11 ноября в 5 часов вечера в доме Архитектора
состоялось открытие выставки на которой были
представлены нижегородцы-победители международного смотра-конкурса
архитектурных дипломных проектов. На презентации присутствовали как именитые
архитекторы Нижнего, так студенты строительного вуза. Преподавателями была прочитана
лекция и даны наставления будущим дипломатам. Все студенты были в восторге и
получили реальный стимул к выполнению своих дипломных проектов.
Международный смотр-конкурс дипломных
проектов по специальностям "Архитектура" и "Дизайн" проходил в этом году в г.Минске. Здесь было представлено 270 проектов от 45
архитектурных школ. Участниками были представители
архитектурных школ не только России, но и Армении, Беларуси, Грузии, Италии,
Казахстана, Китая, Кыргызстана, Молдовы, Польши, Сирии, Словакии и Украины.
Смотр показал высокий профессиональный
уровень проектов. Тематика была представлена по всем специальностям - жилые,
общественные, промышленные здания, ландшафтная архитектура, реставрация и реконструкция
памятников архитектуры, теория и история архитектуры. Наиболее популярными стали как и всегда разделы "Общественные здания" и
"Градостроительство". Оценивали проекты комиссии из ведущих педагогов России.
От Нижнего Новгорода
было представлено пять проектов. Они все были удостоены дипломов 1 степени.
Кроме того, три проекта из пяти были награждены и специальными наградами. Так,
высшей награды смотра был удостоен проект А. Мурунова (руководитель доцент
В.В.Зубков) - медали Российской академии архитектуры и строительных наук им. академика А.Рочегова. Проект
Д.Плеханова(руководитель -проф. А.А.Худин) награжден
дипломом Союза архитекторов России, проект М.Дуцева (руководитель- доцент
В.В.Зубков) - дипломом Московской организации Союза архитекторов России.
Таким образом, Нижегородская архитектурная
школа вновь подтвердила свой высокий уровень профессиональной подготовки
специалистов архитекторов и вышла на лидирующие позиции.
Все дипломные проекты нашей школы отличает
наличие ярко выраженных идей, архитектурно-художественная образность,
компьютерное графическое исполнение. Большинство проектов рассчитано на
ближайшую перспективу. Проекты выполнены на реальных градостроительных участках
в Нижнем Новгороде. Все они представляют актуальную для города тематику.
Дипломный
проект на тему: "Реконструкция района, прилегающего к Московскому вокзалу в
Нижнем Новгороде" (дипломник А.Мурунов, руководитель доцент В.В.Зубков) стал
безусловным лидером в номинации "Градостроительство".
Этот район расположен в заречной части города
и представляет собой важный транспортный узел, "ворота" города. Проектом
предлагается создание нового общегородского
коммерческо-делового центра. Здесь же предусматривается реконструкция и
расширение самого вокзального комплекса. Задачи, которые были решены в проекте:
придание району реконструкции новых градостроительных и архитектурных качеств;
высокоурбанизированное использование данной территории и пространства над
железнодорожными путями (в нескольких уровнях); создание эффектного силуэта за
счет постановки доминант на пл. Революции и Московском шоссе; формирование
единого ансамбля привокзальной площади. На площади создан многофункциональный
центр (торговый, гостиничный, административный). Железную дорогу и вокзал
фланкируют: высотная гостиница на пл. Революции и три башни делового центра на
Московском шоссе. Они поставлены с учетом основных
композиционно-градостроительных осей и создают градостроительные ориентиры в
заречной части города. Проект выполнен на высоком профессиональном уровне, в красивом
графическом исполнении.
Дипломный
проект на тему: "Пенитенциарный комплекс в Нижнем Новгороде" (дипломник
Д.Плеханов, руководитель проф. А.А.Худин) привлек внимание своей актуальной темой, которая на
международном смотре появилась впервые, а также с точки зрения неординарного
подхода к архитектурно-образному решению. В основу композиции было положено
высказывание К. Курокавы о том, что "Тюрьмы... должны напоминать школы".
Студент предложил интересную трактовку тюрьмы как своеобразного "антиуниверситета".
Участок проектирования был выбран на высоком Окском откосе в районе
Нижегородского госуниверситета. Он малопригоден для строительства, так как
находится в оползневой зоне и требует укрепления склона. Запроектированное
здание собой укрепляет склон и располагается по оси с мостом через р.Оку. По оси симметрии создается искусственное "ущелье" в
виде главной вертикальной оси. Здание не нарушает силуэт застройки правого
берега и использует бросовые земли. Комплекс повторяет структуру ступенчатого
небоскреба перевернутого вершиной вниз. В основу замысла положена
объемно-пространственная симметричная классическая композиция с боковыми
ризалитами и развитой центральной частью. Комплекс включает в свой состав
четыре учреждения и состоит из двух частей: надземной
и условно подземной. Надземная часть (суд, административные помещения и
следственные изоляторы) представляет собой каре, обращенное к реке. В самом
склоне на нескольких уровнях расположены прогулочные дворы для заключенных и
камеры разного режима. Эта условно подземная часть тремя ступенями спускается к
реке. Образное архитектурное решение вызывает
множественные ассоциации.
"Центр
искусств" на пл. Маслякова в Нижнем Новгороде
(дипломник М.Дуцев, руководитель доцент В.В.Зубков) также является новой темой для нашего города. До сих
пор Нижний Новгород (третий город европейской части России) не имеет ни одного
музея современного искусства. В последние десятилетия не было построено ни
одного центра культурного назначения. Прежде чем приступить к проектированию
автор всесторонне изучил отечественный и зарубежный опыт строительства музейных
комплексов современного искусства, что позволило ему отразить в своем проекте
новации в проектировании подобных сооружений.
По генплану города на пл.Маслякова
предусмотрена постановка крупного общественного здания. В основу
композиционного решения положен крест - пересечение двух транспортных и
визуальных направлений, ориентированных на Нижегородскую ярмарку в Заречье и
связывающих данную площадь с Институтом архитектуры и градостроительства,
расположенным рядом. На его базе и создается культурный комплекс.
Это смелый поисковый проект, восходящий к
традициям советского классического авангарда 20-30-х годов и одновременно
впитавший в себя новейшие тенденции в мировом зодчестве. Проект предполагает
создание зоны искусства, которая рассматривается автором и как зрелище и
обучение различным видам искусства.
Входы удобно расположены с трех сторон.
Бережно сохраняется существующая планировочная структура - сетка улиц. Под
зданием проектируется подземная автостоянка. Основной объем центра искусств
образован гигантским кубом, внутри которого по определенному замыслу
развивается пространственная структура, воплощенная в простых геометрических
объемах, расположенных по символической спирали, идущей из глубины истории и
устремленной в будущее. Графическое и цветовое исполнение проекта напоминает
живописную картину художников-авангардистов.
"Реконструкция
района Большие Овраги в Нижнем Новгороде" (дипломник О.Парфенова, руководитель
проф. О.В.Орельская).
Реконструируемый район входит в границы
исторического центра Нижнего Новгорода в его
нагорной части. Он находится на правом берегу р. Оки в районе Благовещенского
монастыря и почти напротив территории Нижегородской ярмарки.
Застройка данной обширной территории
сформировалась в конце XIX века и до сих пор носит усадебный характер. Данный
район наряду с ценной исторической застройкой имеет и ветхий фонд. В связи со
строительством метроавтомоста через реку в районе Больших Оврагов, повышается
значимость этого района в структуре города
Территория должна в ближайшее время быть
реконструирована в соответствии с требованием времени. Нижегородграждан НИИпроект
разработал проект застройки этого участка. Но дипломный проект основан на
принципиально другой композиционной концепции. На реконструируемой территории
имеется уникальный памятник археологии - территория Городища, - относящийся к
1152 году. Это было самое древнее поселение на Нижегородской земле. А на
отметках выше мыса с этим памятником формируется религиозный центр из культовых
сооружений различных конфессий. Объемно-пространственная композиция в проекте
рождается из идеи формирования своеобразного "амфитеатра" застройки, которая охватывает
этот мыс с памятниками археологии и архитектуры и плавно нарастает по высоте от
малоэтажной исторической застройки к новой застройке средней этажности и далее
- к многоэтажной, по мере удаления от композиционного ядра. В проекте удачно
решаются транспортные проблемы, проблемы размещения жилых групп и формирования
общественных центров. Новые магистрали на отдельных участках селитебной
территории уходят под землю, что позволяет сохранить экологически чистую среду
обитания. Бережно сохраняется историческая сетка улиц и историческая застройка.
Отличительной чертой района является сложный
и живописный рельеф оврагов, глубоко врезающихся в высокий берег. Дипломница
сумела органично увязать новую застройку с природным окружением и разработала
благоустройство не только территории реконструируемого района, но предусмотрела
разбивку парковой зоны на склонах и террасирование оврагов для связи верхней и
нижней набережной. Создана развитая сеть прогулочных бульваров, пешеходных
дорожек и мостиков, соединивших разрозненные в настоящее время участки района.
"Многофункциональный
комплекс - мост" (дипломник Л.Тюлина, руководитель проф. А.Л.Гельфонд).
Многофункциональный центр городского масштаба
соединен с мостом через р.Оку и связывает два берега
р.Оки (бульвар Заречный на левом берегу и парк "Швейцария" на правом). Эта идея
восходит к известному проекту 20-х годов (проект гаражей над мостом через р.Сену в Париже, 1925 г., арх. К.С.Мельников). Перед мостом
на низком берегу организована площадь с круговой транспортной развязкой. Новый
мост позволит разгрузить многие транспортные узлы крупного города, пропустить
транзитный транспорт с г.Бор в сторону г.Кстово и
Казани. Соединяются две главные транспортные магистрали города - проспект
Гагарина и проспект Ленина, а также формируется центр комплексного обслуживания
городского значения. Концентрация различных функций (деловых, торговых,
культурно-зрелищных) в соединении с мостом - главной композиционной и
транспортной осью - позволит создать новый центр притяжения населения и
транспортных потоков. Здесь же на берегу реки предусмотрено создание
рекреационной зоны с парком и спортивно-оздоровительными учреждениями для
активного отдыха на воде. Доминантой комплекса стала вертикаль башни
информационного центра.
Как мы видим, даже в этих пяти проектах
наблюдается широкий охват многих проблем актуальных для нашего города. И молодые архитекторы] смело берутся за решение сложнейших
градостроительных и архитектурных проблем. Это их творчество будет
определять облик нашего города i середине XXI столетия. Поэтому их учителям и
наставникам отрадно видеть первые высокие результаты, их первые
профессиональные шаги на поприще великого искусства - архитектуры.
Галина Серебрякова
|