На главную
STIGMATA: Acoustic & Drive Show 2008, 2-03-2008, Rocco :: ФотоLuk - Sex,  24-02-2008, Rocco::ФотоAnimalJazz, 9-03-2008, Rocco::Фото

**

Рубрики

Теория Государства и Права  |  Правотворчество в российском государстве

Лекция по Теории Государства и Права
Радаев Стас

План:

1)       Понятия, принципы и виды правотворчества.

2)       Закон, понятия и виды.

3)       Стадии законотворчества.

4)       Подзаконные нормативные акты.

5)       Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

6)       Юридическая техника: понятия, основные приемы и средства.

Правотворчество – это одна из форм государственной деятельности, но одновременно это и функция государства. Для этого вида деятельности государства характерны следующие особенности:

-          Она осуществляется в строгом соответствии с требованиями закона, поэтому является разновидностью правовой деятельности

-          Она реализуется в строго установленном процедурном порядке (другими словами правотворчество является разновидностью юридического процесса)

-          Она осуществляется строго определенными субъектами, наделенными нормотворческой компетенцией

-          Правотворчество это не только разновидность юридической деятельности, но и социально-правовой опыт находящей воплощение в нормативно-правовых актах, которые являются конечным результатом этой деятельности. Таким образом, правотворчество является разновидностью юридической практики.

Правотворчество – это деятельность субъектов наделенных нормотворческой компетенцией по созданию юридических норм. По средством этой деятельности государство вводит законы.

Правотворческая деятельность должна отвечать ряду принципов (требований). Принципы правотворчества – это основополагающие идеи, руководящие начала, которые определяют содержание правотворческой деятельности, ее направленность и ее сущность.

1.       Демократизм, этот принцип состоит в обязанности субъекта выражать в нормах права интересы и потребности различных социальных групп.

2.       Законность. В целом этот принцип заключается в соблюдении субъектами правотворчества процедуры и компетентности принятия актов, однако, содержание этого принципа важнее. Это содержание находит отражение в ряде требований: а) вновь принятый НПА не должен противоречить конституции страны и иным законам или вносить в них прямые изменения б) акт нижестоящей организации не должен противоречить актам вышестоящей организации в) НПА должен приниматься в соответствии с той процедурой, которая установлена законом г), Субъект правотворчества может принимать только те НПА и только по тем правовым вопросам, которые относятся к его компетенции

3.       Научность. Этот принцип состоит в обязанности субъекта правотворчества при создании норм права учитывать достижения юридической науки, результаты юридической практики. Только в том случае принятый НПА будет носить научно-обаснованный характер и эффективно регулировать общественные отношения

4.       Профессионализм. Этот принцип состоит в том, что правотворческая деятельность должна осуществляться компетентными людьми обладающими необходимой общей и правовой культурой, а так же приемами и навыками осуществления этой деятельности

5.       Исполнимость. Этот принцип заключается в необходимости учета финансовых, кадровых и иных условий, наличие которых позволит принятому НПА реально действовать

6.       Планирование. Означает четкое распределение правотворческой работы по предмету, этапам и времени.

Виды правотворчества

Правотворческую деятельность можно подразделить на виды в зависимости от субъектов, которые ее осуществляют в зависимости от этого подразделяются на следующие виды:

1.       Правотворчество народа

2.       Правотворчество государственных органов

3.       Правотворчество должностных лиц государства

4.       Правотворчество органов местного самоуправления

5.       Совместное правотворчество государственных органов и общественных объединений

В зависимости от способа придания юридической силы нормам права выделяют: санкционированное и деллигированное правотворчество.

Санкционированное характеризуется тем, что государство путем отсылки в законе придают юридические свойства нормам, которые созданы общественными объединениями. Деллигированное правотворчество состоит в том, что орган законодательной власти временно передает часть своих полномочий органу исполнительной власти.

Закон. Понятия и Виды.

Закон – это НПА принятый в особом процедурном порядке высшими представительными органами государственной власти или референдумом, обладающие высшей юридической силой и регулирующие наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1.       Он обладает высшей юридической силой),о означает, что все иные правовые акты издаются на основе закона и не должны противоречить ему) Отменить закон или изменить его может только тот орган, который ранее его принял. Юридическая сила закона зависит от статуса государственного органа принявшего его и процедуры принятия

2.       Он принимается высшими представительными органами государственной власти или референдумом (Закон или этот акт призван выражать волю народа)

3.       Принимается в особом процессуальном порядке

4.       Он призван регулировать действительно важные общественные отношения

Действие НПА во времени

Действие закона по времени определяется 2 способами:

-          порядок вступления закона в силу

-          порядок утраты законом силы

Вступление закона в силу определяется с указанием конкретной даты. Дата конкретной может и не быть, но зафиксировано «С момента подписания», «с момента опубликования». Если срок вступления в действие федерального закона не указан, то он вступает в силу через 10 дней с момента опубликования.

Указы президента вступают в силу через 7 дней с момента опубликования. Акты, которые не опубликуются, а рассылаются, вступают в силу с момента получения их адресатом.

При изменении обстановки, например, при вводе чрезвычайного положения автоматически начинает действовать закон о чрезвычайном положении.

Порядок утраты законом юридической силы:

-          истечение срока действия

-          прямая отмена силы закона. Во вновь принятом акте прямо говориться о том, что ранее действующий акт отменяется

-          фактическая отмена (в этом случае ни чего не говориться о том, что старый акт отменен, но при этом создается новые отношения с другим актом. Действующим считается тот акт, который принят позднее). Если юридические акты не равны по юридической силе, то действующим будет тот юридический акт, который выше по юридической силе.

Изменение обстоятельств.

Обратная сила закона или ретроспективность – это распространение действий норм данного закона или юридические факты прошлого (ст. 54 К). Закон применяется с обратной силой, когда он смягчает или отменяет юридическую ответственность. В самом законе говориться о том, что его нормы имеют обратную силу.

Пережившие законы (ультроактивность) – это продолжение действия закона после его отмены. Возможно в том случае, когда новый закон продлевает на определенный период действие норм старого закона.

Действие НПА в пространстве:

– Территориальное действие (в пределах территории государства);
– Экстерриториальное действие (за пределами территории государства).

Все НПА действуют на всей территории государства, некоторые акты действуют на определенной территории. К собственной территории государства относятся: земельная, водная поверхность в пределах государства, недра, территориальные воды, континентальный шельф.

Условная территория – территория посольств, консульств, воинских подразделений, территория гражданских морских и воздушных судов находящихся на нейтральной территории. Территория военных морских и воздушных судов, даже на чужой территории.

Действие НПА по кругу лиц.

Законы РФ распространяют своё действие на граждан государства, иностранных граждан находящихся на территории государства, лиц без гражданства (апатридов), за исключением лиц обладающих дипломатическим иммунитетом (подобные лица не могут привлекаться к уголовной и административной ответственности за нарушения на территории иностранного государства. Круг лиц: главы иностранных государств, иностранные правительства, делегации, работники посольств и консульств, члены их семей.

Юридическая техника

Это совокупность правил и приемов для подготовки, рассмотрения, принятия, обнародования правоприменительных и интерпритационных актов: законодательных, правоприменительных и интерпретационных.

Законодательная техника – это часть юридической техники.

Приемы законодательной техники:

-юридическая терминология

виды терминов: общеупотребительные, специально не юридические термины, специально юридические термины.

Дефиниция – определение правового понятия

Вульгаризация языка и вульгаризм.

Вульгаризация языка – использование в законодательстве слов простого, разговорного языка. Варвализация языка – использование в тексте закона иностранных терминов.

Требования предъявляемые к юридической терминологии:

-          однозначность

-          общепризнанность

-          лаконичность

-          ясность

-          простота

Правовые презумпции

Это предположение о наличие или отсутствии определенных фактов основанных на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденными предшествующим опытом при этом презумпции могут быть опровержимые и неопровержимые.

По сфере действия: общеправовые, межотраслевые, отраслевые.

Правовая фикция – это не существующее положение признанное существующим и ставшее в силу этого общеобязательным. В гражданском праве днем смерти пропавшего гражданина является день решения суда о его смерти.

Правовые символы – это охраняемый государством условный образ имеющий юридическое содержание. По способу внешнего выражения символы могут быть предметными (герб, флаг, паспорт).

Вход


HomeКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияe-mail
© 2000-2011 Студенческий городок