Газета Лингвист
Газета Лингвист

**

Кино  |  Сайлент Хилл (Silent Hill)

Добро пожаловать в Сайлент Хилл! Вас-то мы и ждали…

Режиссёры продолжают пытаться снимать фильмы по компьютерным и видео играм. И на этот раз, похоже, получилось.

Silent Hill

Режиссёр Кристоф Ганс («Братство Волка»)

В ролях: Рада Митчелл, Шон Бин

Жанр: триллер/мистика/ужасы

Видеоигра Silent Hill вышла давненько, но, как говорится, до сих пор живёт в сердцах многих, для жанра «хоррор» стала практически культовой. Можно, конечно, проводить параллели фильма и игры, но занятие это неблагодарное, так как поклонники и так увидят сходства и различия, а для всех остальных в этом не будет никакого смысла.

Сюжет фильма незатейлив ровно настолько, насколько этого требует жанр: девочка с психическим расстройством во время приступов в бреду постоянно повторяет название крохотного городка Сайлент Хилл, и заботливая мама в надежде, что ребёнку полегчает, решает везти дочку туда. Как, конечно же, показало будущее – зря. Будет всё: и забытый богом городок-призрак, где практически не осталось жителей, и жуткие легенды, окружающие его, и мрачная тайна прошлого, и нависшее проклятие, и параллельные измерения, населённые монстрами, и всё сопутствующее. В сюжет углубляться тоже не стоит – он не новаторский или особо гениальный. Он – в самый раз. Плюс, как обычно, всё подпортили наши переводчики, выдавшие целый ворох фраз, которые, раздаваясь из уст героев, режут ухо, кажутся слишком пафосными, глупыми и бессмысленными, на самом деле таковыми не являясь (наверное, никогда не устану умиляться так любимому нашими толмачами переводу фразы «End of discussion», завершающей какое-то объяснение, как «конец дискуссии»…). Ну да ладно. Не в сюжетах, как правило, прелесть фильмов «ужасного» жанра. Прелесть в атмосфере. В ощущении. В Страхе как таковом.

И вот тут «Сайлент Хилл» многим фильмам даст сто очков вперёд.

Прежде чем продолжать характеризовать фильм, хотелось бы пояснить – есть «ужастики», и есть «фильмы ужасов». Разница, думаю, ясна. Есть страх, граничащий с отвращением, вызывающий омерзение и желание покурить, чтобы вновь не увидеть свой съеденный завтрак, и есть Страх, Страх именно с большой буквы, от которого не тянет закрывать глаза и убегать, а тянет смотреть и впитывать. Есть боязнь крови, ран, террора, расчленённых трупов, серийных убийц, змей, пауков и прочих вполне конкретных вещей, и есть страх темноты, в которой нет ничего из вышеперечисленного, но, с другой стороны, в темноте ведь может оказаться всё, что угодно. Есть страх, вызывающий дурноту, и страх одуряющий. Есть страх, что ты не сможешь спастись, и страх, что спастись просто нельзя. Есть жестокость настолько реальная, что она отвратительна, и жестокость настолько нереальная, что она красива. Есть очередной сумасшедший маньяк с очередным тяжёлым детством, с пеной у рта вырезающий очередную партию злосчастных студентов, и есть Ганнибал Лектер, чьё безумие сродни гениальности. В общем, как я уже говорила, есть «ужастик», и есть «фильм ужасов».

«Сайлент Хилл» – это фильм ужасов.

И поэтому не так важен сюжет – акцент в фильме сделан вовсе не на нём. Если разбираться, то можно увидеть в сюжете много сходного с фильмом «Звонок»: тоже проклятие, тоже несчастный ребёнок, тоже мать, готовая преодолеть все круги ада за своё дитя… Но «Звонок» был ужастиком, хорошим (именно японский, оригинальный «Звонок», а не смехотворная американская переделка, способная испугать, наверное, только ребёнка), но ужастиком, и самые «сильные» его места вызывали реакцию: «Фу ты, блин, жуть какая». В «Сайлент Хилле» предстающее глазам вызывает… пожалуй, восхищение.

Почему? Всё очень просто.

Фильм ужасающе красив. Да, весьма оксюморонное сочетание, но это правда. Как человек, имеющий художественное образование, могу сказать, что с эстетической точки зрения «Сайлент Хилл» практически безупречен. Цветовая гамма, подборка ракурсов, планы, качество исполнения поражают. Городок, утонувший в лёгком, жемчужно-сером, но гнетущем тумане, с падающими с неба хлопьями вроде бы снега, на поверку оказывающегося пеплом; и его параллельное воплощение, этот маленький эндемический Ад с его вихрем чёрного, красного и ржавого жёлтого, который после молочного безмолвия самого города режет глаза… Композиция кадров и моменты, похожие на ожившие картины Босха… Умение даже омерзительные вещи показать так, что омерзения-то как раз они и не вызывают… Это фильм, в котором умопомрачительно красива даже ржавчина! Переход из Сайлент Хилла в его параллельное воплощение под пронзительный звук сирены воздушной тревоги порождает мурашки, настоящие мурашки, появление которых всегда непредсказуемо. А момент, когда огромный, до этого пугающий своей размеренной неторопливостью монстр одним рывком сдирает с жертвы сразу всю кожу, вызывает не рвотный рефлекс, но остолбенение. Как правило, самыми мерзкими частями, событиями и кадрами фильмов нам кажутся максимально приближенные к реальности, но к той части реальности, с которой мы не сталкивались и сталкиваться ни за что не хотим. А параллельный Сайлент Хилл и его ужасы настолько ирреальны, что не могут не восхищать.

После этого фильма вы не станете вздрагивать при телефонном звонке, услышав шаги за дверью, увидев неподписанную видеокассету и т.д. по списку. Страх, пережитый в Сайлент Хилле, останется в Сайлент Хилле. Но проблема в том, что туда захочется вернуться. Пусть уже не испугаться… Но хотя бы вновь посмотреть

Марина Огнева

 

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайтеКонтакты
© 2006 "Лингвист"