно
американское", они не могут уйти от культуры, которую впитали с молоком
матери. И именно поэтому их художественные эксперименты не разрушают японскую
культуру, а дополняют ее, расширяют ее набор приемов и идей.
Любой достойный взнос в культуру национальную
- взнос и в мировую культуру. Разве не стала мировая культура богаче от того,
что к "маленькому народцу" ирландских легенд и трагическим витязям
Толкиена добавились обаятельные ушастые аниме - эльфийки? И
японские самураи, и японские эльфы, и даже японские ковбои - все это вклад
Японии в копилку мировой культуры. Но чтобы по-настоящему его оценить, надо
знать не только мировую культуру "в общем", но и японскую культуру, в
том числе и массовую, "в частности".
Помимо прочего, аниме и манга - прекрасный
способ оценить не только то, как современные японцы отражают и переживают свои
исконные традиции, но и то, как в японских произведениях отражаются мотивы и
сюжеты других народов. И отнюдь не факт, что первое всегда интереснее второго.
Нужно очень хорошо знать японский язык и теорию литературы, чтобы по-настоящему
понять, чем японское стихосложение (и японская ментальность) отличается от европейского. А чтобы
понять, чем японские эльфийки отличаются от эльфов Толкиена,
достаточно посмотреть один - два сериала. И не факт, что вы получите только
интеллектуальное удовольствие.
Таким образом, аниме и манга - своеобразный
"черный ход" в мир японского сознания. И идя через этот ход, можно не
только сократить путь, не продираясь через все заборы и бастионы, воздвигнутые
полутора тысячелетней "высокой культурой" Японии (искусство аниме и
манги значительно моложе, и в нем меньше традиций), но и получить немалое
удовольствие. Совмещение приятного с полезным - что может быть лучше?
Манга
"Истории в картинках" известны в Японии с самого начала ее культурной
истории. Даже в курганах - кофунах (гробницах древних
правителей) археологи находят рисунки, чем-то напоминающие по идеологии и
структуре комиксы.
Распространению "историй в
картинках" всегда способствовали сложность и неоднозначность японской
письменности. Даже сейчас японские дети могут читать "взрослые" книги
и газеты только после окончания начальной школы (в 12 лет!). Практически сразу
после появления японской прозы появились и ее иллюстрированные пересказы, в
которых текста было немного, а основную роль играли иллюстрации.
За почти тысячу лет своей истории
"истории в картинках" по-разному выглядели и назывались. Слово
"манга" (буквально - "странные (или веселые) картинки,
гротески") придумал знаменитый график Хокусай Кацусика
в 1814 году, и, хотя сам художник использовал его для серии рисунков "из
жизни", термин закрепился для обозначения комиксов.
Огромное влияние на развитие манги оказала
европейская карикатура и американские комиксы, ставшие известными в Японии во
второй половине XIX века. Первая половина XX века - время поиска места комиксов
в системе японской культуры нового времени. Большую роль здесь сыграло
милитаристское правительство, использовавшее массовую культуру для воздействия
на население. Военные финансировали "правильную" мангу (она даже
ненадолго стала выходить в цвете) и запрещали мангу с политической критикой,
заставляя бывших карикатуристов осваивать приключенческие и фантастические
сюжеты (так, идея "гигантского робота" впервые появилась в
реваншистской манге 1943 года, в которой такой робот громил "ненавистные" США).
Наконец, в послевоенный период великий Тэдзука Осаму своими работами
совершил настоящую революцию в мире манги и, вместе с учениками и
последователями, сделал мангу основным направлением массовой культуры.
Манга практически всегда черно-белая, в цвете
рисуются только обложки и отдельные иллюстрации. Большая часть манги - это
сериалы "с продолжением", печатающиеся в газетах или (чаще) в
еженедельных или ежемесячных журналах. Обычный объем порции сериала в
еженедельном журнале - 15-20 страниц. Популярную у читателей мангу переиздают в
виде отдельных томов - танкобонов. Существуют,
разумеется, и короткие манга-рассказы, и манга, сразу
изданная в виде танкобонов.
Журналов, печатающих мангу, в Японии
множество. Каждый из них ориентирован на определенную аудиторию, скажем, на
младших подростков-мальчиков, интересующихся фантастикой, или на старших
подростков-девочек, интересующих балетом. Наиболее сильны различия между
женскими и мужскими журналами. Диапазон аудиторий таких журналов варьируется от
малышей (для них печатается манга без подписей) до мужчин и женщин среднего
возраста. Уже есть эксперименты и в области манги для пожилых. Конечно, такое
разнообразие аудитории породило целое множество стилей и жанров: от символизма
до фотореализма и от сказок до философских произведений и школьных учебников.
Создатель манги называется "мангака". Обычно один человек (часто - с
помощниками-подмастерьями) и рисует комикс, и пишет тексты, но встречается и
групповое творчество. Тем не менее, над одной мангой обычно более трех-четырех
человек не работает. Художественная цельность от этого повышается, а личные
доходы - растут.
Аниме
Первые эксперименты с анимацией японцы начали
в середине 1910-х, а первые аниме появились в 1917 году. Довольно долго аниме
находилось на задворках кино, однако и здесь благотворную роль сыграли
милитаристы, поддерживавшие любое "правильное" искусство. Так, два первых
больших аниме-фильма вышли в 1943 и в 1945 годах
соответственно и были "игровой" пропагандой, прославлявшей мощь
японской армии.
Как и в случае с мангой, решающую роль в
истории аниме сыграл Тэдзука Осаму,
который предложил отказаться от бессмысленного соревнования с полнометражными
фильмами Уолта Диснея и перейти к созданию ТВ-сериалов,
превосходящих американские не по качеству изображения, а по привлекательности
для аудитории.
Большая часть аниме - ТВ-сериалы
и сериалы, созданные для продажи на видео (OAV-сериалы). Однако есть и
множество ТВ-фильмов и полнометражных аниме. С точки
зрения разнообразия стилей, жанров и аудиторий манга существенно превосходит
аниме, однако последнее с каждым годом догоняет конкурентку. С другой стороны,
многие аниме - экранизации популярной манги, и они не соревнуются, а
поддерживают в коммерческом отношении друг друга. Тем не менее, большая часть
аниме - подростковое, хотя встречается и аниме для молодых людей. Аудиторию
средних лет завоевывает "семейное аниме", которое дети смотрят вместе
с родителями.
"Сериальность"
диктует свои законы - создатели аниме менее, чем аниматоры других стран,
склонны к техническим экспериментам, зато уделяют много внимания созданию
привлекательных и интересных образов персонажей (отсюда важность качественного
озвучивания) и разработке сюжета. Дизайнеры в аниме важнее аниматоров.
Созданием аниме занимаются аниме-студии,
обычно сравнительно небольшие и работающие на внешнем финансировании от
различных спонсоров (ТВ-каналы, корпорации по выпуску
игрушек, манга-издательства). Обычно такие студии
возникают вокруг нескольких выдающихся творцов, а потому студии часто присущ
определенный "студийный стиль", который задают ведущие художники.
Михеев
Дмитрий
|