На главную
STIGMATA: Acoustic & Drive Show 2008, 2-03-2008, Rocco :: ФотоTracktor Bowling - THE BEST, 23-02-2008, Rocco::ФотоLuk - Sex,  24-02-2008, Rocco::Фото

**

Литературный раздел

Рецензии  |  Миры Ника Перумова. Мельин и другие места.

Спите спокойно, жители Мельина

И такие книги народу нужны. Если возник на Западе новый жанр, то в обязательном порядке появятся отечественные авторы, которые возьмут его на вооружение. Это даже к лучшему - что бы мы делали, например, без Лукьяненко? Так и не смогли бы создать более-менее внятный сценарий для фильма, в котором можно продемонстрировать, что мы не хуже Голливуда знаем, что такое летящая камера и как нарисовать крушение самолета на сверхмощном компьютере. Ника Перумова с его идеями пока на экраны не пускают, но в скором времени, наверное, мы увидим какую-нибудь двух-, техсерийную эпопею «Алмазный меч, деревянный меч» или очередные странствия мага. Зрелищно, бюджетно, зритель обязательно пойдет.

Ник Перумов знает, кто его читатель и подстраивается под вкусы аудитории. Поэтому книги получаются без пртензий, литературных изысков, зато динамичные и без корявых переминаний с ноги на ногу.  Мрачноватый юмор, пара сцен насилия, описания каких-нибудь страшных монстров, герой- приключенец, на все способный воин, маг, сплошные загадки без отгадок - покупайте продолжение, там все объясню. И ничего, конечно, не объясняет. После того же «АМДМ» остается ощущение, что тебя только что бессовестно надули: и чего произошло? куда кто пошел? а это кто такой был? В этом смысле книга «Мельин и другие места» - ценнейшее издание. Молодые авторы собственный мир выдумать пока не могут или вообще не хотят заниматься этим неблагодарным делом, и поэтому заполняют лакуны чужих миров.
Такой вот полезный симбиоз: мастер создает концепцию и продумывает глобальные законы, историю, а ученики дополняют картину деталями. Все, что автор оставил за рамками, он вытаскивают на свет и по-своему трактуют те или иные события, которые читателю могли показаться странными и непонятными.

Очевидно, что книга «Мельин и другие места» предназначена не для тех, кто зашел в магазин и наугад взял с полки томик - дай-ка я русское фэнтези почитаю, может, понравится. Этот сборник - для фанатов, перумистов со стажем и для тех, кто хотя бы одну книжку Перумова прочел. Остальным вход не воспрещен, но зачем лезть в воду, не зная броду? Хорошо то, что в книге представлены работы разных авторов: этакая палитра подходов, трактовок, объяснений и мотивировок. И видно, что люди старались, находили прорехи в мирах Перумова и старательно их зашивали. Однако большая часть текстов значительно слабее первоисточников: стилистика прихрамывает на короткую ножку, нет-нет да ляп встретится. Хорошо хоть читать их будет не профессиональный филолог (хотя полностоью этого исключить нельзя - я же прочитала), а уставший после работы мужчина среднего возраста или подросток на каникулах. Большинству авторов не хватает художественного мастерства, чтобы создать характер. Как всегда, перед нами навязший в зубах приключенец, мечтающий за что-нибудь кому-нибудь отомстить. Автор старательно разъясняет, почему так произошло и что он конкретно хочет сделать, то есть  вместо того, чтобы создать полнокровный образ, трясется на ходулях рассуждений. Читатель сам обо всем может догадаться по намекам, а когда ему все разжевали и в рот положили, как-то пропадает желание глотать. И рассказ перелистывается.

Другая крайность - это нагнетение непонятных ужасов, психологических заморочек, невнятных внутренних монологов. Тут уж и сам автор, я думаю, не разберется, что к чему. Главное, таинственно, непонятно, читатель заинтригован, а потом - неожиданный финал. Что произошло, непонятно, зато удивил. Это, конечно, соответствует стилю Перумова: он любит наводить тень на плетень, и у него это неплохо получается. Прием неточного и неполного описания объекта или явления хорошо знаком создателям триллеров и разнообразных ужастиков: если описать все конкретно и понятно, напряжение ослабнет, ужас пройдет, читатели разбегутся. Но все хорошо в меру: когда один и тот же прием встречается почти во всех рассказах и не по разу использован, становится скучновато.

Впрочем, некоторые тексты в сборнике действительно неплохо написаны, живо и гладко. Для любителей фэнтези, освеженного трэшевыми сценами, в самый раз. Тем более, что через несколько лет наверняка часть этих авторов грудью проложит дорогу себе и создаст свои миры. И в этих мирах кто-нибудь поселится.

Ксения Деменева, аспирантка ННГУ им. Н.И. Лобачевского

Вход


HomeКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияe-mail
© 2000-2011 Студенческий городок