1. Выбор
темы и её актуальность
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 183 имени Р. Алексеева, активно участвуя в инновационных процессах в образовании, главным средством преобразования
школы в новое качество считает проектирование образовательной организации.
В связи с этим в 2006-2007
учебном году творческим коллективом педагогических и руководящих
работников школы была создана программа развития «Школа как интеллектуальная организация»,
в основу которой легла теория самообучающейся организации и идеи построения
инновационной школы кафедры педагогики и
андрагогики ГОУ ДПО НИРО. Программа
ориентирована на придание муниципальному учреждению статуса образовательного
учреждения инновационного типа – с проектной креативной культурой.
В 2007-2008 учебном году группа педагогов школы в рамках реализации программы развития прошла квалификационную
курсовую подготовку на кафедре педагогики и андрагогики НИРО с целью
формирования профессиональных умений и навыков осуществления инновационной деятельности в образовании.
Организация экспериментальной работы
по теме «Проектирование инновационных моделей школы как самообучающейся организации» в
2008-2009 учебном году позволила разработать и апробировать инновационные
механизмы построения пространства становления педагога и учащегося как субъекта
собственной деятельности, механизмы управления
развитием образовательной
организации и профессиональным развитием
педагогов, потребность в которых остро испытывала школа, находящаяся в режиме развития
образовательных практик и всё чаще
использующая как основной вид творческой деятельности проектирование.
2. Цель
исследования, гипотеза, основные задачи
Суть экспериментальной работы – организация
проектного эксперимента по созданию инновационной модели школы как
самообучающейся организации.
Цель
–
проектирование самообучающейся
организации в МОУ средней
общеобразовательной школе №183 имени Р. Алексеева.
Гипотеза
эксперимента: проектирование самообучающейся
организации в МОУ средней общеобразовательной школе №
183 имени
Р. Алексеева
будет эффективным, если:
- будут определены условия и
механизмы построения пространства становления педагога и учащегося как субъекта
собственной деятельности;
- ведущим способом организации содержания
образования и образовательного процесса станет метод проектирования;
3) самообучающаяся организация станет
дидактической моделью
пространственной соорганизации детско-взрослого сообщества;
- в качестве критериальной базы
процедуры выявления и оценки параметров самообучающейся организации выступит
комплекс социальных критериев: когнитивных, эмоциональных, поведенческих и комплекс критериев оценки новых видов деятельности:
исследований, проектирования и новых видов продуктов деятельности
различных субъектов образовательного процесса.
Основные задачи:
1) определить условия и механизмы построения пространства
становления
педагога и учащегося как субъекта собственной деятельности;
2) освоить
метод проектирования как
ведущий способ организации
содержания образования и
образовательного процесса;
3)
разработать структуру пространственной организации детско-
взрослого
сообщества школы как
самообучающейся организации;
- разработать
критериальную базу процедуры
выявления и оценки
параметров самообучающейся организации.
3.
Основные методы исследования
Выбор методов исследования обусловлен задачами
первого этапа экспериментальной деятельности, связанного с разработкой
концепции предстоящей деятельности и определением основных направлений работы.
Основным методом для определения появления различных эффектов инновационного
развития и их динамики выбран метод наблюдения. Также использованы различные виды анкетирования,
позволяющие выявить суждения разных
участников образовательного процесса о
проводимой в школе экспериментальной работе. Школьным педагогом-психологом с помощью тестов изучены степень готовности
коллектива к инновационной деятельности
и её мотивация. Создана творческая группа, проводящая оценку содержания
и первичную экспертизу полученных в ходе экспериментальной работы продуктов (результатов): инновационных идей и
предложений, сценариев уроков, мастер-классов, семинарских занятий, педсоветов,
проведенных проектными командами, различных программ деятельности.
Для оценки
качества проектной деятельности детско-взрослых объединений привлечены имеющие
больший опыт эксперты из других
образовательных учреждений.
4.
Основные аргументированные
результаты исследования
Одним из важных результатов первого этапа
экспериментальной работы стало изменение
представления педагогического коллектива
о сущности и конкретном
содержании инновационной деятельности. Работа в проектных командах показала,
что инновационная инициатива может стать основой формирования нового
педагогического профессионального становления и частью массовой образовательной
практики. Так, команда педагогов и
учащихся школы, начав в этом
учебном году работу над реализацией проекта «Интернет-ресурсный
медиацентр» в рамках программы развития
школы, не только разработала
технологическую цепочку создания простых программ для работы с интерактивными
досками с использованием ресурсов как
школьного, так и глобального информационного пространства, но и представила готовый продукт на школьном
семинаре-практикуме и выступила в роли тьюторов для группы заинтересовавшихся
этим видом деятельности учителей-предметников. Таким образом проявилась
субъектность деятельности как
характерная черта самообучающейся организации.
Результативной оказалась работа группы педагогов, обучающихся на курсах
повышения квалификации по теме «Технология проектирования индивидуальных траекторий
развития личности учителя и ученика». Активизировалась деятельность по
выдвижению и оценке значимости для школы инновационных педагогических идей,
стратегических образовательных инициатив. Интерес вызвали занятия по освоению способов экспертизы
инновационных предложений и составлению паспорта инновационного проекта.
Работа в эксперименте и реализация
отдельных проектов программы развития
привела к смене традиционных форм деятельности на новые формы:
изменилась структура педсоветов и школьных семинаров, начали работу мастерские,
мастер-классы, образцы деятельности экспонируются в форме презентаций,
портфолио, организуются творческие
студии и группы (в том числе и
проектные) при интерактивном музее Р. Алексеева.
5.
Основные выводы и предложения
Подведение итогов первого года работы в
проектном эксперименте позволяет говорить о выполнении основных задач
экспериментальной работы на данном этапе: в педагогическом коллективе возросло
количество людей, осознанно принявших и
освоивших метод проектирования как основной способ организации содержания
образования и образовательного процесса. Созданы новые проектные команды.
Разработаны некоторые новые формы управления командными структурами в
образовательном процессе. Вместе с тем школа
не решила проблемы психолого-педагогического содействия проектной деятельности
детско-взрослых сообществ. Школьный психолог нуждается в специальной курсовой
подготовке или стажировке в имеющем подобный опыт образовательном учреждении.
Проектная деятельность педагогов во
многом ещё основана на знаниях и интересах в
предметной области. Ближайшей задачей видится реализация в работе над проектами личностных
качеств и интеллектуального
потенциала педагогов, что послужит их
саморазвитию.
Продолжение занятий по теме эксперимента
на курсах повышения квалификации, возможность обмена технологиями, программами,
алгоритмами работы в рамках деятельности профессионального сообщества со
сходными взглядами на инновационные процессы в образовании представляются крайне
необходимыми для подготовки тьюторов.
Требует серьёзного продолжения работа над критериальной базой оценки
параметров построения самообучающейся
организации, проектированием научно-сервисного сопровождения инновационной
деятельности в конкретной школе.
Хотелось бы, чтобы участниками
научно-практических семинаров, слушателями публичных отчетов в сетевом проекте
всегда были не только руководители образовательных учреждений, но и педагоги.
41
Отчёт по организации
экспериментальной работы на промежуточном этапе эксперимента
№ п/п
|
Этап
эксперимента
|
Направления
|
Мероприятия
|
Продукт
(результат)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
Первый этап
|
Организационная
деятельность
|
1.Педагогический
совет «Место МОУ СОШ № 183 имени Р. Алексеева
в сетевом проекте «Нижегородская инновационная школа»
2.Разработка и
утверждение плана экспериментальной работы школы по теме «Проектирование
инновационных моделей школы как самообучающейся организации» на 2008-2009
учебный год
3.Создание и
размещение в локальной сети ОУ электронного информационного вестника
по инновационной
работе школы в сетевом проекте
4.Представление
сетевого проекта «Нижегородская инновационная школа» и плана эксперимента на
год Совету ОУ и Попечительскому совету школы с целью разработки программы совместной
деятельности
|
Создание команды педагогов
для работы в рамках эксперимента
План мероприятий
Электронная нормативная база и электронный
информационный бюллетень по экспериментальной деятельности ОУ
Программа поддержки экспериментальной работы
школы органами школьного общественного самоуправления
|
Содержательная
деятельность
|
1.Создание
словаря-тезауруса по теме экспериментальной работы и корректировка словаря по теме программы развития ОУ
2.Работа по проектам программы развития ОУ,
в том числе по
проекту «Интернет-ресурсный медиацентр»
3.Составление
индивидуальных программ эксперимента
4.Организация тематических исследований
5.Проведение
школьного семинара по теме «Современные технологии изучения, обобщения и
диссеминации инновационного опыта учителя»
6.Обучение
команды педагогов на квалификационных курсах «Технология проектирования
индивидуальных траекторий развития личности учителя и ученика»
7.Мастер-классы
для педагогов школы
|
Электронная версия словаря
Создание электронного банка инновационных
педагогических и управленческих решений
Создание развивающей образователь-ной
программы для учащихся классов по системе Л.В. Занкова, перешедших на вторую
ступень обучения
Исследование динамики отношения педагогов к
включению коллектива
в работу в сетевом эксперименте
Информационные карты передового опыта
Круглый стол для педагогов
|
Публикации по направлениям
экспериментальной деятельности
№ п/п
|
Наименование
публикации
|
Жанр
|
Наименование
издания
|
Выходные
данные
|
Кол-во
п.л.
|
Соавторы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1.
|
«Проектирование инновационных моделей школы:
из опыта работы
МОУ средней общеобразовательной школы №183 имени Р. Алексеева»
|
статья
|
Сборник
научно-методических статей из опыта работы
школ-участников
ПНПО
Сормовского
района
г. Н.Новгорода
|
готовится к печати
|
0,5
п.л.
|
Директор МОУ СОШ № 183
имени Р. Алексеева В.Н. Соколов зам. директора по УВР Т.В.
Ханьжина
|
43
Представление результатов экспериментальной деятельности на конференциях и семинарах
№
п/п
|
Название
конференции (семинара)
|
Статус
|
Место
проведения
|
Форма
представления результатов
|
Тема
|
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
5.
|
6.
|
1.
|
«Роль ОУ в организации экспериментальной
работы»
|
районный
семинар-совещание
|
МОУ лицей № 82 Сормовского района
г. Н.Новгорода
|
Выступление
зам. директора по УВР
Т.В. Ханьжиной
|
«Новые формы
профессиональной подготовки кадров в условиях эксперимента: тьюторское
сопровождение деятельности педагогов ОУ»
|
|