Читая эту книгу, я не могла отделаться от
настойчивого «шлейфа» двух ассоциаций. И постоянно ловила себя на мысли – вот
здесь Перес-Реверте, несомненно, идет по стопам Эко.
А здесь – Боже мой, как похоже на «Поющих в терновнике»!
От Эко – жанр «интеллектуального детектива».
Впрочем, не могу утверждать, что итальянец был в этом первый, но то, что
детективы Эко «интеллектуальнее», замороченнее,
оригинальнее и насыщеннее – это бесспорно. Перес-Реверте
– проще. Прозрачнее. Чтобы его понять, не нужно быть филологом и историком, не
нужно на каждой странице отвечать на литературные загадки и выдергивать
ассоциативные «якоря», не дающие покоя, пока не найдешь источник того или иного
мучительно знакомого образа. Перес-Реверте
предпочитает писать почти на «tabula rasa», так, чтобы создавалось впечатление,
что мысли и чувства героев – естественно-рожденные. Некоторые фразы
действительно хочется выписать и повесить на стеночку, чтобы не забывать
никогда:
«… я понял, что такое вера: это нечто не зависящее
даже от того, существует ли Бог. Вера – это прыжок вслепую навстречу чьим-то
рукам, которые подхватят и примут тебя…»
Блестящее описание Севильи – города, в который
после книги Реверте стремишься, как в мечту. Но не
хватает размаха: Севилья оставляет ощущение романтической провинции. Этого
размаха не хватает и в основной интриге – слишком уж типичны и предсказуемы,
как герои комедии dell’arte,
персонажи. Слишком просты линии, и частенько не хватает тонкости в поворотах
сюжета: детектив, долженствующий держать тебя в тисках интриги и судорогах
предвкушения, читается почти как сказочка – со смакованием южной неги,
итальянско-испанского сладострастия, роскошных «задников» действия при
отсутствии истинной динамики в действии как таковом.
А любовная линия… Что ж, я недаром сказала об
устойчивой аллюзии на «Поющих в терновнике»: девушка и священник – и полное
отсутствие перспектив. Единственная, но безумная ночь – и память о любви на всю
жизнь. Память, дающая право и силы на самопожертвование, и этот мотив
становится лучшим и самым сильным в произведении.
Анастасия Лямина
|