- В чем Вы видите смысл Вашей деятельности?
- Для нас очень важен просветительский аспект в
деятельности ГЦСИ. Насколько мы знаем, люди Нижнего Новгорода открыты новому
веянию в искусстве, но о видео-арте у них малое представление. Мы стараемся показать
работы, но не навязывать свои концепции. Мы даем аннотации, но не настаиваем на
каком-либо восприятии. Для нас важно познакомить зрителя с образами, вызвать
отклик, интерес. И, исходя из этого, мы пытаемся представить разные работы, не
накладывая свое мнение на мнение художников, создать условия интерактива, условия нормального общения для зрителя и
художника. Для этого важен выбор помещения, пространства. Мы много работаем со
звуком и картинкой, чтобы это было высокого качества.
- Вы занимаетесь только этим, или ГЦСИ работает и в
других направлениях?
- Мы показываем актуальное искусство. Современные
люди, в целом, ориентированы на классическую традицию, но для нас важно
познакомить их с современным, точнее, актуальным, искусством. Это искусство,
которое заставляет думать, не доставляет приятных эмоций, но заставляет думать,
формировать свою активную жизненную позицию. С этим у многих есть определенные
сложности. Когда мы читаем книгу отзывов, мы видим, что люди часто не могут
пойти дальше слов «интересно», «необычно», выразить свое мнение им тяжело. Но
для нас важно, чтобы они учились формулировать свою позицию.
- Чтобы они включились в просмотр? Чтобы их отзывы
были наполнены живым смыслом?
Да, чтобы их отзывы были более активны. Это их свободный выбор. Хотя иногда
неподготовленные зрители сталкиваются вот с какой проблемой. Предположим, в
одно и то же время на выставке находится много видео-работ, и это определенным
образом влияет на режим взаимодействия зрителя с видеоискусством. Так, если
посетитель решил зайти на выставку ненадолго, он либо выбирает только несколько
работ, либо вынужден как-то ограничивать время просмотра. А в отличие от
выставки, например, классических картин, видеоработа
требует внимания зрителя - от начала и до конца – а значит, достаточно много
времени для анализа. Зрители не могут пробежаться по залу за 5 минут, надо даже
несколько раз к работам подойти, чтобы понять.
- Как Вы говорите, называется это искусство,
способное пробудить мысль современного человека?
- Contemporary Art, "актуальное искусство". Современным
искусством обычно называют созданное недавно искусство безотносительно к его
тематике, оно может в этом смысле продолжать традиции хоть классицизма…, а
актуальное – то, что откликается на нашу сегодняшнюю действительность. Это может
быть фотография, видео- и медиаискусство и т.д.
- С чем связан выбор именно этих направлений
для современных творческих людей?
- Именно эти направления сейчас активно развиваются потому,
что сознание зрителя визуализировано. Как сказал Поль Валери,
"Сознание зрителя ХХ века раздавлено кинематографом и распято на
экране" - и поэтому у нас, у современных зрителей, больше доверия к
экранному искусству, ибо экран он везде. Это влияет на сознание, на восприятие.
Считается, что увиденное на экране вызывает у зрителя доверие.
Видео-арт и телевидение возникли из одних технологий.
Видео-арт и реклама во многом схожи технологически.
Но существенное отличие видеоискусства от рекламы - в той художественной идее,
которую видеохудожник в своё произведение вкладывает
и которую он хочет донести до зрителя. И это не идея продвижения товара или
услуги, как в рекламном ролике. Интересно, что американский видео-арт
часто критикует масс-культуру (и телевидение как одно
из её проявлений). Но в Америке это показывают по телевизору, а у нас - нет.
- Для меня экран, скорее, не привлекающее средство
к искусству, а отталкивающее. Телевидение отталкивает убогостью, и мое сознание
это переносит на экраны и мониторы выставок видео-арта.
Скорее, привлекательным для подсознания был бы экран с проектором... В кино есть
некая привлекательность, тайна, удовольствие, а в телевидении - что-то
отталкивающее. Поэтому мне очень понравился экран Ольги Киселевой. Двойной
экран, мистический канал в обе стороны... Телепортация...
- Очень интересная точка зрения...
- Расскажите, пожалуйста, об архитектуре, о ваших
архитектурных конкурсах...
- Люди живут в этом городе, но они его не знают. Ведь
многие современные здания - это произведения искусства! В городе есть
прекрасные архитекторы, прекрасные проекты. ГЦСИ и газета «Биржа плюс Свой Дом»
регулярно проводят Нижегородский архитектурный рейтинг – определяются лучшие
здания, построенные в городе за последние 2 года. Эксперты, которые оценивают
нижегородскую архитектуру - известные архитекторы, критики, журналисты из
России и стран Европы. При этом все они не нижегородцы – чтобы оценка
получалась максимально объективной.
Победитель рейтинга получает торт в виде своего здания.
- Отлично придумано!
- Для нас это краеведческий аспект. То, что имя может быть у дома, люди часто
знают не всегда.
- Фотовыставки вы тоже проводите?
- Обычно фотопроектов не так много. Фотографии могут
стоить безумных денег, они чувствительны к влажности, перепаду температур. Мы
не можем картины и фотографии показывать у нас в Арсенале, и вообще адекватных
выставочных залов у нас в городе, к сожалению, крайне мало. Мы делаем
фотовыставки в других городах, например, Ульяновске, Димитровграде,
Ижевске. В этом году участвовали в «Фотобиеннале» в Москве с проектом «Лица
Волги».
- А выставки видео-арта
проходят только в "Арсенале" или еще где-нибудь?
- Клуб Light House проводит по средам, с 19.00, акции показа видео-арта "Культпросвет". Например, мы
показывали там видеопрограмму "Elecric Visions"- работы скандинавских (Дания, Исландия, Норвегия,
Швеция ) и российских видеохудожников. Мы пытаемся
осваивать аудитории кафе, клубов. Наша аудитория - это молодежь, а где ее
искать, как не в модном клубе!
Арсенал будет реставрироваться, он станет другим Арсеналом.
А сейчас у нас есть и виртуальный Арсенал. Это 13-минутная программа «Арсенал
современного искусства» (выходит в рамках телеканала "Умное Утро» на ННТВ
и «Рамблере» и с недавнего времени на канале НТР). На
каждую произвольно выбранную из алфавита букву автоматически (но
концептуально!) находится термин. Виртуальный Арсенал знакомит зрителей с
понятиями и лицами, актуального художественного процесса.
- Почему у выставки "Новая Штука из
Польши" столько пессимизма?
- Она неоднозначна. Там есть тонкая ирония. По поводу
пейнтбола, по поводу войны в Ираке. "Сон
Буша", например, это тонкая художественная провокация, -постановочные
кадры, на которых иракские женщины обнимаются с американскими солдатами (все
действующие лица – актеры).
Почему так? Потому что жизнь у нас тяжелая, а поскольку это
актуальное искусство, художники реагируют именно тем же материалом. Радужное
настроение было только в некоторых видео-работах. Но "Автоэротика"
веселая - нет партнера, но можно найти что-то такое эротичное и в самом себе,
это настраивает на шутку. Добрая работа с курочками: картины, музыка, -
искусство для ….курицы
- Что скажете о Нам Джун
Пайке и "Глобальной деревне" Маклюэна?
- Нам Джун Пайк воспринял идеи Маклюэна с
оптимизмом.. Многие тогда считали, телевидение станет средством глобальной
коммуникации, что за этим будущее. В работе под названием "Глобальный
кайф" (создана в 70-х гг. 20 века) Пайк
предполагал, что когда-нибудь телепрограмма будет толстой, как телефонный
справочник, и можно будет узнать, что делается во всем мире. Но телевидение не
оправдало этих надежд, оно становится все более попсовым,
и, вместо того, чтобы формировать вкус зрителя, подстраивается под него. И
только поздно ночью для интеллектуалов можно увидеть что-то другое.
- Но интернет сейчас
заменил телевидение, как его понимали Пайк и Маклюен.
- Да! Но Маклюэн выдвинул
идею: "Художник может управлять государством". Это утопия. Реальность
воплощения этой идеи - под очень большим сомнением. Что художник будет делать с
войной? Как управлять ею? Самое сложное, что можно сделать, - это перестроить
мозги. Если искусство пробуждает творческое начало, то это и есть настоящее
искусство.
- В какие бы одежды оно ни рядилось!
- Да, и это - ломка на ментальном уровне. Поместить
зрителя полностью в среду - это видеоинсталляция,
сделать так, чтобы он воспринимал эти картинки до головокружения... Кстати,
показанная в Арсенале с 18 августа по 5 сентября видеовыставка
так и названа "Скольжение и Головокружение". Это выставка по
результатам открытого общероссийского конкурса работ для Арсенала, победили в
конкурсе «Программа "Escape". И группа «Provmyza».
Маклюэн
сильно опередил свое время. Средства массовой коммуникации, определенно, влияют
на сознание. Когда он говорил об этом - это было нечто совершенно новое, но так
все и происходит.
- Во многом видео-арт
близок "Глобальному танцполу": клубы как
будто реализуют проект Маклюэна, только через музыку.
Это реальное достижение информационного общества, - все ди-джеи играют
одновременно во всех странах мира одну и ту же музыку, с разницей в несколько
дней. Все общество слушает одну и ту же музыку, присутствуя на едином танцполе.
- В Light House мы с DJ Kroog'ом делаем
похожую вещь с видео - показываем много видеоновинок
из разных стран…Например, документальные съемки с биеннале
современного искусства в Венеции. Не все ведь могут съездить в Италию и
познакомиться с новыми видеоработами. Но можно
увидеть это и у нас в Нижнем Новгороде.
Однажды ГЦСИ предпринял попытку соединить современную музыку
и видеоарт. Провели тогда экспериментальную вечеринку
с музыкой группы "Nuclear Losь"
и показом новосибирского видеоарта в "Матрице,
но художники несколько напряглись по этому поводу. Именно поэтому мы отказались
от соединения музыки и видео в "Культпросвете", где все работы идут с
оригинальным звуком. А вот этот звук может любым, в том числе там может быть электронная
музыка – то есть в этом случае не мы соединяем видео с этой музыкой, а сам
автор. Это видео-арт, не ди-джеинг,
а именно видео-арт в музыке.
Беседовала
Елена Баева