Журналист: вы говорите об искусстве, о том, как оно влияет на человека и на его
жизнь. Но все, о чем вы говорите, это прошлое. Современный зритель - это совершенно
не тот человек, воспринимающий воздействие искуства,
как раньше. Этот не тот человек, кого вы изменили. Он изменил себя сам, он сам
и только сам нашел для себя духовные ориентиры, и искусство прошло мимо него в
стороне. Это глобальное изменение мира, это вход в постиндустриальную эпоху. Вы
говорите о модернизме и о социальности искусства, вы говорите об элитарном
искусстве, но вы ничего не говорите о постмодернизме, когда социальность и
элитарное искусство, соединившись вместе, создают новое сознание, как кислород
и водород, эфемерные вещества, создают воду. Это то, что существует реально.
Это то, что создало другого человека, который существует столь же реально. Этот
человек сам в своей душе и своей жизни является произведением искусства - и в
этом и есть самое серьезное отличие вчерашнего дня от сегодняшнего и
завтрашнего. Жизнь превращена в произведение искусства. Жизнь каждого
"здесь и сейчас". Вы думаете, что "Театр.doc", сломав стену
со своей стороны между театром и зрителем, сломал ее реально? Нет. Она уже
давно сломана с другой стороны, теми, кто является, по-вашему, зрителем. Такого
понятия, как зритель, больше не существует. Мы с вами две формы жизни, которые,
соединившись вместе, скоро станут чем-то совершено иным, и мы становимся этим.
Зрители могут войти на сцену и начать переигрывать вас на вашем собственном
поле ваших собственных идей. Вы готовы к этому? Нашим режиссером стала сама
жизнь, а вашим ее имитация. Вы готовы к встрече с реальной жизнью?
Художник: Гребенщиков был предтечей, но не он воплощение этого нового сознания.
Вчера и только вчера были нужны его идеи. Мы не преуменьшаем его значения, без
него не было бы "сегодня". Но символы сегодняшнего дня в России не
существуют. Они существуют, конечно, в пространствах интернета и жизни, так как
давно уже является произведением искусства. Одни из людей, кто это понимает,
написали и сняли "Ночной Дозор". Другие живут и творят в пространстве
интернета глобально и одновременно во всех уголках планеты, моментально находя
своих единомышленников. Для этих людей больше не нужен ни институт
кинематографии, ни традиционное культурное образование в области традиционного
понимания культуры вчерашнего дня, они идут и делают то, что считают нужным. Мы
хотим говорить с создателями "Ночного Дозора" и писателем Сергеем
Лукьяненко. Настало время таких, как они. Они - это просто часть зрителей,
часть нас. Мы хотим говорить с Пелевиным. С создателями фильма "Мечтатели"
Бернардо Бертолуччи. Его фильм не менее сильно меняет
мир, и именно мир сегодняшний. Но почему в его фильме не показаны ни
сумасшедший, ни бомж, ни религиозный фанатик, а показаны обычные люди,
сделавшие в жизни вовсе не политический или гражданский выбор, а люди, просто
не желающие жить по-другому, быть частью обезличивающей системы и внешне, и
внутренне?
Режиссер театра пантомимы: Человеческое достоинство требует гражданского выбора, а не ухода из
жизни "на дно", физическое или психическое. Такое искусство,
показывающее Человека с достоинством его выбора, и есть самое социальное из
всех искусств. Покажите нам ЧЕЛОВЕКА, который совершенно не обязан быть бомжом, нищим, сумасшедшим или религиозным фанатиком, кто
совсем не должен принадлежать к традиционной религии и клерикализму, но такого,
которые принесет нам свет веры в Бога? Или человека, который желает достичь
внутренней свободы, или страдащего человека, чья
жизнь имеет смысл, - и этим и только этим вы и обличите язвы общества, только
этим вы и измените его, потому что отразите реальность и нас самих в этой
реальности. Так говорит будущее, так говорит и сегодяшнее
- это когда уже нет разницы между искусством и жизнью.
Журналист: БГ нам не не принесет это понимание, эту
веру, его день - это вчерашний день. Таким человеком может быть Мэл Гибсон, создавший "Страсти Христовы", и таким
человеком для всех нас является Brad Silberling ,
создавший фильм "Город Ангелов". В этих фильмах нет ни тени
элитаризма, но в них абсолютно нет массовости, а что же заставляет зрителя
выходить потрясенным из зала? Вы сами разгадайте эту загадку - она заменит вам
массу "круглых столов".
Третий художник: Я лишь скажу: это искусство и зритель стали одним, их больше ничто не
разделяет. Это искусство стало жизнью точно так же, как мы, зрители, стали
искусством. В будущем выживет только такое искусство. Вы думаете о живописи и
видеоарте? И в Нижнем Новгороде есть художники, работающие вместе с Движением Fluxus. Их идеи реально меняют сознание человека. Но почему
мы не видим на круглых столах этих художников? И не слышим их высказываний?
Журналист: Такие художники высказываются в разных арт-кафе,
в том числе и в нашем городе в кафе «Буфет». Они выпускают газету «Что делать?»
Николай Олейников сам ведет диалог со зрителем.Новая
пресса - это точно такая же пресса, которая давно смела границы между читателем
и журналистом, именно потому у нас самая мощная аудитория. Для этого не нужны
традиционные аккредитации и сумасшешие деньги, как
для глянцевых журналов, но аудитория у новой прессы и интернет-аудитория в
несколько раз выше, чем у традиционной прессы.
Редактор газеты «Молодежная
стрелка»: Новая пресса может существовать не
только в пространствах интернета. Но это должна быть такая пресса, которая
печатает молодых авторов, которые реально талантливы, но не потому что они
позиционированы бизнесом или государством. Их издания должны быть интересны
всем. Философ найдет там свое, театральный критик - свое, любитель интеллектуального
кино или нового актуального искусства найдет там свое. И мир в новой прессе -
един. Нас интересует Африка, остров Фьюджи, Австралия
и их молодые авторы точно так же, как театр из соседнего района нашего города.
Вы говорите о коммуникационном тупике, но ведь существуют совершенно другие
формы общения. Сейчас любой человек, имеющий дома принтер, может выпускать свою
газету. Есть такие сетевые явления, как «Живой Журнал»…
Журналист: Да, Лукьяненко тоже участвует в пространствах «Живого Журнала»…
Второй художник : Если Нижний Новгород станет "Культурной Столицей" в 2006
году, - мыхотели бы увидеть людей, которые реально
меняют сознание человека.
Режиссер театра пантомимы: хотелось бы увидеть Мэла Гибсона,
Лукьяненко, Бернардо Бертолучи и Антониони,
который снял неумирающий и сегодня шедевр Zabriskie
Point.
Первый художник: Очень хотелось бы видеть художников группы Fluxus,
Йоко Оно, последователей Нам Джун
Пайка и Маклюэна, реальных теоретиков постиндустриализма. К сожалению, мы уже не сможем увидеть
изменившего мир человека Папу Иоанна Павла Второго.
Второй художник: но мы могли бы увидеть Умберто Эко, Паоло Коэльо! Если бы была реальная возможность их увидеть, – я
бы мог многое спросить у них о нашей жизни…
Журналист: Это был бы очень интересный круглый стол, интересная дискуссия….
Приглашаем читателей к разговору о том, какой бы они
хотели видеть Культурную Столицу в будущем, какие имена в мировой культуре их
привлекают. Какой они сами могли бы внести вклад в возможность встречи с
духовными лидерами общества.
Павел, Коммандер, Валерий,
Андрей, Мария, Евгений,Юрий, Helen