Ирландцы
говорят, что в их стране самые горячие парни и самые весёлые девушки. Почему? А
вы представьте себе: приходят в паб, к примеру, 10 парней и 10 девушек,
выпивают по 3 галлона потиина и по 15 галлонов пива,
танцуют до того, что пол трескается, а одежду можно
выжимать, а потом ещё продолжают веселье, отдаваясь любви. Дух захватывает?
Хочется окунуться в нечто подобное? Что ж… У
нижегородцев был такой шанс и, пожалуй, ни у кого из присутствующих 13 декабря
в ночном клубе Wizard не повернётся язык сказать, что
они этот шанс не использовали! Потому что в это самое время там прошёл II
Нижегородский фестиваль фолк-рока и этнической музыки
Nаш СамайN.
«Ощущение повального счастья и веселья!» - отзываются о
произошедшем участники фестиваля, - «Все в зале на какое-то время стали будто
родными: как братья и сёстры. Это не было коммерческим проектом или
раскруткой групп. Люди собрались здесь, чтобы отдохнуть. И праздник удался!»
Вечер,
предусматривающийся сначала как посвящение именно ирландской музыке, неожиданно
и приятно удивил всех своим разнообразием. Удалось окунуться в мир
латиноамериканских индейцев (группа Kirkincho sp - Москва), кантри (Кантри-Салун – Нижний Новгород),
ирландских джиг, шотландских застольных, бретонских
плясовых и даже финских полек (The Dartz - Санкт-Петербург и нижегородская группа The Racoons, единственные в городе
исполнители кельтской музыки). Сама атмосфера помещения уже переносила в
особенный мир: причудливый свет (стоит отдать должное осветителям клуба –
оказывается, они очень даже тонко чувствуют подобные настроения
и умело подчёркивают самое необходимое!), вкус сладковатого табака, и конечно
наряды гостей: шотландские платья, килты, кожаные украшения и волосы на
роспуск. Все, как и полагается на настоящих праздниках кельтского
фолка.
Хотя
начинался вечер достаточно спокойно. Наверное, потому что традиционная музыка
Перу и Эквадора не столько располагает к повальному веселью, сколько просто
чарует и завораживает. Это творчество, берущее свои истоки в культуре инков, и
язык, который они насаждали когда-то в своей империи.
Своим появлением на сцене Киркинчо без всяких
спецэффектов, всего втроём (!) сумели переместить находящихся в клубе на
огромное время и расстояние. На какие-то мгновения они создали отдельный
маленький мир внутри всего-то одного здания, но в этом мире позволили прикоснуться
к чему-то незнакомому или забытому, но великому и завораживающему. Инструменты
с трудно произносимыми названиями, возникшие на сцене во время выступления
группы, поражали воображение, как внешним видом, так и количеством. Чего стоит,
например, чаранго – струнный инструмент из панциря
броненосца! Вообще музыканты выглядели настолько антуражно,
что «местные жители», видимо, волей случая, забредшие в клуб, пытались даже
фотографироваться на их фоне, пока те были на сцене. А, сфотографировавшись,
активно и доступными им средствами выражали своё восхищение происходящим.
В общем, настроение было создано, и праздник начался. А продолжение его стало для всех великим подарком и сюрпризом.
На огонёк заглянули метры нижегородского фолка, музыканты,
которые играли уже в то время, когда остальные участники концерта только-только
брали в руки инструменты. И не просто играли, а пользовались популярностью
далеко за пределами Нижнего. Довольно долгое время
нижегородская публика не имела возможности наслаждаться их творчеством, поэтому
появление Кантри-Салуна на фестивале стало вдвойне неожиданным и втройне
приятным. К всеобщей радости было обещано, что группа, по-видимому, к нам
вернётся, и в конце декабря этого года состоится концерт, в котором
Кантри-Салун примет активное участие.
А
тем временем настроение неумолимо повышалось, и спустя какие-то секунды с
начала выступления в зале не осталось человека, который не отстукивал бы ритма ладонью
или каблуком. Глядя на сцену, было видно, что музыканты и сами получают ни с
чем не сравнимое наслаждение от того, что делают. И от
этого мелодии казались ещё заразительнее, а улыбки становились ещё шире. И вот
счёт открыт! Появились первые танцующие пары!
Но все,
наверное, были в предвкушении одного и того же. Ведь не зря же мужчины
нарядились в килты, а женщины распустили волосы. И когда сценическую эстафету
приняли The Dartz, а затем
и The Racoons, веселье
захватило, наконец, не только умы, но и тела. Люди разом сорвались со своих
мест и понеслись танцевать. Джига, рил, польки… Сольные номера, пары, линейки, общие хороводы, небольшими
группами и все вместе. С одним настроением, с общей идеей, увлекая за собой тех
немногих, кто из-за незнания движений, а может, из-за неуместной
стеснительности поначалу оставался в стороне. Быстрые и горячие мелодии
сменялись медленной романтикой, и обратно. Ирландский рок (так сами называют
то, что делают, The Dartz)
и более традиционный ирландский фолк (в произведениях
The Racoons) были такими
долгожданными, что люди полностью отдавались бурлящему веселью и не делали
остановок, чтобы перевести дух.
А музыканты всё больше и больше раззадоривали зал. «Эта песенка о том, как
моряк пообщался с горничной и тем самым внёс посильный вклад в демографическую
проблему Ирландии», - шутил солист «Енотов» перед очередной композицией,
исполняемой на неродном для присутствующих языке.
Время
от времени из веселящейся, организованно скачущей толпы возникала пластичная
длинноволосая девушка в чёрном и, вставая в центре очередного круга, помогала
всем, показывая «как правильно надо». Танцующие на ходу живо перенимали новые
«па» и запыхавшиеся, но счастливые продолжали веселье.
Даже
упоминавшиеся уже «местные жители», которые сначала показывали пальцем и как-то
странно косились на мужчин в юбках, не смогли не поддаться общему празднику:
начали перенимать культуру и учиться у только что приглашённых на очередной
танец девушек в длинных платьях с широкими поясами…
Сами
ирландцы верят, что в зелёных холмах прекрасной земли Эрин
живёт маленький народец Ши или Сиды
– весёлые, но весьма своевольные духи. Иногда они увлекают в свои холмы юношу
или девушку, и там танцуют и веселятся до-упаду. За праздниками время с Сидами летит незаметно – людям кажется, что прошли день и
ночь, на самом же деле минули десятки лет. И вот когда счастливый украденный
возвращается, наконец, домой, то перед глазами его предстаёт вовсе не тот мир,
к которому он привык, а совсем иной, в котором всё изменилось, кроме
единственного человека.
Наверное, прошедший вечер, был проведён где-то в гостях у Сидов.
И люди, увлечённые их весельем и позабывшие о времени и реальности, теперь
долго будут вспоминать эти несколько часов, как сказку.
Есть
и ещё поверье. Однажды море вынесло на берег после бури тело юной девочки. Как
раз в это время неподалёку причалило рыбацкое судно. И вот рыбаки заметили
бедняжку, которая оказалась жива, но была очень слаба и нуждалась в помощи.
Мужчины пытались говорить с ней, но девочка из чужой страны не понимала их
языка. К ребёнку подошёл старый и бывалый рыбак и просто запел. Девочка сначала
смотрела на него с удивлением, а потом стала петь вместе с ним. Так, одной
музыкой, без слов, они поняли друг друга, сумели объясниться. Рыбак узнал, кто
она и откуда, и понял, как ей помочь. Ведь музыка не имеет национальности, а
язык её известен и одинаково понятен всем.
И не важно, на каком языке пелись песни прошедшим вечером, все знали, о чём
они: о дружбе, любви, празднике и веселье. И понимая друг друга, люди,
объединённые музыкой, были вместе.
Алина Ляпина
Оригинал статьи www.nizhny.ru/report31104