Школа № 183

Экспериментальная деятельность в образовательном учреждении  |  Деятельность экспериментальной площадки

1.Актуальность выбранной темы.

     

  В начале ХХI века мир вступил в период качественных изменений. Новые вызовы времени  порождают новые требования к образованию, целью которого должно стать развитие личности учащихся, формирование у них таких качеств и умений, которые помогли бы им ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно решать проблемы, делать осознанный выбор, проявлять инициативу. Учащиеся должны приобрести ключевые компетенции, чтобы быть успешными в конкурентной  среде.

  Программа интегрированного курса  «Экономика и право» позволит обучающимся получить целостное представление об экономико-правовых проблемах современного мира,    рассмотреть две стороны жизни государства, тесно связанные между собой.  Данная программа  поможет  избежать искусственного разделения предметов  в представлении учащихся  и родителей, ликвидировать дублирование времени на изучение родственных тем  в курсе «Экономика» и в курсе «Право».

     

            2.Цель эксперимента, основные задачи.

         Цель эксперимента: создание и апробация программы интегрированного курса «Экономика и право» для 8-9 классов. Повышение интереса у учащихся к практической направленности  изучаемого предмета, совершенствование прикладного характера  разрабатываемого курса, проведение предпрофильной подготовки учащихся.

       

         Основные задачи эксперимента:

         1.Разработка проекта программы в 8-9  классах  и составление

            учебно-тематического планирования на 9 класс.

         2.Апробация  проекта программы на базе 9 «А» класса.

         3.Выбор оптимального варианта УМК.

         4.Создание системы критериев  и показателей отслеживания

             результатов  работы  по предложенной программе.

         5. Организация и проведение мониторинга эксперимента на уровне

             школы и НИРО.

         6.Анализ и корректировка предложенного проекта программы.

3.Методы исследования, проводимые в ходе эксперимента.

          

 Экспериментальная работа проводилась на базе 9 «А» класса:

А) с учащимися:

  В ходе эксперимента была использованы следующие технологии:

-тестирование учащихся;

-контрольные работы;

-работа с дополнительной литературой;

-выдвижение и сравнение гипотез той или иной проблемы;

-исследование проблемы (при написании рефератов);

-работа в группах;

-ролевые игры  - 3 открытых урока;

-практикумы по юридическим документам;

-методы кластеров.

Б) с учителями:

-выступление на районном методическом объединении учителей истории  по проблеме: «Правовое образование как способ подготовки»;

 -выступление на педагогическом совете «Новое качество образования: оценки, запросы, перспективы», декабрь 2008

- выступление на школьном методическом семинаре: «Инновационные                     образовательные технологии: возможности использования в условиях конкретной школы» в  марте 2009     года;

-  выступление на школьном методическом совете и Совете образовательного учреждения по проблемам работы с одаренными детьми;

-  выступление на школьном методическом объединении учителей истории «Использование активных форм обучения на уроке » в ноябре 2008 года;

-  выступление   на   методическом     объединении     учителей    истории «Методика работы с одаренными детьми » в марте 2009 года;

-  выступление   на   методическом     объединении     учителей    естественнонаучного цикла «Развитие   логического   мышления   учащихся    в      процессе    решения экономических  задач» в марте 2007 года;

-совещание при директоре по вопросам проведения экспериментальной работы;

4.Результаты исследования и их обоснованность.

   Внедрение результатов исследования в практику.

            Экспериментальная работа на П этапе началась  с тестирования участников эксперимента на предмет продолжения курса в 9 классе, разработки проекта учебно-тематического планирования  курса Экономика и право в 9 классе.

           В процессе проведения эксперимента были проанкетированы родители, учащиеся, коллектив. Целью анкетирования было выяснить  профессиональную ориентацию, желание учащихся продолжать работать по данному направлению   и возможности родителей оказывать помощь ребятам в изучении данного курса, отношение педагогов к инновационному компоненту обучения. По результатам анкетирования была определена заинтересованность и способность всех участников образовательного процесса в дальнейшем изучении  данного курса в классах П ступени.

          Совместно с психологом школы, классным руководителем и учителями-экспериментаторами были внесены изменения в психолого-педагогическую характеристику класса. Основным мотивом деятельности учащихся является устойчивый  интерес к обучению. Учащиеся класса посещают индивидуальные и факультативные  занятия, позволяющие им применять знания в новых условиях.

      Учителя-участники эксперимента  прошли курсовую подготовку  по теме « Теория и методика преподавания истории и обществознания: современные подходы», «Школа  как интеллектуальная организация», имеют высшую квалификационную категорию, принимают участие в инновациях с 2004 года.

         В течение 2008-2009 года в рамках данного эксперимента проведено открытое мероприятие (открытый урок-учитель  Мещанинова Г.И..) для учителей школы с целью  обмена  опытом. Методическая разработка урока используется учителями школы. На  базе школы работает консультационный  центр  для учителей истории и гражданского образования по преподаванию основ правовых знаний.

         На заседании РМО учителей экономики  по проблемам организации экспериментальной работы в школе  выступила учитель Конева В.Ф. В своем выступлении   обозначила  необходимость и значимость использования новых учебных технологий в изучении  создаваемого курса.

        Результаты экспериментальной деятельности неоднократно обсуждались на совещаниях при директоре и  были представлены на педагогическом совете «Новое качество образования: оценки, запросы, перспективы», декабрь 2008

(см. приложение № 1).

       Анализ контрольных работ по данным курсам (было проведено 4 контрольные работы) свидетельствует о том, что дети  справляются с предложенным вариантом программы и  показывают неплохие результаты , что позволят сделать вывод о  возможностях ведения данного курса в дальнейшем (см. приложение №  2).  По результатам проведенных контрольных работ, тестов, обсуждений на совещаниях по экспериментальной работе  можно определить  вопросы и отдельные темы, которые вызывают у ребят затруднения, которые ясны и интересны учащимся, и  внести коррективы в проект  программы и учебно-тематического планирования.

5.Теоретическая и практическая значимость исследования.

1.Содержание программы может быть основой научно-методических рекомендаций для  преподавателей.

2.Результат эксперимента может быть материалом для выступления на конференции по проблемам интегрированного обучения.

3.Проект программы может быть использован для публикации в сборнике научно-методических  материалов.

4.Программа может быть апробирована  в рамках эксперимента и внедрена в вариативную часть учебного плана.

5.Программа может быть использована учителями профессионального сообщества и внедрена в практику.

6.Введение интегрированного курса Экономика и право в  вариативную часть учебного плана способствует приобретению ключевых компетенций, чтобы быть успешными в конкурентной  среде.

7.В процессе изучения данного курса, обучающиеся лучше подготовятся к продолжению образования в Ш ступени.

8.Данный интегрированный курс помогает разобраться в окружающей жизни, в происходящих событиях, формирует мировоззрение, учит оценивать свои поступки и поступки других.

9.По результатам эксперимента можно судить о широкой  социальной и познавательной, деловой и воспитательной  значимости предмета.

6.Выводы и предложения.

           По итогам экспериментальной работы учителями-экспериментаторами разработан проект программы интегрированного курса Экономика и право для 8-9  класса, составлено учебно-тематическое планирование на  2 часа, 4 часа в неделю   (см. приложение №   3).

          По  результату апробации программы, используя различные методы исследования, учителями-экспериментаторами    проанализированы положительные и отрицательные моменты (трудности, сложности и успехи) проекта программы и имеют возможности для дальнейшего совершенствования   программы интегрированного курса, создания системы творческих заданий по данному курсу, пополнения методической копилки литературой для саморазвития ученика и учителя.

            Разработанный  интегрированный  курс  Экономика и право  имеет практическое значение, может быть использован учителями профессионального сообщества и   внедрен в вариативную часть учебного плана.

Отчет научного руководителя по организации экспериментальной работы

на промежуточном этапе эксперимента

№ п.п

Тема эксперимента

ОУ-экспериментальные площадки

Этап эксперимента

Продукт

( результат)

1

2

3

4

5

1

Разработка и апробация интегрированного курса «Экономика и право» 

для 8-9 классов

Школа № 183 имени Р.Алексеева

2 этап

2008-2009 уч.год

Программа интегрированного  курса «Экономика и право»

для 8-9 классов


35

Отчет научного руководителя по организации экспериментальной работы

на промежуточном этапе эксперимента

№ п.п

Тема эксперимента

ОУ-экспериментальные площадки

Этап эксперимента

Продукт

( результат)

1

2

3

4

5

1

Разработка и апробация интегрированного курса «Экономика и право» 

для 8-9 классов

Школа № 183 имени Р.Алексеева

2 этап

2008-2009 уч.год

Программа интегрированного  курса «Экономика и право»

для 8-9 классов

Публикации по направлениям экспериментальной деятельности

№ п/п

Наименование публикации

Жанр

Наименование издания

Выходные данные

Количество п.п.

Соавторы

1

Интеллектуальные конкурсы:

путь к успеху

статья

Практика административной работы

Журнал

№ 1,2007

0,5 п.л.

-

                                                                                                                                                    

Представление результатов  экспериментальной деятельности на конференциях и семинарах

№ п.п.

Название конференции

( семинара)

Статус конференции

( семинара)

Место проведения

Форма представления результата

Тема

1.

Инновации  в преподавании гуманитарных  дисциплин

Школьный семинар

Школа

№ 183

доклад

«Инновационные образовательные технологии: возможности использования

в условиях конкретной школы».

2.

Районное  методическое объединение учителей истории

Районный

Школа района

Доклад

«Методика работы с одаренными детьми».

3.

Школьное методическое объединение учителей естественнонаучного цикла

Школьный

Школа

№ 183

Доклад

«Развитие логического мышления учащихся в процессе решения экономических задач».

4.

Педагогический совет

Школьный

Школа

№ 183

Доклад

«Новое качество образования:  оценки, запросы, перспективы».

  1. Деятельность экспериментальной площадки
    кафедры экономического образования ГОУ ДПО НИРО И
    МОУ СОШ № 183 имени Р.Алексеева
    «Разработка и апробация интегрированного курса «Экономика и право»
    в 8-9 классах» в 2008-2009 учебном году
  2. Организация экспериментальной работы
    по теме «Проектирование инновационных моделей школы как самообучающейся организации»
    в 2008-2009 учебном году



© 2007 School №183