Спите
спокойно, жители Мельина
И такие книги народу нужны. Если возник на Западе
новый жанр, то в обязательном порядке появятся отечественные авторы, которые
возьмут его на вооружение. Это даже к лучшему - что бы мы делали, например, без
Лукьяненко? Так и не смогли бы создать более-менее внятный сценарий для фильма,
в котором можно продемонстрировать, что мы не хуже Голливуда знаем, что такое
летящая камера и как нарисовать крушение самолета на сверхмощном компьютере.
Ника Перумова с его идеями пока на экраны не пускают,
но в скором времени, наверное, мы увидим какую-нибудь двух-, техсерийную эпопею «Алмазный меч, деревянный меч» или
очередные странствия мага. Зрелищно, бюджетно,
зритель обязательно пойдет.
Ник Перумов знает, кто
его читатель и подстраивается под вкусы аудитории. Поэтому книги получаются без
пртензий, литературных изысков, зато динамичные и без
корявых переминаний с ноги на ногу. Мрачноватый юмор, пара сцен насилия, описания
каких-нибудь страшных монстров, герой- приключенец,
на все способный воин, маг, сплошные загадки без отгадок - покупайте
продолжение, там все объясню. И ничего, конечно, не объясняет. После того же
«АМДМ» остается ощущение, что тебя только что бессовестно надули: и чего
произошло? куда кто пошел? а это кто такой был? В этом смысле книга «Мельин и другие места» - ценнейшее издание. Молодые авторы
собственный мир выдумать пока не могут или вообще не хотят заниматься этим
неблагодарным делом, и поэтому заполняют лакуны чужих миров.
Такой вот полезный симбиоз: мастер создает концепцию и продумывает глобальные
законы, историю, а ученики дополняют картину деталями. Все, что автор оставил
за рамками, он вытаскивают на свет и по-своему трактуют те или иные события,
которые читателю могли показаться странными и непонятными.
Очевидно, что книга «Мельин
и другие места» предназначена не для тех, кто зашел в магазин и наугад взял с
полки томик - дай-ка я русское фэнтези почитаю,
может, понравится. Этот сборник - для фанатов, перумистов
со стажем и для тех, кто хотя бы одну книжку Перумова
прочел. Остальным вход не воспрещен, но зачем лезть в воду, не зная броду?
Хорошо то, что в книге представлены работы разных авторов: этакая палитра
подходов, трактовок, объяснений и мотивировок. И видно, что люди старались,
находили прорехи в мирах Перумова и старательно их
зашивали. Однако большая часть текстов значительно слабее первоисточников:
стилистика прихрамывает на короткую ножку, нет-нет да ляп встретится. Хорошо
хоть читать их будет не профессиональный филолог (хотя полностоью
этого исключить нельзя - я же прочитала), а уставший после работы мужчина
среднего возраста или подросток на каникулах. Большинству авторов не хватает
художественного мастерства, чтобы создать характер. Как всегда, перед нами
навязший в зубах приключенец, мечтающий за что-нибудь
кому-нибудь отомстить. Автор старательно разъясняет, почему так произошло и что
он конкретно хочет сделать, то есть
вместо того, чтобы создать полнокровный образ, трясется на ходулях
рассуждений. Читатель сам обо всем может догадаться по намекам, а когда ему все
разжевали и в рот положили, как-то пропадает желание глотать. И рассказ
перелистывается.
Другая крайность - это нагнетение
непонятных ужасов, психологических заморочек,
невнятных внутренних монологов. Тут уж и сам автор, я думаю, не разберется, что
к чему. Главное, таинственно, непонятно, читатель заинтригован, а потом -
неожиданный финал. Что произошло, непонятно, зато удивил. Это, конечно,
соответствует стилю Перумова: он любит наводить тень
на плетень, и у него это неплохо получается. Прием неточного и неполного
описания объекта или явления хорошо знаком создателям триллеров и разнообразных
ужастиков: если описать все конкретно и понятно, напряжение ослабнет, ужас
пройдет, читатели разбегутся. Но все хорошо в меру: когда один и тот же прием
встречается почти во всех рассказах и не по разу использован, становится
скучновато.
Впрочем, некоторые тексты в сборнике действительно
неплохо написаны, живо и гладко. Для любителей фэнтези,
освеженного трэшевыми сценами, в самый раз. Тем
более, что через несколько лет наверняка часть этих авторов грудью проложит
дорогу себе и создаст свои миры. И в этих мирах кто-нибудь поселится.
Ксения Деменева, аспирантка ННГУ им. Н.И. Лобачевского
|