Добро пожаловать в Сайлент
Хилл! Вас-то мы и ждали…
Режиссёры
продолжают пытаться снимать фильмы по компьютерным и видео играм. И на этот
раз, похоже, получилось.
Silent Hill
Режиссёр Кристоф Ганс («Братство Волка»)
В ролях: Рада Митчелл, Шон
Бин
Жанр: триллер/мистика/ужасы
Видеоигра Silent Hill вышла
давненько, но, как говорится, до сих пор живёт в сердцах многих, для жанра «хоррор» стала практически культовой. Можно, конечно,
проводить параллели фильма и игры, но занятие это неблагодарное, так как поклонники
и так увидят сходства и различия, а для всех остальных в этом не будет никакого
смысла.
Сюжет фильма
незатейлив ровно настолько, насколько этого требует жанр: девочка с психическим
расстройством во время приступов в бреду постоянно повторяет название крохотного
городка Сайлент Хилл, и заботливая мама в надежде,
что ребёнку полегчает, решает везти дочку туда. Как, конечно же, показало
будущее – зря. Будет всё: и забытый богом городок-призрак, где практически не
осталось жителей, и жуткие легенды, окружающие его, и мрачная тайна прошлого, и
нависшее проклятие, и параллельные измерения, населённые монстрами, и всё
сопутствующее. В сюжет углубляться тоже не стоит – он не новаторский или особо
гениальный. Он – в самый раз. Плюс, как обычно, всё подпортили наши
переводчики, выдавшие целый ворох фраз, которые, раздаваясь из уст героев,
режут ухо, кажутся слишком пафосными, глупыми и бессмысленными, на самом деле
таковыми не являясь (наверное, никогда не устану умиляться так любимому нашими
толмачами переводу фразы «End of discussion»,
завершающей какое-то объяснение, как «конец дискуссии»…). Ну да ладно. Не в
сюжетах, как правило, прелесть фильмов «ужасного» жанра. Прелесть в атмосфере.
В ощущении. В Страхе как таковом.
И вот тут «Сайлент Хилл» многим фильмам даст сто очков вперёд.
Прежде чем продолжать характеризовать
фильм, хотелось бы пояснить – есть «ужастики», и есть
«фильмы ужасов». Разница, думаю, ясна. Есть страх, граничащий с отвращением,
вызывающий омерзение и желание покурить, чтобы вновь не увидеть свой съеденный
завтрак, и есть Страх, Страх именно с большой буквы, от которого не тянет
закрывать глаза и убегать, а тянет смотреть и впитывать. Есть боязнь крови,
ран, террора, расчленённых трупов, серийных убийц, змей, пауков и прочих вполне
конкретных вещей, и есть страх темноты, в которой нет ничего из
вышеперечисленного, но, с другой стороны, в темноте ведь может оказаться всё,
что угодно. Есть страх, вызывающий дурноту, и страх одуряющий. Есть страх,
что ты не сможешь спастись, и страх, что спастись просто нельзя. Есть
жестокость настолько реальная, что она отвратительна, и жестокость настолько
нереальная, что она красива. Есть очередной сумасшедший маньяк с
очередным тяжёлым детством, с пеной у рта вырезающий очередную партию
злосчастных студентов, и есть Ганнибал Лектер, чьё
безумие сродни гениальности. В общем, как я уже говорила, есть «ужастик», и есть «фильм ужасов».
«Сайлент
Хилл» – это фильм ужасов.
И поэтому не так важен
сюжет – акцент в фильме сделан вовсе не на нём. Если разбираться, то можно увидеть
в сюжете много сходного с фильмом «Звонок»: тоже проклятие, тоже несчастный
ребёнок, тоже мать, готовая преодолеть все круги ада за своё дитя… Но «Звонок»
был ужастиком, хорошим (именно японский, оригинальный
«Звонок», а не смехотворная американская переделка, способная испугать,
наверное, только ребёнка), но ужастиком, и самые
«сильные» его места вызывали реакцию: «Фу ты, блин, жуть какая». В «Сайлент Хилле» предстающее глазам вызывает… пожалуй,
восхищение.
Почему? Всё очень просто.
Фильм ужасающе красив.
Да, весьма оксюморонное сочетание, но это правда. Как
человек, имеющий художественное образование, могу сказать, что с эстетической
точки зрения «Сайлент Хилл» практически безупречен.
Цветовая гамма, подборка ракурсов, планы, качество исполнения поражают.
Городок, утонувший в лёгком, жемчужно-сером, но гнетущем тумане, с падающими с
неба хлопьями вроде бы снега, на поверку оказывающегося пеплом; и его
параллельное воплощение, этот маленький эндемический Ад с его вихрем чёрного,
красного и ржавого жёлтого, который после молочного безмолвия самого города
режет глаза… Композиция кадров и моменты, похожие на ожившие картины Босха…
Умение даже омерзительные вещи показать так, что омерзения-то как раз они и не
вызывают… Это фильм, в котором умопомрачительно красива даже ржавчина! Переход
из Сайлент Хилла в его параллельное воплощение под
пронзительный звук сирены воздушной тревоги порождает мурашки, настоящие
мурашки, появление которых всегда непредсказуемо. А момент, когда огромный, до
этого пугающий своей размеренной неторопливостью монстр одним рывком сдирает с
жертвы сразу всю кожу, вызывает не рвотный рефлекс, но остолбенение. Как
правило, самыми мерзкими частями, событиями и кадрами фильмов нам кажутся
максимально приближенные к реальности, но к той части реальности, с которой мы
не сталкивались и сталкиваться ни за что не хотим. А параллельный Сайлент Хилл и его ужасы настолько ирреальны, что не
могут не восхищать.
После этого фильма вы
не станете вздрагивать при телефонном звонке, услышав шаги за дверью, увидев
неподписанную видеокассету и т.д. по списку. Страх, пережитый в Сайлент Хилле, останется в Сайлент
Хилле. Но проблема в том, что туда захочется вернуться. Пусть уже не
испугаться… Но хотя бы вновь посмотреть…
Марина
Огнева
|