Книга американского писателя Родриго
Кортеса «Кукольник» производит неоднозначное впечатление. Причем независимо от
того, где ее читаешь: в начале, в середине, в конце. Очень сложно понять, что
же это за жанр. Читая первые 20 страниц, я определяла жанр книги как детектив,
потом как мистический детектив, нет, все-таки исторический детектив… Решив в
конце, что это мог бы быть и философский роман, я прекратила свои жалкие
попытки и погрузилась в книгу, тем более что повествование захватывало и
увлекало.
Исторические реминисценции (действие происходит на
юге США до гражданской войны) привлекли меня все-таки меньше, чем личности.
Особенно интересно было следить за мыслями юного героя - Джонатана Лоуренса, который хочет изменить окружающую его
действительность весьма неожиданным образом. Богатый отпрыск известной в
Луизиане семьи, после неожиданного убийства отца, ставший единственным
наследником богатейшего в округе поместья, страстно мечтает о построении
идеального общества, хотя бы в своем поместье. Отношение к «черным» у Джонатана
меняется: в то время, пока он развлекаясь и создавая из людей (уже мертвых
людей) композиции для своих странных целей, понимает, что его «черные рабы»
лучше и чище, а виновны в их деградации белые. Увлечение Джонатана куклами
становится способом демонстрации пороков общества и исцеления людей от них. При
этом его задумки удаются исключительно благодаря такой «случайности»,
вследствие которой, он сам того не желая, стал жрецом Мбоа
– могущественного бога черных обитателей Юга. Поэтому его куклы – живые куклы,
сделанные из мертвых тел, - производят незабываемое впечатление на всех, кто с
ними «встречается».
Весьма странные философские концепции, рождающиеся
в уме юного Лоуренса, и те человеческие
жертвоприношения, которые он делает ради создания идеального мира, не создают
впечатления безумия, напротив - вспоминаешь утопии Средневековья, к которым
примешивается естественное отвращение к убийствам. При этом отвергаемая юным
героям идея служения богу Мбоа, про которого ему
постоянно напоминает его верный раб и, по совместительству, служитель культа
этого бога Платон, с течением времени начинает влиять на его действия.
Последняя часть книги – несомненно, не самая
удачная – содержит все то, на мой взгляд, ради чего писатель сел за стол перед
чистым листом бумаги. Естественно воспринимаемые в других ситуациях сцены здесь
становятся выпуклыми, с прозрачными намерениями всех ее участников - и
облеченных властью, и городской черни: каждого из участников этих сцен легко
обвинить в различных пороках. А наиболее целомудренными во всей книги, как бы
это ни было парадоксально, оказываются черные рабы - может, ради поддержания
философской концепции автора?
Переплетения философии, мистики, детективного
сюжета, делают рассказ о книге весьма нелегкой задачей. Советую ее прочитать…
тем, кто спокойно относится и к сценам насилия, и к обилию крови: последней на
страницах книги предостаточно.
И еще одно личное замечание: читая многие книги,
мне было жаль с ними расставаться: мучительно хотелось узнать, чем же все
закончится, и в то же время я с грустью закрывала книгу, перевернув последнюю
страницу. С этой книгой все было по-другому: читала я ее с удовольствием,
местами меня «потряхивало» от очередной кровавой сцены (крови в ней слишком
много даже для детектива), но… я была очень рада, дочитав ее до конца, и,
закрыв книгу, наконец-то вздохнула спокойно. Чем-то это напомнило мне
«Парфюмера» Зюскинда…
Анна Кузьменко
|