1.Актуальность выбранной темы.
В начале ХХI
века мир вступил в период качественных изменений. Новые вызовы времени порождают новые требования к образованию,
целью которого должно стать развитие личности учащихся, формирование у них
таких качеств и умений, которые помогли бы им ориентироваться в информационном
пространстве, самостоятельно решать проблемы, делать осознанный выбор,
проявлять инициативу. Учащиеся должны приобрести ключевые компетенции, чтобы
быть успешными в конкурентной среде.
Программа
интегрированного курса «Экономика и
право» позволит обучающимся получить целостное представление об
экономико-правовых проблемах современного мира, рассмотреть две стороны жизни государства,
тесно связанные между собой. Данная
программа поможет избежать искусственного разделения
предметов в представлении учащихся и родителей, ликвидировать дублирование
времени на изучение родственных тем в
курсе «Экономика» и в курсе «Право».
2.Цель эксперимента, основные
задачи.
Цель эксперимента:
создание и апробация программы интегрированного курса «Экономика и право» для
8-9 классов. Повышение интереса у учащихся к практической направленности изучаемого предмета, совершенствование
прикладного характера разрабатываемого
курса, проведение предпрофильной подготовки учащихся.
Основные задачи
эксперимента:
1.Разработка проекта
программы в 8-9 классах и составление
учебно-тематического
планирования на 9 класс.
2.Апробация проекта программы на базе 9 «А» класса.
3.Выбор оптимального
варианта УМК.
4.Создание системы
критериев и показателей отслеживания
результатов работы
по предложенной программе.
5. Организация и
проведение мониторинга эксперимента на уровне
школы и НИРО.
6.Анализ и корректировка
предложенного проекта программы.
3.Методы
исследования, проводимые в ходе эксперимента.
Экспериментальная работа проводилась на базе 9
«А» класса:
А) с учащимися:
В ходе
эксперимента была использованы следующие технологии:
-тестирование учащихся;
-контрольные работы;
-работа с дополнительной литературой;
-выдвижение и сравнение гипотез той или иной проблемы;
-исследование проблемы (при написании рефератов);
-работа в группах;
-ролевые игры -
3 открытых урока;
-практикумы по юридическим документам;
-методы кластеров.
Б) с учителями:
-выступление на районном методическом объединении
учителей истории по проблеме: «Правовое
образование как способ подготовки»;
-выступление на
педагогическом совете «Новое качество образования: оценки, запросы,
перспективы», декабрь 2008
- выступление на школьном методическом семинаре:
«Инновационные
образовательные технологии: возможности использования в условиях
конкретной школы» в марте 2009 года;
- выступление на школьном
методическом совете и Совете образовательного учреждения по проблемам работы с
одаренными детьми;
- выступление на школьном
методическом объединении учителей истории «Использование активных форм обучения
на уроке » в ноябре 2008 года;
- выступление на
методическом объединении учителей
истории «Методика работы с одаренными детьми » в марте 2009 года;
- выступление на
методическом объединении учителей
естественнонаучного цикла «Развитие
логического мышления учащихся
в процессе решения экономических задач» в марте 2007 года;
-совещание при директоре по вопросам проведения
экспериментальной работы;
4.Результаты
исследования и их обоснованность.
Внедрение результатов исследования в
практику.
Экспериментальная работа на П этапе началась с тестирования участников эксперимента на
предмет продолжения курса в 9 классе, разработки проекта учебно-тематического планирования курса Экономика и право в 9 классе.
В
процессе проведения эксперимента были проанкетированы родители, учащиеся,
коллектив. Целью анкетирования было выяснить профессиональную ориентацию, желание учащихся
продолжать работать по данному направлению
и возможности родителей оказывать помощь ребятам в изучении данного
курса, отношение педагогов к инновационному компоненту обучения. По результатам
анкетирования была определена заинтересованность и способность всех участников
образовательного процесса в дальнейшем изучении
данного курса в классах П ступени.
Совместно с психологом школы, классным руководителем и
учителями-экспериментаторами были внесены изменения в психолого-педагогическую
характеристику класса. Основным мотивом деятельности учащихся является
устойчивый интерес к обучению. Учащиеся
класса посещают индивидуальные и факультативные
занятия, позволяющие им применять знания в новых условиях.
Учителя-участники эксперимента
прошли курсовую подготовку по
теме « Теория и методика преподавания истории и обществознания: современные
подходы», «Школа как интеллектуальная
организация», имеют высшую квалификационную категорию, принимают участие в
инновациях с 2004 года.
В
течение 2008-2009 года в рамках данного эксперимента проведено открытое
мероприятие (открытый урок-учитель
Мещанинова Г.И..) для учителей школы с целью обмена
опытом. Методическая разработка урока используется учителями школы.
На базе школы работает консультационный центр
для учителей истории и гражданского образования по преподаванию основ
правовых знаний.
На заседании РМО учителей экономики по проблемам организации экспериментальной
работы в школе выступила учитель Конева
В.Ф. В своем выступлении
обозначила необходимость и
значимость использования новых учебных технологий в изучении создаваемого курса.
Результаты экспериментальной деятельности неоднократно обсуждались на
совещаниях при директоре и были
представлены на педагогическом совете «Новое качество образования: оценки,
запросы, перспективы», декабрь 2008
(см. приложение № 1).
Анализ
контрольных работ по данным курсам (было проведено 4 контрольные работы)
свидетельствует о том, что дети
справляются с предложенным вариантом программы и показывают неплохие результаты , что позволят
сделать вывод о возможностях ведения
данного курса в дальнейшем (см. приложение №
2). По результатам проведенных
контрольных работ, тестов, обсуждений на совещаниях по экспериментальной работе можно определить вопросы и отдельные темы, которые вызывают у
ребят затруднения, которые ясны и интересны учащимся, и внести коррективы в проект программы и учебно-тематического
планирования.
5.Теоретическая и практическая
значимость исследования.
1.Содержание программы может быть основой научно-методических
рекомендаций для преподавателей.
2.Результат эксперимента может быть материалом для выступления на
конференции по проблемам интегрированного обучения.
3.Проект программы может быть использован для публикации в сборнике
научно-методических материалов.
4.Программа может быть апробирована
в рамках эксперимента и внедрена в вариативную часть учебного плана.
5.Программа может быть использована учителями профессионального
сообщества и внедрена в практику.
6.Введение интегрированного курса Экономика и право в вариативную часть учебного плана способствует
приобретению ключевых компетенций, чтобы быть успешными в конкурентной среде.
7.В процессе изучения данного курса, обучающиеся лучше подготовятся к
продолжению образования в Ш ступени.
8.Данный интегрированный курс помогает разобраться в окружающей жизни, в
происходящих событиях, формирует мировоззрение, учит оценивать свои поступки и
поступки других.
9.По результатам эксперимента можно судить о широкой социальной и познавательной, деловой и
воспитательной значимости предмета.
6.Выводы
и предложения.
По итогам экспериментальной работы
учителями-экспериментаторами разработан проект программы интегрированного курса
Экономика и право для 8-9 класса,
составлено учебно-тематическое планирование на
2 часа, 4 часа в неделю (см.
приложение № 3).
По результату апробации
программы, используя различные методы исследования,
учителями-экспериментаторами
проанализированы положительные и отрицательные моменты (трудности,
сложности и успехи) проекта программы и имеют возможности для дальнейшего
совершенствования программы
интегрированного курса, создания системы творческих заданий по данному курсу,
пополнения методической копилки литературой для саморазвития ученика и учителя.
Разработанный
интегрированный курс Экономика и право имеет практическое значение, может быть
использован учителями профессионального сообщества и внедрен в вариативную часть учебного плана.
Отчет научного руководителя по организации
экспериментальной работы
на промежуточном этапе
эксперимента
№
п.п
|
Тема
эксперимента
|
ОУ-экспериментальные
площадки
|
Этап
эксперимента
|
Продукт
(
результат)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Разработка
и апробация интегрированного курса «Экономика и право»
для
8-9 классов
|
Школа
№ 183 имени Р.Алексеева
|
2
этап
2008-2009
уч.год
|
Программа
интегрированного курса «Экономика и
право»
для
8-9 классов
|
35
Отчет научного руководителя по организации
экспериментальной работы
на промежуточном этапе
эксперимента
№
п.п
|
Тема
эксперимента
|
ОУ-экспериментальные
площадки
|
Этап
эксперимента
|
Продукт
(
результат)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Разработка
и апробация интегрированного курса «Экономика и право»
для
8-9 классов
|
Школа
№ 183 имени Р.Алексеева
|
2
этап
2008-2009
уч.год
|
Программа
интегрированного курса «Экономика и
право»
для
8-9 классов
|
Публикации
по направлениям экспериментальной деятельности
№ п/п
|
Наименование публикации
|
Жанр
|
Наименование издания
|
Выходные данные
|
Количество п.п.
|
Соавторы
|
1
|
Интеллектуальные конкурсы:
путь к успеху
|
статья
|
Практика административной
работы
|
Журнал
№ 1,2007
|
0,5 п.л.
|
-
|
Представление
результатов экспериментальной
деятельности на конференциях и семинарах
№ п.п.
|
Название
конференции
(
семинара)
|
Статус
конференции
(
семинара)
|
Место
проведения
|
Форма
представления результата
|
Тема
|
1.
|
Инновации в преподавании гуманитарных дисциплин
|
Школьный семинар
|
Школа
№ 183
|
доклад
|
«Инновационные
образовательные технологии: возможности использования
в условиях конкретной
школы».
|
2.
|
Районное методическое объединение учителей истории
|
Районный
|
Школа района
|
Доклад
|
«Методика работы с одаренными
детьми».
|
3.
|
Школьное методическое
объединение учителей естественнонаучного цикла
|
Школьный
|
Школа
№ 183
|
Доклад
|
«Развитие логического
мышления учащихся в процессе решения экономических задач».
|
4.
|
Педагогический совет
|
Школьный
|
Школа
№ 183
|
Доклад
|
«Новое качество
образования: оценки, запросы,
перспективы».
|
|