Голос в трубке: «Приглашаем Вас на пресс-конференцию,
посвященную фестивалю граффити. Завтра днем в кафе “Буфет”». Судорожно
перебираю ассоциации. В памяти всплывают стены, расписанные огромными
зигзагообразными буквами, подростки, раздраженные старушки, милиция… Пришлось
обратиться к Интернет:
Его родина – Нью Йорк конца 60-х
Тогда, почти 40 лет назад, подросток из Вашингтона Хайтс по имени Деметривс впервые
начал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 на стенах и станциях
подземки по всему Манхеттену (Helen: как это созвучно имени ТЕК… Не знаю, какой номер его
улицы, но идея неплохая…)
Его цель – привлечь внимание
Вскоре другие тинейджеры
заприметили TAKI и стали выводить на стенах собственные имена.
Его стиль – хип-хоп
Родоначальники жанра использовали самые обычные
маркеры и аэрозоли, которые нередко «заимствовали» у зазевавшихся продавцов в
магазине. Немало рабочих инструментов изготавливалось собственноручно. В ход
шло буквально все: от специальных составов для подкраски до штемпельной краски.
Это не человек
Это не направление
Это стиль жизни
Исконное граффити обладает совершенно определенными
качествами. Это произведение: а) масштабное; в) индивидуальное; с) сотворенное
не ради денег, а ради души.
Есть, конечно, среди граффитистов и «чистые»
художники, черпающие вдохновение буквально во всем: от библейских сюжетов до
комиксов и телепостановок. Но большинство уличных мастеров обозначают свое
амплуа по-другому: «писатель» или «шрифтовик». Исторически это писательство
развилось из так называемых «тэгов» - стилизованных автографов или авторских
логотипов.
Отчасти из-за бесконечных гонений многие нью-йоркские
подземщики в свое время перебрались в Европу, которая за последние годы заметно
ограффитилась. Уже говорят об итальянском и французском граффити. Во всю
красятся Польша и Чехия.
История нашего (тогда еще советского) граффити
началась в 1985 году – одновременно с модой на брейк-данс. Что вполне
закономерно, ведь и то, и другое – часть хип-хоп культуры.
(Helen: должна заметить, что это не совсем так.
Советские граффити возникли гораздо раньше, - в начале 70-х годов. Все стены
городов были расписаны названиями рок-групп, от великолепно созвучной этому
духу группы The
Beatles, до Led Zeppelin и Pink
Floyd, слушать которые, как и рисовать на стенах, - было очень экстремальным
увлечением, - можно было попасть в тюрьму. Рисовались цветы, солнца, пацифики – в огромных количествах по всем улицам, и фраза “All You need is Love” – украшала
вообще многие города нашей родины в 60-х и 70-х годах, - об этом читайте в
соседней статье, где будет рассказана хипповская
история граффити).
Многие представляют себе типичного уличного художника
как «потерянного» подростка из малоимущей семьи, которому ничего в этой жизни
не светит, но все больше этих подростков находят себя в рекламе, компьютерном
дизайне, музыке (Helen: справедливости ради надо отметить, что все-таки – это
культура андеграунда, да, действительно, а далеко не мейнстрима, и сущность ее
вовсе не так уж близка обычным «подростковым» играм, примером могут служить
экстремальные лондонские и московские граффити 2005 года по поездам. Для чего и
почему это делается?… Альтернативный образ жизни заявляет миру: Я ЕСТЬ,
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, Я СУЩЕСТВУЮ)
Фестиваль граффити? В Нижнем? Это интересно.
Кто был в «Буфете», тот знает неформальную обстановку
этого обиталища богемы. На диванчиках и стульчиках в углу расположилась теплая
компания, так что мы с подругой сначала даже не поняли, что это и есть искомый
«Граффити-джем». Поняв же, придвинули стулья и стали слушать.
Слушали и потихоньку проникались сочувствием к
нижегородским райтерам. (Райтер – это правильное наименование тех, кто
занимается граффити серьезно, - не политические лозунги малюет и не пошлости.
Райтер – мастер граффити и относится к тому, чем занимается, так же, как
художник относится к своему полотну).
За столом сидели трое подростков–райтеров
и рассказывали о своей жизни. Трудна судьба поклонника граффити: предубеждения
общества (сильно подрывают репутацию «левые бомберы», которые к настоящим
райтерам отношения не имеют), нет спонсоров (краска дорогая!), те же бабушки,
не понимающие свободы выражения настоящего поколения и громко выражающие свое
недовольство. Стен не хватает – на то, чтобы свободно использовать стену, надо
получить столько разрешений, что, наверное, квартиру проще купить. Поэтому они
приходят ночью, «ведь стены молчат, а патруль ездит редко». Учиться негде:
выходи и рисуй. Поэтому понятия «нижегородский стиль» пока нет. Но. Они
работают, чтобы покупать краску. Они рисуют несмотря ни на что.
Фестиваль прошел в конце августа на стадионе «Радий».
Звучала энергичная, но не агрессивная музыка. Два дня несколько молодых людей,
вооруженные батареей баллонов с аэрозольной краской, стояли у стены и
сосредоточено покрывали поверхность яркими мазками. И стена перестала быть
просто стеной. Она обретала объем и смысл. Острые зигзаги и хитросплетения букв
вызывали в памяти полет чайки, радужный излом лазерного диска. Мрачный младенец
устремил невидящий взгляд в поднебесье, словно свидетельствуя о безысходности
этого мира…
..Прогуляйтесь по Большой Печерской. Загляните на
«Радий», пройдитесь вдоль стен «Водника». Вы поймете – есть, за что сказать
спасибо людям, которые делают наш мир чуточку ярче!
Анастасия
Лямина,
главный
редактор газеты Нижегородской консерватории «Консонанс»
|