1 ноября 2003 года. Интервью с лидером группы "Пикник"
В первый день ноября Нижний Новгород в очередной раз навестила группа "Пикник". Музыканты выступили на сцене концертного зала "Юпитер" с новой программой: исполнили старые композиции и ставшие уже любимыми песни с нового диска "Говорит и показывает". Перед концертом мы пообщались с лидером группы Эдмундом Шклярским.
* * *
— Эдмунд Вячеславович, вы приезжаете к нам в Нижний Новгород достаточно часто. Какое-то мнение о нашем городе, наверное, уже успело сложиться?
— Город кажется тебе разным, в зависимости от места, то есть, гостиницы, в которой ты живешь. В этот раз мы впервые увидели Набережную. Появляется совсем другое ощущение от города, когда понимаешь, что здесь есть река.
— В таком городе жить приятнее?
— Намного.
— Чем?
— Приятно так же, как жить в местности, где есть горы или какие-то возвышенности, на которые можно долго смотреть. Говорят, что на воду можно смотреть бесконечно. Это не совсем так, но, по крайней мере, на волны можно смотреть долго.
— Вы приехали сегодня с утра?
— Да.
— Значит, вы не видели нашей нижегородской нечисти, которая гуляла в ночь с 31 октября на 1 ноября… Кстати, как вы относитесь к такому празднику, как Halloween?
— Когда мы в нем однажды участвовали, то так и не поняли, в чем состоит его суть. Я думаю, пока еще многие жители в России этого не поняли. Это такой же праздник, как День Святого Валентина: он не прижился и пока еще мало значит для российского человека. Вот, Первое Мая или Восьмое Марта – это понятно.
— Какие праздники, кроме дней Рождения близких и друзей, вам дороги?
— Праздник, которого я всегда ждал в детстве – Новый год, Рождество, Восьмое марта.
— На "праздничную" тематику никогда не хотелось писать песни?
— Упаси бог! Я не перевариваю все эти песни про Новый год, про Ленинград – песни, сочиненные к его 300-летию, которые в течение нескольких месяцев звучали каждый день. Все эти прославляющие вещи, как правило, искусственные: и слова, смысла которых я не понимаю, и музыка.
— Согласна, что музыка должна быть живой. А как, по-вашему, она должна нести добро?
— Это вопрос сложный. Она должна, наверное, досказывать то, что не могут выразить слова. Как говорят обычно музыканты: соло нужно играть только в том случае, если не хватает слов. Или если вместо слов нельзя использовать какие-то другие средства. А что несет музыка? Разное…
— Она может изменить человека? Что-то в его взглядах на мир?
— Изменить может. Перед вами пример измененного человека, которому в восемь лет попались кассеты "Beatles", "Rolling Stones", которые сначала хотелось слушать, потом подражать, позже – сочинять. А сейчас сочинение вытеснило все остальное, какие-то другие увлечения.
— Помимо того, что вы сочиняете, какую-нибудь музыку вы все равно слушаете?
— Конечно.
— А что именно?
— Под настроение.
— Что вы слушаете под очень плохое настроение?
— А у меня его не бывает. Ну, когда что-то не так, ставится какая-то конкретная песня. Это может быть и Шаляпин, и Утесов, и Бичевская. Она раньше у меня была на пластинках, а теперь мне переписали ее на диск.
— Скажите, а люди, которые пытаются изменить окружающих, вам симпатичны? Или все-таки лучше иметь дело с теми, кто просто меняет что-то в окружающем мире… например, делает ремонт в квартире?
— Лучше сделать ремонт.
— А почему?
— Ну невозможно изменить человека! Можно только заставить его притворяться, если он сам не захочет измениться. Поэтому ремонт – действие, более безболезненное для окружающих. А желание изменить сразу большое количество людей приводит к революции или еще каким-нибудь глобальным катаклизмам.
— По-моему, революция - это ограничение свободы личности в момент, когда государственная машина выходит из строя… Кстати, как вы для себя определяете "свободу личности"?
— Смотря в каком плане. Если свобода – это возможность для каждого делать то, что он захочет, то ничего хорошего из этого не выйдет. Все гении советского времени и в живописи, и в литературе творили в условиях цензуры. И чем строже была цензура, тем качественнее продукт. Это подтверждают наши советские художественные фильмы. Актеры там настолько хорошо играют, что тема, которая в принципе тебя никогда не волновала, начинает интересовать.
— Например?
— Сколько ни показывают фильм "Чапаев" или фильм "Небесный тихоход", не говоря уже о комедиях Гайдая, - их всегда хочется смотреть. Сейчас такое поставить нереально.
— Нет ограничителя в лице государства?
— И этого нет, нет условий… я не могу объяснить. Если бы мог, я бы этим занимался.
— А таланты?
— Они всегда есть. Но сейчас они другим занимаются. Наступили такие "чудесные" времена, когда они стали бросать институты и отправляться кто куда. Те таланты, которые могли бы себя проявить, сейчас занимаются чем-то другим. Отправляются в шоп-тур или становятся менеджерами.
— Когда вы так говорите, то думаете о каких-то конкретных людях?
— … Это статистика. Она намного убедительнее, чем наши философствования. В институты среди поступающих конкурс уменьшился. Можно сожалеть по этому поводу или радоваться, но это так.
— И последний банальный, но необходимый вопрос. Расскажите о ваших последних новостях.
— Какие же у нас новости? А, 11 декабря во МХАТе должен состояться совместный концерт "Пикника" с Вадимом Самойловым [(группа "Агата Кристи". Илина)] по следам пластинки "Тень вампира". Мы собираемся сделать это уже целый год, и вот, кажется, что-то, наконец, получится.
— Чьей была идея совместного проекта?
— Да теперь уже непонятно, чьей. Сидели как-то раз на кухне и придумали.
Илина
Сcылки по теме
Ещё о группе "Пикник" - http://www.nnov.ru/ms/view.php?id=393 http://www.nnov.ru/ms/view.php?id=379 Сайт группы - http://www.piknik.info/about.html
Обсуждение концерта - http://www.nnov.ru/forum/read.php?f=48&i=1512&t=1512
|