23 октября 2005г.,
Концертный зал "Юпитер"
Нижний Новгород стал
вторым после Киева городом в туре группы «Пикник»,
представляющей свой новый альбом «Королевство
Кривых». На сцене концертного зала «Юпитер» поклонники группы увидели
разноцветное, но вместе с тем мистическое действо.
«Ой,
смотри, там что-то шевелится!», - прошептала мне в ухо фотограф Саша, и пошла
поближе к темной сцене. Там как раз
зажегся тусклый свет, и зрители увидели в ее центре маленький симпатичный
гробик. Красно-зеленого цвета, с крестиком,
в рюшах и кистях. Вскоре из гробика высунулись две руки. Покойник был одет в
белую рубаху с широкими рукавами и очень хотел танцевать, так что его «ложе»
ходило ходуном в такт аккордам.
Однако
манипуляции гробика улыбок не вызвали, поскольку танцевал он под музыку
торжественную и готическую. Действо сопровождал сценический свет бледной
кладбищенской луны. Когда неведомый покойник уполз за кулисы, на сцену вышли
участники группы «Пикник» - традиционно в черном. И зазвучали песни – новые,
рассказывающие о жизни «Королевства Кривых», и старые, всеми любимые хиты.
Во
время второй песни – «И летает голова то вверх, то вниз» уже знакомый нам
покойник, пританцовывая в гробу, выкатил на сцену огромный бубен с фиолетовым
иероглифом «Пикника» посередине. Сам бубен был, по-видимому, довольно стар,
потому что и тут, и там из него росли разные растения и коренья. Бубен тоже
оказался танцующим и к тому же летающим: он взмыл над сценой во время песни «У
шамана три руки».
Те,
кто сидел на верхних рядах, восприняли этот актерский жест как призыв
потанцевать и вышли в проход, на лестницу концертного зала. Мне тоже очень
хотелось вскочить на ноги, но, думаю, вид моей спины не сильно обрадовал бы
сидящих сзади зрителей и серьезных охранников, которые старались сократить
беготню и телодвижения в зале до минимума. (Все-таки жаль, что выступление
проходило в концертном зале без танцпола).
Зато
на сцене продолжалось завораживающее действие, созданное для «Пикника»
выпускниками питерской театральной академии. Танцующий кукловод в длинном белом
одеянии и на ходулях вывел к зрителям свою единственную марионетку в черном
балахоне: то ли смерть, то ли судьбу, с которой все мы играем, и которую мало
кому удается переиграть.
Шаман
появился только в самом конце концерта, во время песни «Говорит и показывает»
приветственно помахивая слушателям ладонью «третьей руки», насаженной на
длинный шест. В середине ладони горел, моргая, огромный синий глаз – вечное
недремлющее око.
В
это время практически все запланированные песни «Пикника» были спеты, все розы,
предназначавшиеся Эдмунду Шклярскому, подарены. Пару раз музыканты делали вид,
что собираются уходить со сцены, но возвращались – к радости поклонников. С
ними вместе во время исполнения «Шарманки» вышел и кукловод – видимо, чтобы напомнить,
кто самый главный персонаж в Королевстве Кривых.
А
перед концертом о жизни группы «Пикник» мы узнали вот что.
***
«Круглые даты связаны
только с музыкой»
Корр.: Эдмунд, вы обещали, что в день вашего
рождения будут устроены торжества с участием известных людей. Они состоялись?
Э.Ш.: У нас не планировалось празднования в
широких масштабах. Один раз собрался домашний совет, а когда группа собралась,
мы это отмечали у Марата. Третий раз у нас в ДК Октябрьском будет концерт, его
мы будем снимать на DVD. И там все, кто
хотят, смогут поздравить меня с днем рождения.
Корр.: Пятьдесят лет – для вас какой-то рубеж
в жизни, в творчестве?
Э.Ш.: Надеюсь, что когда-нибудь вам будет
пятьдесят лет. Вообще, этот возраст для меня не является чем-то особенным.
Здесь можно только говорить о деле, которым ты занимаешься. Поэтому круглые
даты для меня связаны только с музыкой. А сколько лет человеку, по-моему, не
очень-то и интересно. У меня бабушка дожила до 96-ти лет, и практически никто
не помнил ее точного возраста. Мне казалось, что ей несколько лет было 94 года.
Все мы – из
«Королевства Кривых»
Корр.: Последние пять лет группа «Пикник»
выпускает по альбому. Вы поставили себе такую задачу, или это получается само
собой?
Э.Ш.: Задача такая не ставится. Ведь
предыдущий был не полностью «Пикника», а совместная работа с Вадиком
Самойловым, лидером группы «Агата Кристи». Мы всех предупреждали, что это – шаг
в сторону от линии нашего творчества, и запись не является нашим полноценным
альбомом. А последний альбом «Королевство Кривых» писался два года, и делать
другие записи мы пока не планируем. Нижний Новгород – второй город, где мы
представляем последние песни.
Корр.: В альбоме все песни совершенно новые?
Э.Ш.: Есть и те, которые ждали своего часа,
например, «Себе не найдя двойников». Самые любимые песни из нового альбома мы
играем сейчас на концертах.
Корр.: Название «Королевство Кривых» как-то
связано с известной детской сказкой «Королевство кривых зеркал»?
Э.Ш.: Наверное, мне никто не поверит, что
никак не связано. Все видели эту сказку. Но если из названия убрать одно слово,
получается другой немножко мир, который интерпретируется немного иначе.
Корр.: Какие существа населяют Королевство
Кривых?
Э.Ш.: Достаточно посмотреть вокруг и сделать
выводы. Идеальные существа, населяющие Королевство Прямых – это, по-моему, еще
более одиозно. Потому что идеального человека не существует. Только в
литературе, князь Мышкин, своего рода мессия, а в обычных людях всегда есть
неидеальность, кривизна.
Потусторонний мир
существует
Корр.: Образ шамана из песни «У шамана три
руки» реален или принадлежит потустороннему миру?
Э.Ш.: Ну, почему. Шаманы – совершенно
реальные люди. И, наверное, они обидятся, если вы будете связывать их с чем-то
потусторонним. Они живут на Байкале, и в Харькове мы встречали шамана. По
крайней мере, так себя величал человек, который пытался вправлять позвоночник
нашему барабанщику Лене Герасу. Видимо, искусство шамана работает, поскольку
Леня до сих пор играет.
Корр.: А вы верите в существование
потустороннего мира?
Э.Ш.: Я не знаю, что там происходит, но
верю, что он есть. И шаманы в это верят, и те, кто рядом с ними живет. Иначе их
бы сожгли на костре или забили камнями.
Корр.: Какие-то видеоролики, кроме клипа на
песню «У шамана три руки», будут сняты на песни из нового альбома?
Э.Ш.: Дай бог, чтобы этот клип смонтировать.
Он должен быть готов в конце месяца.
Вампирские ассоциации
Корр.: Расскажите об английском мультфильме
«Кошмар перед Рождеством», в котором вы недавно озвучивали героев.
Э.Ш.: Мне досталась небольшая роль хора
вампиров из трех человек. Их я озвучивал. Создателям мультфильма показалось,
что я могу справиться с этой ролью. По
телевизору то, что получилось, покажут 31 октября.
Корр.: А как вы относитесь к тому, что
ассоциируетесь у других людей с образом вампира?
Э.Ш.: Разве кто-то ассоциирует меня с
вампиром? Я не знал. Наверное, этот образ чем-то привлекает творческих людей,
если до сих пор о нем музыканты пишут песни, а режиссеры возвращаются к теме
Дракулы. Только раньше они были черно-белые, а теперь цветные, а потом,
наверное, будут голографические или трехмерные. Значит, это интересно.
«Протест – сила
любого художника»
Корр.: Когда начиналось творчество «Пикника»,
начинали также многие рокеры. В их песнях главной была тема социального или любого
другого протеста. В вашем творчестве есть какой-то протест – может быть,
скрытый?
Э.Ш.: Протест – это сила любого художника.
Писатель, художник, поэт и режиссер без этой формы протеста, мне кажется, не
сможет что-то творить. Это может быть совершенно бессознательный протест, как у
нас, например. Кто-то из поэтов сказал:
«Во время монархии я буду революционером, при республике – буду восхвалять
короля». Это состояние, которое необходимо для творчества.
Корр.: В Нижнем Новгороде ваши выступления
проходят последнее время в концертных залах. Вы часто выступаете в залах с
танцполом?
Э.Ш.: Мы начинали выступать в клубах, на
танцевальных площадках, поэтому и сейчас ничего не имеем против этого. Приятно
и странно иногда, что под нашу музыку танцевали и танцуют, что люди веселятся.
Хотя должны были танцевать, к примеру, под «Boney-M».
Торт «Наполеон»
приводит в ужас
Корр.: Ваши предки – поляки. Скажите, вы любите польскую кухню?
Э.Ш.: В последнее время мы полюбили
украинскую кухню – после того, как побывали в Киеве. Нас там встретил пьяный
организатор и сразу повел в шинок. На втором месте – румынская кухня.
Корр.: Есть какая-то еда, которую вы очень
любите или, наоборот, не переносите?
Э.Ш.: Я не люблю сладкое. С детства. Эти
торты «Наполеоны» приводят меня в ужас. Мы, дети, всегда помогали взрослым это
мешать, варить. Приходил дядя, съедал огромный кусок «Наполеона», а я не
понимал, как такое можно есть.
Корр.: Что вы еще не переносите?
Э.Ш.: Наверное, трудно было бы переносить
мышей, если бы они бегали по коридору. Ток в 220 вольт – когда он тебе в руку
бьет на сцене, это очень неприятно. Такое не раз бывало.
Корр.: А отдыхать вы куда ездите? Я знаю, у
вас есть дача.
Э.Ш.: Этим летом три раза были. Скучно там.
Можно, правда, яблоки собирать…
Корр.: У соседей…
Э.Ш.: Ну, что это. У нас в саду. Яблоки ведь
не спрашивают, где им расти. Растут, и все.
Илина
Краткая
биографическая справка:
Поэт, художник, лидер группы "Пикник" Эдмунд Шклярский родился 26 ноября 1955 года. Отец, поляк по
происхождению, работал горным инженером, мать – преподавателем Ленинградской
консерватории. Эдмунд с восьми лет освоил гитару, учился в музыкальной школе по классу
фортепиано. Закончил в 1978 году
Ленинградский политехнический институт по специальности "строительство
атомных станций" и некоторое время работал инженером. В 1982-м Евгений
Волощук (Жан) пригласил Шклярского на место ушедшего гитариста в уже
существовавшую в течение года группу "Пикник", что в итоге и сделало
группу известной.
23.10.2005 - Фоторепортаж c выступления группы
Официальный сайт группы
ЖЖ piknik_ru
Предыдущие статьи и репортажи о группе:
|