На главную
STIGMATA: Acoustic & Drive Show 2008, 2-03-2008, Rocco :: ФотоLuk - Sex,  24-02-2008, Rocco::ФотоСтуденческий форум

**

Рубрики

Стань счастливым  |  Миф о Сизифе

Человечество в ходе своей истории все больше убеждается в том, что у него ничего не никогда не получается. Не удался ни один замысел, ни одна задача или цель какой-либо исторической эпохи. В Европе не удалось, христианство, и те великие задачи, которые были поставлены христианской верой 2000 лет тому назад, никогда не были и не будут осуществлены. Человечество не стало лучше, чище, благороднее, хотя идеалы христианства всем известны и всеми признаются.

            Не удалось Возрождение, и то, что им создано, не соответствует планам великих гуманистов. Та же участь постигла Реформацию, поставившую себе великую цель – утверждение религиозной свободы – и приведшую религию к крушению. Не удалась Великая французская революция, создавшая вместо братства, равенства и свободы буржуазное общество, новые формы неравенства и ненависти людей друг к другу.

            Не удался социализм: в России и многих странах мира он привел к неслыханным народным бедствиям, к острым социальным противоречиям. Не удался анархизм: он никогда не осуществит той абсолютной свободы, к которой призывает, а может установить лишь еще большее рабство.

            В человеческой истории для личности больше абсурда, чем цели и смысла. Однако это не повод, считают, философы, приходить человеку в отчаяние и упиваться трагичностью своей жизни. И люди действительно пытаются найти собственный смысл жизни в этом абсурде, оправдать свое существование.

            Одни видят смысл жизни и моральное оправдание своего существования в том, чтобы переделывать “плохую” действительность, изменять мир с помощью революции или с помощью развития техники и т.д. Но, как писал выдающийся русский философ С.Франк, “что бы ни совершал человек, какие бы технические, социальные, умственные усовершенствования ни вносил в жизнь, его завтрашний и послезавтрашний день ничем не будут отличаться от вчерашнего и сегодняшнего. Всегда в этом мире будет царить слепая случайность, человек всегда будет бессильной былинкой, которую легко погубить, всегда жизнь его будет кратким отрывком, в который не вместить осмысляющей жизнь духовной полноты, и всегда слепая страсть, глупость, и зло будут царить на земле”.

            Умный, нравственно развитый человек мало озабочен тем, будет ли завтрашний день лучше сегодняшнего или следующий век лучше предыдущего. Это уже дело Бога, а не человека. На вопрос – что делать, чтобы изменить мир? – Франк отвечает: ничего! Потому что этот замысел превышает человеческие силы. Человек привык к тому, что есть какой-то смысл, лежащий вне жизни, есть какая-то цель, которую нужно осуществить. Но целью жизни является сама жизнь – не как бессмысленная сутолока и стремление к чему-то иному, а жизнь как полнота духа, самодостаточная, насыщенная в себе и спокойная, без суеты.

            Все внешние критерии смысла жизни несостоятельны. Вера в прогресс, в непрерывное совершенствование человечества, вдохновлявшая множество людей в последние два века, полностью разоблачена: оказалось, что человечество не движется вперед, оно ни на шаг не приблизилось к осуществлению совершенного общественного строя, воплощению добра и разума в человеческих отношениях.

            У французского писателя и философа Альберта Камю есть эссе “Миф о Сизифе”. Древнегреческий мифический герой Сизиф наказан богами за свой проступок и вынужден всю жизнь вкатывать в гору камень, который тут же скатывается назад. У Камю Сизиф – это человек, который поднялся над бессмысленностью своего существования, который в этой бессмысленности обрел свой смысл и свою гордость. Как бы тяжела и бесцельна ни была бы жизнь – это моя жизнь, и я должен ее прожить достойно.

            Как и Камю, Франк считал, что смысл жизни не дан, а задан, смысл жизни должен быть внутри нас, а не вовне. Искание смысла жизни есть борьба против тьмы бессмыслия, это внутреннее преображение, внутреннее творчество человеком самого себя. Но это не значит, что подобные люди, занятые внутренним творчеством, ничего не делают, а заняты только личным спасением. Исканиями и мучениями таких людей в мире накапливается добро. Философ, святой, художник, вообще любой человек, не ограничивающийся внешней жизнью, а ищущий истоки своего бытия, пытающийся найти свое настоящее место в этой жизни, понять свое предназначение, производит и накапливает в мире добро. Без таких людей мир давно бы уже рухнул в пропасть полного хаоса и бессмысленности.

            Так, историки, которые пишут  о великом русском святом Сергии Радонежском, видят его главную заслугу в том, что он благословил рать Дмитрия Донского и дал ей двух монахов из своей обители. Но они забывают, писал Франк, что этому предшествовали десятилетия упорного молитвенного и аскетичекого  труда, что этим трудом были добыты духовные богатства, которыми в течении последующих веков питались русские люди, без него они не имели бы сил подняться на борьбу с татарами.

            Духовная скудость и убогость нашей жизни свидетельствует о том, что все меньше и меньше становится людей, ищущих смысл жизни, людей глубоко мыслящих, своей внутренней работой прибавляющих в мире добро. Мы только тратим то, что создали наши предки, и основные причины кризиса нашей жизни заложены именно здесь, а не в экономических потрясениях и отсутствии иностранных инвестиций, или в непоследовательности демократических преобразований.

Вход


HomeКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияe-mail
© 2000-2011 Студенческий городок