Книга на завтрак
Иржи Грошек – чешский литературный критик и кинематографист,
очень популярный на родине и почти неизвестный в России. Его первый роман
«Легкий завтрак в тени Некрополя», вышедший в 1998 году, сразу стал в Чехии
бестселлером.
В основе сюжета лежит детективная история о молодой
женщине Берте Крамар, под псевдонимом Валерия, которая, устав от преследований
долговязого прыщавого Брошенки, пускающего при виде
нее слюнявые пузыри, натравливает на него компанию весьма недружелюбных
рокеров. Агриппина, мать еле уцелевшего в драке
паренька, собственноручно и даже собственноножно
избивает Валерию. Едва оправившись от нанесенных побоев, женщина начинает
вынашивать план жестокой и изощренной мести. Она решает отыграться на бывшем
муже Агриппины Клавдио и на
ее любовнике Милоше. Для этого Валерия кардинально
меняет внешность, превращаясь из неприступной красавицы-блондинки в роковую
брюнетку, таинственным образом заставляет обоих мужчин отправиться на остров
Крит, вовлекает в это свою лучшую подругу и любовницу Яну Райчек,
по прозвищу Кики. Однако ее плану не суждено осуществиться. На Крите Валерия
убивает Кики, заключившую фиктивный брак с Клавдио,
так как боится, что девушка раскроет мужу ее секрет. Она сбегает с острова и
возвращается в Прагу, где, некоторое время спустя, умирает в психиатрической
больнице.
Однако об этой главной интриге, обнаруживающей
связь между всеми персонажами, читатель узнает только в конце романа. До этого
повествование представляет собой калейдоскоп случайных эпизодов, в которых
почти каждый из героев получает возможность рассказать читателю о своей судьбе.
Грошек – не первый автор, использующий такой прием,
но в отличие от, к примеру, «Женщины в белом» Уилки
Коллинза, его герои не просто высказывают разные взгляды на одно и то же
событие, но выступают вполне самостоятельными повествователями, каждый из
которых развивает собственную сюжетную линию. В романе также много вкраплений
событий Древнего Рима. На первый взгляд, они совершенно неуместны и создают
лишнюю путаницу в сюжете, но затем связь между античностью и современностью
начинает интуитивно угадываться. Так, например, образ императора Нерона
проецируется на Брошенку, возомнившего себя тираном и
вступившего в преступную сексуальную связь с матерью. Агриппина,
ее подруга Ацеррония, Клавдио,
Валерия – все они уже когда-то существовали в Древнем Риме, творили его
историю. Поэтому неудивительно, что основное действие романа происходит на
острове Крит. Однако античные образы, воскрешенные Грошеком,
абсолютно живые и динамичные. Они вполне реалистично предаются страстям,
поднимая на уши и Древний Рим, и современную Грецию, и Чехию.
Особый колорит роману придает фантастическое
остроумие Грошека. Ироничные замечания о женской
психологии перемежаются с подробными инструкциями по соблазнению мужчин,
философские рассуждения о процессе творчества соседствуют с постмодернистскими
описаниями пьянки в кабаке. Эротические сцены и нецензурная лексика
представлены на любой вкус. Этот сочный коктейль действует на организм читателя
укрепляюще и ободряюще, приводя последнего в самое солнечное расположение духа.
Бычкова Мария
|