Школа № 183

Экспериментальная деятельность в образовательном учреждении  |  Организация экспериментальной работы

    1.     Выбор темы и её актуальность

      

       Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 183 имени Р. Алексеева, активно участвуя  в инновационных процессах в  образовании, главным средством преобразования школы в новое качество считает проектирование образовательной организации.

       В связи с этим в 2006-2007  учебном году творческим коллективом педагогических и руководящих работников школы была создана программа развития «Школа как интеллектуальная организация», в основу которой легла теория самообучающейся организации и идеи построения инновационной школы кафедры  педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО.  Программа ориентирована на придание муниципальному учреждению статуса образовательного учреждения инновационного типа – с проектной креативной культурой.

       В 2007-2008 учебном году группа педагогов школы в рамках реализации   программы развития прошла квалификационную курсовую подготовку на кафедре педагогики и андрагогики НИРО с целью формирования профессиональных умений и навыков осуществления  инновационной деятельности в образовании.

       Организация экспериментальной работы  по теме «Проектирование инновационных моделей  школы как самообучающейся организации» в 2008-2009 учебном году позволила разработать и апробировать инновационные механизмы построения пространства становления педагога и учащегося как субъекта собственной деятельности, механизмы управления  развитием  образовательной организации  и профессиональным развитием педагогов, потребность в которых остро испытывала  школа, находящаяся в режиме развития образовательных практик  и всё чаще использующая как основной вид творческой деятельности проектирование.    

    2.     Цель исследования, гипотеза, основные задачи

    Суть экспериментальной работы – организация проектного эксперимента по созданию инновационной модели школы как самообучающейся организации.

         Цель – проектирование самообучающейся  организации в МОУ средней

     общеобразовательной школе №183 имени Р. Алексеева.

      Гипотеза эксперимента: проектирование самообучающейся    организации в МОУ  средней  общеобразовательной  школе  № 183   имени

Р. Алексеева будет эффективным, если:

  • будут определены условия и механизмы построения пространства становления педагога и учащегося как субъекта собственной деятельности;
  • ведущим способом организации содержания образования и образовательного процесса станет метод проектирования;

    3) самообучающаяся    организация     станет       дидактической     моделью

         пространственной      соорганизации    детско-взрослого       сообщества;

  • в качестве критериальной базы процедуры выявления и оценки параметров самообучающейся организации выступит комплекс социальных критериев: когнитивных, эмоциональных, поведенческих и  комплекс критериев  оценки новых видов деятельности: исследований,  проектирования  и новых видов продуктов деятельности различных субъектов образовательного процесса.

   Основные задачи:

     1) определить условия и механизмы построения пространства становления 

         педагога и учащегося  как субъекта собственной деятельности;

 2) освоить  метод    проектирования  как    ведущий    способ   организации

          содержания образования и образовательного процесса;

 3)  разработать структуру пространственной организации  детско- 

      взрослого  сообщества  школы   как  самообучающейся  организации;

  • разработать   критериальную  базу  процедуры  выявления  и  оценки

 параметров самообучающейся организации.

    3.     Основные методы исследования

     Выбор методов исследования обусловлен задачами первого этапа экспериментальной деятельности, связанного с разработкой концепции предстоящей деятельности и определением основных направлений работы. Основным методом для определения появления различных эффектов инновационного развития и их динамики выбран метод наблюдения. Также использованы  различные виды анкетирования, позволяющие  выявить суждения разных участников образовательного процесса    о проводимой в школе экспериментальной работе. Школьным педагогом-психологом  с помощью тестов изучены степень готовности коллектива к инновационной деятельности   и её мотивация. Создана творческая группа, проводящая оценку содержания и первичную экспертизу полученных в ходе экспериментальной работы  продуктов (результатов): инновационных идей и предложений, сценариев уроков, мастер-классов, семинарских занятий, педсоветов, проведенных проектными командами, различных программ деятельности.

Для оценки качества проектной деятельности детско-взрослых объединений привлечены имеющие больший опыт эксперты из других   образовательных учреждений.

    4.     Основные аргументированные результаты исследования

    Одним из важных результатов первого этапа экспериментальной работы  стало изменение представления педагогического коллектива  о сущности и  конкретном содержании инновационной деятельности. Работа в проектных командах показала, что  инновационная инициатива  может стать основой формирования нового педагогического профессионального становления и частью массовой образовательной практики. Так, команда  педагогов и учащихся школы, начав в  этом учебном  году работу  над реализацией проекта «Интернет-ресурсный медиацентр» в рамках программы развития  школы, не только  разработала технологическую цепочку создания простых программ для работы с интерактивными досками  с использованием ресурсов как школьного, так и глобального информационного пространства, но и  представила готовый продукт на школьном семинаре-практикуме и выступила в роли тьюторов для группы заинтересовавшихся этим видом деятельности учителей-предметников. Таким образом проявилась субъектность  деятельности как характерная черта самообучающейся организации.

      Результативной оказалась работа  группы педагогов, обучающихся на курсах повышения квалификации по теме «Технология проектирования индивидуальных траекторий развития личности учителя и ученика». Активизировалась деятельность по выдвижению и оценке значимости для школы инновационных педагогических идей, стратегических образовательных инициатив. Интерес вызвали  занятия по освоению способов экспертизы инновационных предложений и составлению паспорта инновационного проекта.

      Работа в эксперименте и реализация отдельных проектов программы развития  привела к смене традиционных форм деятельности на новые формы: изменилась структура педсоветов и школьных семинаров, начали работу мастерские, мастер-классы, образцы деятельности экспонируются в форме презентаций, портфолио,  организуются творческие студии и группы (в том числе и  проектные) при интерактивном музее Р. Алексеева.

    5.     Основные выводы и предложения

     Подведение итогов первого года работы в проектном эксперименте позволяет говорить о выполнении основных задач экспериментальной работы на данном этапе: в педагогическом коллективе возросло количество  людей, осознанно принявших и освоивших метод проектирования как основной способ организации содержания образования и образовательного процесса. Созданы новые проектные команды. Разработаны некоторые новые формы управления командными структурами в образовательном процессе. Вместе с тем  школа не решила проблемы психолого-педагогического содействия проектной деятельности детско-взрослых сообществ. Школьный психолог нуждается в специальной курсовой подготовке или стажировке в имеющем подобный опыт образовательном учреждении.

      Проектная деятельность педагогов во многом ещё основана на знаниях и интересах в  предметной области. Ближайшей задачей видится  реализация в работе над проектами личностных качеств  и интеллектуального потенциала  педагогов, что послужит их саморазвитию.

      Продолжение занятий по теме эксперимента на курсах повышения квалификации, возможность обмена технологиями, программами, алгоритмами работы в рамках деятельности профессионального сообщества со сходными  взглядами на инновационные  процессы в образовании представляются крайне необходимыми для подготовки тьюторов.

       Требует серьёзного продолжения  работа над критериальной базой оценки параметров построения  самообучающейся организации, проектированием научно-сервисного сопровождения инновационной деятельности в конкретной школе.

      Хотелось бы, чтобы участниками научно-практических семинаров, слушателями публичных отчетов в сетевом проекте всегда были не только руководители образовательных учреждений, но и педагоги.


41

Отчёт по организации экспериментальной работы на промежуточном этапе эксперимента

№ п/п

Этап эксперимента

Направления

Мероприятия

Продукт (результат)

1

2

3

4

5

Первый  этап

Организационная деятельность

1.Педагогический совет «Место МОУ СОШ № 183 имени Р. Алексеева  в сетевом проекте «Нижегородская инновационная школа»

2.Разработка и утверждение плана экспериментальной работы школы по теме «Проектирование инновационных моделей школы как самообучающейся организации» на 2008-2009 учебный год

3.Создание и размещение в локальной сети ОУ электронного информационного вестника 

по инновационной работе школы в сетевом проекте

4.Представление сетевого проекта «Нижегородская инновационная школа» и плана эксперимента на год Совету ОУ и Попечительскому совету школы с целью разработки программы совместной деятельности

Создание команды педагогов

для работы в рамках эксперимента

План мероприятий

Электронная нормативная база и электронный информационный бюллетень по экспериментальной деятельности ОУ

Программа поддержки экспериментальной работы школы органами школьного общественного самоуправления

Содержательная деятельность

1.Создание словаря-тезауруса по теме экспериментальной работы и корректировка  словаря по теме программы развития ОУ

2.Работа  по проектам программы развития ОУ,

в том числе по проекту «Интернет-ресурсный медиацентр»

3.Составление индивидуальных программ эксперимента

4.Организация  тематических исследований

5.Проведение школьного семинара по теме «Современные технологии изучения, обобщения и диссеминации инновационного опыта учителя»

6.Обучение команды педагогов на квалификационных курсах «Технология проектирования индивидуальных траекторий развития личности учителя и ученика»

7.Мастер-классы для педагогов школы

Электронная версия словаря

Создание электронного банка инновационных педагогических и управленческих решений

Создание развивающей образователь-ной программы для учащихся классов по системе Л.В. Занкова, перешедших на вторую ступень обучения

Исследование динамики отношения педагогов к включению коллектива

в работу в сетевом эксперименте

Информационные карты передового опыта

Круглый стол для педагогов

                                                                                                                                                                                                

Публикации по направлениям экспериментальной  деятельности

№ п/п

Наименование публикации

Жанр

Наименование издания

Выходные данные

Кол-во

п.л.

Соавторы

1

2

3

4

5

6

7

 1.

«Проектирование инновационных моделей школы: из опыта работы

МОУ средней общеобразовательной  школы №183 имени Р. Алексеева»

статья

Сборник научно-методических статей из опыта работы

школ-участников ПНПО

Сормовского района

г. Н.Новгорода

 готовится к печати

0,5 п.л.

Директор                                                                            МОУ СОШ № 183 имени Р. Алексеева                                 В.Н. Соколов                                                  зам. директора по УВР                                        Т.В. Ханьжина

 

                                                                                                                                                                                   

43

Представление результатов экспериментальной  деятельности на конференциях и семинарах

п/п

Название конференции (семинара)

Статус

Место проведения

Форма представления результатов

Тема

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

«Роль ОУ в организации экспериментальной работы»

районный

семинар-совещание

МОУ лицей № 82 Сормовского района

г. Н.Новгорода

Выступление

зам. директора по УВР

Т.В. Ханьжиной

«Новые формы  профессиональной подготовки кадров в условиях эксперимента: тьюторское сопровождение деятельности педагогов ОУ»


  1. Деятельность экспериментальной площадки
    кафедры экономического образования ГОУ ДПО НИРО И
    МОУ СОШ № 183 имени Р.Алексеева
    «Разработка и апробация интегрированного курса «Экономика и право»
    в 8-9 классах» в 2008-2009 учебном году
  2. Организация экспериментальной работы
    по теме «Проектирование инновационных моделей школы как самообучающейся организации»
    в 2008-2009 учебном году



© 2007 School №183