На главную
STIGMATA: Acoustic & Drive Show 2008, 2-03-2008, Rocco :: ФотоTracktor Bowling - THE BEST, 23-02-2008, Rocco::ФотоAnimalJazz, 9-03-2008, Rocco::Фото

**

Рубрики

Мир Граффити  |  Николай Олейников и группа FLUXUS (Йозеф Бойс, Йоко Оно, Нам Джун Пайк...)

Николай Олейников

- Николай, современные художники как будто начинают говорить со зрителем на его языке, уходит абстракция и отчужденность... Меня интересует процесс контакта с публикой, зрителем, как возникает коммуникация?
- Для того, чтобы выйти на прямой контакт с публикой мы, художники, обращаемся в тот визуальный контекст, в котором мы живем, используя, но дефрагментируя обычный язык, популярный, народный, вменяя ему другие смыслы. Именно таким образом, например, рекламное высказывание превращается в критическое по отношению к рекламе, переворачивается художниками. Чем я и занимаюсь с большим удовольствием, настолько плотно, насколько могу.

- Да, в последнее время художники хотят быть понятыми людьми, поэтому выбирают, находятся в поисках языка, который понятен аудитории.
- Художник хочет, чтобы его высказывания работали. Поэтому иногда мы говорим на языке, который понятен обычным людям. Или выходим на улицу и начинаем говорить на герметичном языке, чтобы после фрустрации заработала мысль. Это - мультикультурный феномен, дзен, православие...

- Твоя картина находится в Третьяковской галерее? А в каком зале?
- 63 зал, отдел 20 века на Крымском Валу. Портрет телеведущего "Горячая десятка", который и висит в Третьяковской Галерее.

- Кто это?
- Дмитрий Виленский. Мы сотрудничаем. Наше сотрудничество сложилось в Питере и Берлине. В прошлом году был проект "Отрицание отрицания". Дмитрий со скандалом ушел из Арсенала, а потом этот проект вышел на улицы города. Дима издает газету "Что делать?" - это идеологическая платформа многих московских художников.

- Что ты можешь сказать о видео-арте? Твоя оценка, может быть, субъективная, но все-таки оценка художника, - что приносят этим в мир современные художники?
- На польском видео-арте во многих работах есть ирония...

- ...хотя они и кажутся иногда мрачноватыми?...
- Это высказывания молодых ребят. Они легкомысленные, они не воспринимают мир серьезно. Они относятся к практике художественного высказывания как к одной из частей развлекательной машины, это ироничное поколение.

- Да, сейчас ироничны все, это идет от перегрузки информативностью, от переизбытка общения...
- В этом можно усмотреть цинизм, они отстранены критически от того, что происходит в данный момент, они не пытаются пересмотреть установки, что-то подвергнуть анализу. Иногда нужно делать так, чтобы плакали, но...

- Мне очень понравились здесь, из Каталога, не удивляйся, это случайно, твои работы и работы Ильи Кабакова.
- Илья Кабаков - один из самых значимых для меня людей, на которого можно молиться, будучи безумным, но лучше просто отстраненно наблюдать. Он - великий, не потому что он раскрученный в Америке, хотя с ним и работает профессиональный менеджер. Это художник - уникальный, слово "раскрутка" в данном случае - неинформационно. У него есть способность к анализу, понять сразу суть ситуации и четко следовать тому, о чем шла речь, своим высказыванием.

- Чем-то он мне напомнил Клее и Эшера. Математическая и психеделическая модель Вселенной...
- Да, они хорошие художники, но эти люди подверглись переработке и из них сделали рекламу.

- А сам ты пытаешься понять суть ситуации?
- Когда ты приходишь в коммуникационный тупик, когда ты ищешь коммуникацию - с этими категориями я очень сильно стараюсь работать. Чтобы каждая моя работа показывала человеку сопротивление этому тупику. Где поставить знак вопроса, я иногда задаю вопрос, не отвечая на него. Бывает такая ситуация, когда во многих коммуникативных потоках мистический прорыв не работает. Художники 1968 года сумели прорвать коммуникационный тупик в мире, они стали мессиями, но не на уровне мировой революции. Они изменили художественную ситуацию, взяли реванш, но в процентном соотношении сделали не так уж и много.

- Кто эти художники?
- В 1968 году это были художники группы FLUXUS - Josef Beys, Yoko Ono, Nam Jun Pike... Их всего было около 50 человек.

- Да, последний сформировал концепцию информационного пространства, которая сейчас стала реальностью.
- Они рождали мировой художественный контекст, сдвиг, поворот, SHIFT! Это очень важная группа, развившая идеологию концептуализма вообще.

- Да, сейчас многие лидеры Движения 1968 года - в Европрламенте.
- Их концептуализм - не гомогенный, а отстраненный, цель - показать искусство как НЕЧТО, как научный проект, а не как "часть интерьера". Один из этих людей - предыдущий Президент Латвии. Это было своего рода - развитие концепции свободного пространства...

- Расскажи, почему художника что-то заставляет всем этим заниматься?
- Художник работает, исходя из того, что он работает, поэтому он не может не работать. Это - графоманство. Жажда жизни.

- Как название романа о Ван Гоге.
- Я ищу то, что значимо, важно. Это поиск языка, который важен для всех художников, которые поняли и поймут, что творческий результат послужит импульсом к действию. Нельзя сказать, что ты нашел стратегию, если художник так скажет, значит, он остановился. Хотя у Кабакова это есть... Игра в бисер...
После языка - установка противостояния современному обществу, которое меня не устраивает как частное лицо. Любое лицо может подвергнуть сомнению общество, чтобы изыскать хотя бы какое-то подобие ответа или мнения, или же это что-то прояснит для него. Поэтому один из моих последних проектов базировался на исследовании - это был художественный проект, выставленный в Третьяковской Галерее.

- Какое исследование имелось в виду?
- Исследование в области оперирующих образов в масс-медиа. Меня в первую очередь интересовало ежедневно репродуцированные и создаваемые образы, превращающиеся в несколько потоков. Насколько эти образы могут внутренне соответствовать понятию образа в его сакральном смысле. Нас используют как материал, как некую массу, spam, и нам это не всегда ясно и мы это не всегда замечаем. Есть некая машина - манипуляторный инструмент - это СМИ. В их руках - мы находимся, но мы их не видим и никогда не увидим. И их эффект - это говорящие куклы.

- Как в МАТРИЦЕ?
- Хорошо, но еще ближе к "Бойцовскому клубу", - как раз на тех концептах. Это все только доказывает то, что и мысли, которые нас захватывают, - тоже экспериментируются ими же.

- Мы говорим и мыслим не сами по себе, но есть и социальные группы, не подчиняющиеся им...
- Мир соединяется в глобальную цепь, - в ней существуют эти микрокоммьюнити, - и благодаря этому планета пока не рассыпалась. Эта машина не учла, что глобальная цепь может быть освоена людьми, имеющими потенцию противостояния системе. Все микрокоммьюнити, знают они друг о друге или нет, - соединены в эту глобальную цепь и это не интернет.

- Это увлечение кельтами, которое есть сейчас во всем мире, это хиппи, это музыканты... Это и компании друзей - они тоже могут стать микрокоммьюнити...
- Если человек чувствует себя одиноким в своем урбанистическом районе, он находит себе выход в глобальную информационную цепь - воинство, он связан с этим воинством, воинство связано с ним. Эти интересы не связаны с системой, а возрождают микрокультуру, например, кельтскую. Или действуют образом жизни. Стало проще добраться в любой конец света. Но скоро мы вернемся опять к столетней давности - Шенген перестает действовать, Европа закрывается. Все сложнее и сложнее противостоять глобализации, децентрализовываться, ведь Шенген давал повод не принимать глобализацию методами системы.

- Ди-джеи всего мира связывают людей не методами системы, а методами микрокоммьюнити. Их музыка играет одинаковая во всех городах - от Нижнего, Парижа, Токио до США с разницей в 1-2 недели.
- Не уверен, что унификация - это так уж хорошо, музыка унифицированная и обезличенная мне нравится, но у музыки должно быть нечто собственное. Персонификация, ядро. Глобальная цепь базируется все-таки на интересах каждого, на их личности, это ее заслуга, это положенная данность, а унификацию надо принимать не с восторгом, а с осторожностью, - какие она даст плоды.
Машина захватила понятийную структуру слов - если я скажу "матрица", то это еще не значит то, что я имею в виду то же, что и все остальные.
Мы провели несколько граффити-акций.Против профанации понятийной структуры слов, против отупения. Может быть, видела: "Мобилизуй смысл в себе"? Слова - философия жизни, это просто установка, такая, как данность, с которой не поспоришь. Философия - мать жизни, она такова, что человек должен жить удобнее, комфортнее. А торговля создает ему заботу: "Ты всегда думаешь". Это не юмор, люди ищут этой заботы, и они покупают не жизнь, а телевизор, диван, обезьяну. Дьявол - обезьяна Бога, как говорил кто-то из старцев.

- Но это невинный взгляд на дьявола.
- Это - искривление, не прямая передача. Нам предлагают обезьяну каждых человеческих понятий. Предлагают заботу, а дают диван. Даже если каждый отдельный человек - внутри - это процесс творческий, а в оболочке - это чистого вида выгода. Страшный цинизм.

- В массе они бредут, как бараны.
- Но мое дело - это задать вопрос: твое ли это высказывание? Те же самые ситуционисты и великие романтики, Ги Дебор, например, пытались изменить мир разумом - они сейчас в Европарламенте.

- А современные молодые романтики чем заняты?
- Новые поколения, Хаким Бей, например, относятся со скепсисом к потенции нового микрокоммьюнити, но видят необходимость в нго создании. Чтобы внутри этого микрокоммьюнити каждый человек мог изменить положение нескольких человек и постепенно чтобы изменилось общество. Но есть опасность стать рефлексом на большом чайнике системы. А с другой стороны - не являемся ли мы тоже одной из необходимых частей системы? На каждое наше действие у них, как в Матрице, может найтись ответ.

- Какая музыка наполняет твой внутренний мир?
- Сложно сказать. Значение для меня имеет электронная музыка. Для меня она имеет те же самые смыслы, она интересует меня так же, как то, что отражает внутренний контекст жизни, либо формирует его. Интересно, что сейчас делает лейбл Ninja Tune, который заинтересовал меня пару лет назад. Каждый из этих феноменов, которые крутятся вокруг микрокоммьюнити, ошалело увлекают, являются значимыми, важными, дергают струны каждой микрореальности, но эти феномены превращаются в тренды, что откликаются на массу людей, которая любое большое культурное явление перерабатывает, оно облегчается, закатывается в глянец и дорого продается.

- А читаешь что?
- Литература попадает ко мне в руки разная, я страраюсь, чтобы она была такая же. Русская культура в глобальном контексте - литература, и поэтому текст для руского человека очень важен.
Мишель Уельбек, Сорокин, Эко...
Последняя подпитка информацией в плане профессии - это "Художественный журнал". Это формирует художника. В том числе с теоретических позиций. Художник должен быть теоретически оснащен, а этот журнал дает информацию об осмыслении действий современных художников, - о Кулике, Кабакове, Малевиче...

- Расскажи теперь о старых и новых проектах?
- Момент перфоманса - в центре города, граффити. Была задача стимулировать коммьюнити граффити-группой. Но она не ориентирована на идеологию. Мы вызвали к диалогу ряд персонажей. Мне нравилось наблюдать за девушкой, которая около 20 минут смотрела и улыбалась на граффити, но был дождь и мне было пора идти.

- К чему ты направляешь аудиторию своих радиопередач?
- Проблема ликвидации искусства! Это превращение его в другие эквиваленты. Имеет или не имеет искусство национальность... Ответствен ли художник за свое высказывание?.. Обсуждалось судебное разбирательство за выставку "Осторожно, религия". Судили организацию Сахаровского Центра. В каждой программе я разговариваю со слушателями, даю им высказать свое мнение, многие конфронтационные высказывания звучат в эфире. Издательство "Деком" выпустило по этому поводу книжку. Если кого это интересует - писылайте свои телефоны, я сделаю так, чтобы в эфире прозвучали самые острые мнения. Я устраиваю мастер-класс для тех, кто еще не сформировал свою позицию, мне важно, чтобы они научились выражать себя.

Беседовала Елена Баева

Вход


HomeКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияe-mail
© 2000-2011 Студенческий городок