Большинство стереотипов,
бытующих у европейцев в отношении Америки, на поверку оказываются ложными.
Американцы - разные. Северо-Восток, Запад, Юг и даже отдельные крупные города
отличаются друг от друга, - по образу жизни, традициям и характеру их обитателей,
- может, в не меньшей степени, чем некоторые страны в старушке-Европе. И,
несмотря на миф об Америке как стране, лишенной классовой системы, люди там
принадлежат к различным социальным группам и сословиям, что порой делает
обобщения - даже на уровне одного штата или даже города - тоже лишенными
всякого смысла.
Но вот один стереотип - в отношении любви американцев к своим гамбургерам -
прошел у меня проверку временем и расстоянием.
В столовой кампуса
Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, где изобилию и разнообразию блюд
шведского стола мог бы позавидовать и самый "звездный" отель, я видел
американцев, которые безразлично проходили мимо стоек с китайскими и
мексиканскими блюдами, десятками видов овощных и фруктовых салатов, и останавливались
у той, где мастерили свои гамбургеры и хот-доги.
Водитель автобуса в
космическом центре на мысе Канаверал, узнав, что я собираюсь в Теннесси,
заметил: "Отличное место. Отличные люди. Отличная кухня". Устав от
гамбургеров на каждодневных вечеринках, я оживился: "А что именно
подают?" - "Гамбургеры".
Большинство американцев -
патриоты, хотя нередко по критическим и даже убийственным замечаниям,
отпускаемым ими в адрес собственного руководства, этого не скажешь. Многие
сознательно, и иногда даже с некоторым ущербом для своего кошелька, следуют
призывам "Покупайте американское!", что в США, в первую очередь,
распространяется на автомобили. Но, как заметил мне один профессор из
Макалестер-колледжа в Сент-Поле, "что такое "американский автомобиль"?
У меня их два. Один - "Форд", собранный в Мексике, второй -
"Тойота", собранная в Огайо. К тому же, половина деталей и в одном, и
в другом сделана вообще в третьих странах"...
Но вот уж что американское
"на все сто"- так это круглые шоколадки "Риз", начиненные
арахисовым маслом, "флоутс" - мороженое в лимонаде "root
beer" (чем-то отдаленно напоминающем наш "Байкал") и
"брауниз" - приторно-сладкие темно-коричневые мягкие печеньица.
Какой-нибудь интеллектуал или городской сноб, может, и посмеется над этими
проявлениями "американизма", но вот где-нибудь в глубинке, на
сельской ярмарке, фермеры вам обязательно порекомендуют все это отведать, да и
сами с удовольствием насладятся нехитрым угощением.
Что же касается
приветливости и улыбок, то у многих американцев это дань их воспитанности или
привычке. Действительно, зайдите в магазин, бар или, тем более, в офис какой-то
фирмы - девушка за стойкой или столиком одарит вас самой восхитительной улыбкой
кинозвезды. На первых порах это завораживает и умиляет. Но потом начинает
раздражать: порой улыбка, вспыхивающая на лице, оказывается сродни той капле
слюны, что выделялась у собаки при виде зажигающейся лампы во время знаменитых
опытов Павлова. Я не раз замечал, что у некоторых секретарш в офисах появление
улыбки уже не контролируется их обладательницами. Импульс от глаз передается
губам, и они непроизвольно растягиваются столько раз, сколько вы встретитесь
глазами.
Так же, как и улыбки, не
следует буквально воспринимать и приветствия. И вообще многое из того, что
американцы говорят при общении на уровне "ну как дела?" (что в США
именуют "social talk"). Во всяком случае, не стоит и пытаться
воспринимать дословно фразу "have fun", которую слышишь сплошь и
рядом. В буквальном переводе это - "получай удовольствие",
"радуйся" и тому подобное. Но эти два слова уже давно превратились в
междометие, просто призванное продемонстрировать пусть и не заинтересованность
в своем собеседнике, то хотя бы дружелюбное расположение. Мне говорили, что у
случайного встречного "have fun" может сорваться с уст даже тогда,
когда на его вопрос "куда собираешься?" ты ответишь, что идешь на
похороны.
То же самое относится и к
фразе "take care". Она давно утратила свой изначальный смысл -
"береги себя". Ныне в обыденной, а не в какой-то экстраординарной
ситуации она просто синоним слову "пока". Не стоит ломать себе голову
над тем, что, собственно, имел в виду собеседник и от чего он вас
предостерегает.
Однако все вышесказанное
вовсе не должно бросать тень на такое прекрасное качест-во любого среднего
американца, как приветливость. Как говорил мне социолог Джеф Неш, по степени
открытости и приветливости в США лидируют обитатели Нэшвилла, штат Теннесси, и
вообще южане. Миннесота и ее главный город - сросшиеся вместе Сент-Пол и
Миннеаполис - находятся где-то посередине. Бос-тон - самый европейский из
городов Америки и имеющий славу интеллектуального центра за счет Гарварда,
славится в то же время и как один из самых снобистских и неприветливых
мегаполисов США. В первую очередь это касается водителей автомобилей. О том, что
они крайне невежливы и даже опасны, не только упоминают все путеводители и
справочники для туристов, но и предупреждают сами бостонцы. Последние к тому же
могут добавить, что велосипедисты в их городе вообще безумцы и от них на улицах
нужно просто шарахаться.
Понятия о вежливости в
общении у американцев столь же разнятся по регионам, как и их приветливость.
Если вы поделитесь с нью-йоркцем какой-то своей спорной или кажущейся ему
неприемлемой мыслью, он может без обиняков высказать вам об этом свое негативное
мнение или вообще покрутить указательным пальцем около виска. Обитатель же
Миннесоты в такой же ситуации просто ответит: "М-м, это интересно..."
Что вовсе не означает, что вам стоит развивать свою мысль дальше.
Иностранец
#22
/1996-06-12/
|