На главную
Студенческий форумAnimalJazz, 9-03-2008, Rocco::ФотоTracktor Bowling - THE BEST, 23-02-2008, Rocco::Фото

**

Литературный раздел

Рецензии  |  Роза плюс терновник

Читая эту книгу, я не могла отделаться от настойчивого «шлейфа» двух ассоциаций. И постоянно ловила себя на мысли – вот здесь Перес-Реверте, несомненно, идет по стопам Эко. А здесь – Боже мой, как похоже на «Поющих в терновнике»!

От Эко – жанр «интеллектуального детектива». Впрочем, не могу утверждать, что итальянец был в этом первый, но то, что детективы Эко «интеллектуальнее», замороченнее, оригинальнее и насыщеннее – это бесспорно. Перес-Реверте – проще. Прозрачнее. Чтобы его понять, не нужно быть филологом и историком, не нужно на каждой странице отвечать на литературные загадки и выдергивать ассоциативные «якоря», не дающие покоя, пока не найдешь источник того или иного мучительно знакомого образа. Перес-Реверте предпочитает писать почти на «tabula rasa», так, чтобы создавалось впечатление, что мысли и чувства героев – естественно-рожденные. Некоторые фразы действительно хочется выписать и повесить на стеночку, чтобы не забывать никогда:

«… я понял, что такое вера: это нечто не зависящее даже от того, существует ли Бог. Вера – это прыжок вслепую навстречу чьим-то рукам, которые подхватят и примут тебя…»

Блестящее описание Севильи – города, в который после книги Реверте стремишься, как в мечту. Но не хватает размаха: Севилья оставляет ощущение романтической провинции. Этого размаха не хватает и в основной интриге – слишком уж типичны и предсказуемы, как герои комедии dell’arte, персонажи. Слишком просты линии, и частенько не хватает тонкости в поворотах сюжета: детектив, долженствующий держать тебя в тисках интриги и судорогах предвкушения, читается почти как сказочка – со смакованием южной неги, итальянско-испанского сладострастия, роскошных «задников» действия при отсутствии истинной динамики в действии как таковом.

А любовная линия… Что ж, я недаром сказала об устойчивой аллюзии на «Поющих в терновнике»: девушка и священник – и полное отсутствие перспектив. Единственная, но безумная ночь – и память о любви на всю жизнь. Память, дающая право и силы на самопожертвование, и этот мотив становится лучшим и самым сильным в произведении.

 

Анастасия Лямина

Вход


HomeКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияe-mail
© 2000-2011 Студенческий городок