Она ворвалась на сцену, подобно огнегривой комете, и
покорила весь мир.
(из анонсов телепередач)
Ноябрь – месяц Скорпионов. Среди самых
прославленных артистов Скорпионов оказывается немало: это и мечта всех женщин
земного шара Ален Делон, и вечно юная Людмила Гурченко, и замечательный
кинорежиссер Эльдар Рязанов. Но есть имя, которое принадлежит женщине, ставшей
национальной гордостью России, легендой русского балета. Это имя – Майя
Плисецкая.
20 ноября Майя Плисецкая отметила свой юбилей. И
когда мы видели эту прекрасную, молодую, взволнованную и волнующую женщину, ее
огромные, полные слез глаза, ее гибкие, ставшие символом лебединых крыльев,
руки, мы с замиранием сердца присоединялись к этой музыке, которая звучала в
сердце любящего ее мужчины: «Ave, Maya»!
Я уже не говорю о том, что это волшебство, – так не
бывает! – этой Майе исполнилось 80, а она молода и прекрасна, но ведь и
Плисецкая единственная.
Легендарная Кармен, замечательная драматическая
актриса, настоящая классическая балерина…Но попробуем всё по порядку.
Майя Плисецкая родилась в Москве в 1925 г. Её первой ролью была Русалочка в опере «Русалка» Даргомыжского в
самодеятельном спектакле на острове Шпицберген, где отец ее был консулом и
главой советской угольной компании (впоследствии, в 1937, репрессирован и
расстрелян, а мама была отправлена в ссылку в Казахстан).
По возвращении в Москву она поступила в
хореографическое училище Большого театра. Надо сказать, что тяготение Майи к
театру, балету возникло не на пустом месте. По линии матери она принадлежала к
семье Мессерер, в которой были и артисты балета, и драматические актеры.
Она была племянницей известной балерины Суламифь
Мессерер и знаменитого солиста Большого театра Асафа Мессерера. Другие дядя и
тетя были знаменитые драматические актеры.
Девочка была очень музыкальна, и с раннего детства
умела так красиво принять позу, что взгляды невольно останавливались на ней.
В 1943 военном году Майя была принята в труппу
Большого театра и почти сразу стала знаменитой, станцевав Раймонду в балете
Глазунова. Она танцевала в самых разных балетах – это были яркие и
запоминающиеся образы. Но среди этого многообразия особо стоит Одетта-Одиллия
«Лебединого Озера». В этом сложном двуликом портрете, удающемся чаще всего лишь
наполовину, в равной мере проявились обе стороны дарования балерины – пластически
певучее легато и бурно-динамичное яркое брио. Премьера этого балета состоялась
в 1947 году, а в 1948 году Майю Плисецкую ждал новый триумф. Это был знаменитый
драмбалет Б. Асафьева «Бахчисарайский Фонтан». Здесь проявилось великолепное
артистическое мастерство балерины: она создала сложный, страстный, незабываемый
образ Заремы. Кстати, партнершей её в роли Марии выступила великая Галина
Уланова. Это был яркий дуэт двух больших мастеров. Как посчастливилось тем, кто
мог тогда бывать на этих спектаклях!
«Майя Плисецкая не пришла, она ворвалась в балет,
она устроила на сцене пожар». Она в таком бешеном ритме пролетала по сцене, что
каждый раз зал на мгновение замирал в конце вариации, а потом взрывался громом
аплодисментов.
Зарубежные гастроли принесли Майе всемирную славу,
а газеты называли её гениальной балериной.
30 лет, как никто долго, Майя танцевала партию
Одетты-Одиллии. Репертуар Плисецкой был огромен – это и «Дон Кихот» Минкуса, и
«Каменный Цветок» Прокофьева, и «Спящая Красавица» Чайковского, и «Спартак»
Хачатуряна, и множество других.
Почти всю жизнь сопутствовал Майе Плисецкой
примыкающий к «ЛебединомуОзеру» образ «Умирающего Лебедя» на музыку Сен-Санса.
Этот номер стал визитной карточкой балерины. С годами танец ее
совершенствовался и претерпевал изменения.
«Умирающий Лебедь» был поставлен М.М. Фокиным для
Анны Павловой в 1907 году. В хореографии номера он воплотил особенности
композиции Сен-Санса: плавные бисерно-мелкие па-де-бурре соответствуют
аккомпанементу, передавая трепетность и волнение лебедя.
Мелкие движения ног идут в одном темпе, а
руки-крылья движутся медленно, широко и плавно, создавая полное впечатление
широких, взмахивающих и вздрагивающих
крыльев.
О каждой роли Майи Плисецкой можно говорить долго и
с восторгом, но годы шли… и Майя не была бы Майей, если бы не стремилась к
новому…
И вот возник образ Кармен. Этот балет был поставлен
для Майи Плисецкой кубинским хореографом Альберто Алонсо.
20 апреля 1967 года в Большом состоялась премьера
балета «Кармен-Сюита» на музыку Ж.Бизе-Р.Щедрина.
Тогда балет не имел большого успеха, а министр
культуры Фурцева даже ушла из ложи, не досмотрев до конца. Но время всё
поставило на своё место, и у кого из нас не замирает сегодня сердце, когда мы
видим кадры из фильма-балета «Кармен-Сюита»? Образ Кармен навсегда соединен с
именем Майя. Она танцевала Кармен 30 лет с именем Майя на самых прославленных
сценах мира.
Дальнейшая творческая жизнь Майи Плисецкой связана
с именами прославленных во всем мире хореографов – это и Ролан Пети, и Морис
Бежар.
Конечно, кажущаяся счастливой судьба этой великой балерины
была далеко е безоблачной, но… не будем о грустном. Тем более что всегда рядом
с ней, подставляя своё плечо в трудную минуту, шёл её верный и надежный
друг-муж, знаменитый композитор Родион Щедрин. Специально для Майи он написал
музыку к нескольким балетам.
Невозможно не почувствовать радость и волнение,
когда видишь двух этих, таких красивых и таких выдающихся, таких любящих друг друга
людей, идущих по столь долгому жизненному пути бок о бок.
Инна Лобис
|