На главную
STIGMATA: Acoustic & Drive Show 2008, 2-03-2008, Rocco :: ФотоLuk - Sex,  24-02-2008, Rocco::ФотоСтуденческий форум

**

Рубрики

Теория Государства и Права  |  Реализация права

Лекция по Теории Государства и Права
Радаев Стас

План лекции:
Понятия и формы реализации норм права
Сущность и роль правоотношения в системе форм реализации норм права
Основные стадии применения норм права
Акты применения норм права. Понятия, классификация
Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона
Действие права – все способы влияния правовых норм на жизнь людей и общественную жизнь.
Стадии правового регулирования:

норма права
регламентация прав и обязанностей
права и обязанности реализуются в конкретных правоотношениях
Реализация права – это практическое осуществление правовых предписаний в правомерном поведении людей или субъектов права. Это практическая деятельность людей по приобретению, использованию прав, выполнению юридических обязанностей и соблюдению запретов, таким образом реализация права более узкое понятие чем действие права, потому что это завершающая стадия правового регулирования.
Реализацию права можно рассматривать как процесс, во-вторых, как конечный результат.
Процесс – это претворение юридической нормы в юридическую практику. Выделяют объективную, то есть совершения определенных действий в определенной последовательности (следственные действия), и субъективную – это отношения субъекта к различным правовым требованиям.
Реализация права как конечный результат означает достижение определенной цели, в соответствии поведения субъектов требованиям юридической нормы.
Формы реализации норм права:

по характеру правореализующих действий (Соблюдение, исполнение, использование и применение. Соблюдение – это воздержание от проступков, запрещенных действующим правом, то есть когда субъект строго следует установленным запретам. Суть формы – пассивное воздержание от совершения действий находящихся под запретом).
При соблюдении действует механизм невмешательства государства в поведение участниками правоотношений. Исполнение – это такая форма реализации норм права при которой субъект совершает активные действия, связанные с претворением в жизнь обязывающих предписаний. Особенность этой формы – исполнение права вытекает из его обязательного государственно-волевого характера. Для исполнения этой нормы необходимы активные действия субъектов права. Использование – это форма реализации, при которой субъект права использует возможности, которые предоставлены ему юридической нормой. В этом случае действие субъектов носит направленный характер (участие в демонстрациях, выборах). Поведение может быть как активным, так и пассивным. Право на собственное активное поведение может более свободным, чем первые 2 формы. Использование, исполнение и соблюдение называют непосредственными формами реализации норм права, так как субъекты реализуют нормы права в виде запретов обязанностей и субъективных прав самостоятельно, то есть не обращаясь к государственным органам.
Правоприменение – это государственно-властная организующая деятельность компетентных органов по реализации правовых норм, относительно конкретных жизненных случаев, путем вынесения властного решения выраженного в специальном акте (состоит в рассмотрении конкретных юридических вопросов и вынесения обязательных для субъектов индивидуальных решений, то есть приказ, приговор, постановление). Необходимость правоприменения возникает при разрешении судом спора о чьем-либо праве, во-вторых, при совершении правонарушения, при необходимости определить соответствующую меру наказания правонарушителю. Когда предусмотренные нормами права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без вмешательства государственных органов (например, устройство на работу). Когда необходимо осуществить предусмотренный законом контроль за правильностью приобретения прав и возникновения обязанностей.
Признаки правоприменения:

властная деятельность компетентных государственных органов (деятельность третейского суда)
носит властно-организационный характер, то есть всегда обращено к другим субъектам, порождает для них права и обязанности, характер обязательных требований
В определенных сферах осуществляется в специально установленных законом процессуальных формах
Состоит в рассмотрении конкретного юридического дела по которому выносится решение индивидуального характера
Результат правоприменения является акт применения права исполнение которого обязательно для его адресата.
Принципы и требования правоприменения:
Законность
Обоснованность
Целесообразность
Справедливость

Законность – это строгое и неуклонное следование компетентных лиц и должностных лиц закону в процессе правоприменительной деятельности. Это означает или характеризует, во-первых, следование предписаниям определенных норм права прямо относящихся к тому делу, которое рассматривается. Во-вторых, это действия в рамках предоставленной компетенции. Не присваивая себе полномочий, которые не предусмотрены в законе или должностной инструкции, в-третьих, соблюдение всех процессуальных правил при квалификации обстоятельств дела при избрании меры пресечения… Принятие юридических актов установленной формы.
Обоснованность – означает полное выявление, глубокое изучение и использование всех относящихся к делу материалов, во-вторых, исключение из цепи доказательств всех сомнительных и не доказанных фактов, в-третьих, правильная квалификация обстоятельств дела. Принятие решения только на основе достоверных, хорошо проверенных, правильно квалифицированных фактов.
Целесообразность – предопределяется тем, что в процессе формирования норм права нельзя учесть все разнообразие конкретных случаев, которые могут существенно повлиять на принятые решения, поэтому в правоприменительной деятельности должны учитываться конкретные условия применения той или иной норм права, спецификой сложной ситуации. Это создает почву для принятия гибкого решения, во-вторых включает возможность произвола. Представления о целесообразности во многом зависит от профессионализма, уровня правосознания и правовой культуры самого правоприменителя.
Справедливость состоит в том, что деятельность правоприменительного органа, должностного лица к исследованию обстоятельств дела соответствует окончательному решению.
Основные стадии правоприменения

Состоит, во-первых, в установлении и анализе фактических обстоятельств дела; юридическая квалификация (выбор и анализ нормы права, толкование смысла нормы права); принятие акта применения, контроль за исполнением применительного акта.
Стадии:
определяется, что в действительности произошло, факты необходимо не просто установить, но и закрепить документально требования: относительности, то есть принятие и анализ только тех фактов, которые относятся к делу и могут быть положены в основу правоприменительного решения. Требование полноты означает необходимость всех обстоятельств имеющих существенное значение для дела. Требование доказательности определяющие основы решения по делу должны быть достоверными и обоснованными доказательствами.
Юридическая квалификация означает выбор права, которое рассчитано на данное фактическое обстоятельство. Проверка правильности и текста НПА в котором содержаться нормы права с учетом соотношения норм права. Осуществляется проверка нормы на предмет ее действия во времени, пространстве, и по кругу лиц. В частности устанавливается, во-первых, действует ли эта норма на момент разрешения юридического дела, то есть не отмене, не дополнена, во-вторых, действует ли она на той территории, где решается дело. В-третьих, распространено ли ее действие на субъектах, которые являются участниками возникающего правоотношения. В-четвертых, решается вопрос о возможных коллизиях норм права.
Принятие решения по делу.
Предшествующие стадии создают предпосылки для принятия решения по делу. Решение по делу следует рассматривать в двух аспектах: во-первых, это умственная деятельность направляемая на оценку с позиции права (фактических обстоятельств, полученных доказательств, установления на основе этого действительной картины происшедшего), Должен быть подведен итог о фактических обстоятельствах и юридических нормах под действие которых они подпадают. Во-вторых это решение по делу, то есть применение права в собственном смысле слова. На этой стадии право обретает письменную, документальную форму в виде правоприменительного акта (решение, определение, приговор суда, постановление административной комиссии).
Акты применения права
Акты применения норм права – это правовой акт конкретного государственного органа, который устанавливает права и обязанности участников конкретных правоотношений, либо меры принудительного воздействия в отношении конкретных лиц за совершенное ими правонарушение.
Правоприменительные акты основаны на правовых нормах, во-вторых, являться официальными, то есть приняты в соответствии с компетенцией определенных органов. В-третьих, адресованы определенным лицам или организациям. Носят государственно-властный характер. Оформляются в письменной форме.
Виды актов применения по субъектам правоприменения (органов законодательной власти), акты органов правосудия, акты контрольно-надзорных органов, например, прокуратуры. По характеру решения запрещающие, обязывающие, управомочивающие.
По отраслевой принадлежности: акты применения уголовного права, гражданского…
По способу выражения: акты документы, акты действия. Акты документы могут быть отдельными с определенными реквизитами, могут быть в виде резолюции на других материалах дела. Акты действия реализуются в наиболее простых жизненных ситуациях, могут принимать устный вид или вид указания.
По наименованию: приказы, постановления, указания, представления, резолюции, протоколы, указы президента о награждении, о помиловании, о присуждении почетного звания, предписания, приговоры…
По способу принятия: коллегиальные и единоличные.
По юридическому значению: основные, которые предусматривают завершающий решения по делу и вспомогательные (это акты, которые подготавливают принятие основных актов (постановления об избрании меры пресечения обвиняемому, определение суда о назначении экспертизы)). Основные требования к актам применения – строгое соответствие НПА на основе которых они принимаются. Принятые в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица. Заключение глубоко обосновано и всесторонне мотивированно.
Соотношение НПА и правоприменительных актов

Единство:

– И те и другие акты являются правовыми
– Принимаются компетентными органами
– Носят государственно-властный характер
– Обладают юридической силой, обязательны к исполнению
– Обеспечиваются силой государственного принуждения
Различия:

НПА

Правоприменительный акт

Содержит норму права
Обращен к непосредственному кругу лиц
Возможно неоднократное применение
Всегда имеет документальную форму

Содержит индивидуально конкретное применение
Обращен к персонально казанным в них лицам
Может использоваться только один раз
Не всегда


Пробелы в праве

Это полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями юридического решения дел. Причины возникновения пробелов: объективные – объясняются тем, что не одно законодательство не в состоянии учесть всего многообразия общественных отношений, которые нуждаются в правовом регулировании. Субъективный связан с возникновением пробелов по вине законодателя.
Пробелы в законодательстве могут устраняться либо преодолеваться. Устранение пробела может быть произведено только в процессе правотворчества. Преодолеть пробел можно с аналогией права, аналогией закона и субсидиарного применения права. Аналогия закона - это способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы, конкретного закона регулирующего сходные отношения. (любая аналогия возможно только в Гражданском праве)
Субсидиарное применение права – это способ преодоления пробела при котором правоприменительное решение принимается на основе нормы из другой отрасли права.
Аналогия права – это способ преодоления пробела, при котором правоприменительно решение принимается на основе принципов права, духа законодательства (законности, справедливости, доброй совести).

Вход


HomeКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияe-mail
© 2000-2011 Студенческий городок