На главную
Luk - Sex,  24-02-2008, Rocco::ФотоSTIGMATA: Acoustic & Drive Show 2008, 2-03-2008, Rocco :: ФотоСтуденческий форум

**

Литературный раздел

Рецензии  |  Джонатан Страуд. "Глаз Голема".

Джонатан Страуд. Глаз Голема.

Жанр: фантастический роман.

Есть книги, которые учат жизни. А есть книги, которые ее отражают – и, вглядываясь в отражение, ты начинаешь лучше понимать себя в мире и мир в себе.

Зеркало этой книги – странное: так иногда в лавке антиквара находишь современную табуретку, прикинувшуюся пуфиком времен невесть какого Людовика; или сквозь сложные символические образы постмодернистского сознания вдруг шаловливо проглянет простая и изящная форма сонета. Так и здесь: по улицам фантастического Лондона ходят вполне привычные люди, обуреваемые до боли знакомыми страстями, плетущие испокон веку известные интриги… Мир вполне современного социума, где ходят автобусы и летают самолеты, мир, разделенный на два лагеря – имущих и неимущих, подчиняющих и подчиняющихся. Волшебников и черни.

В этом мире фантастические существа прижились настолько органично, что постепенно привыкаешь к естественности их присутствия на каждой странице – духи, привидения, ожившие скелеты. Иногда, отрываясь от чтения, идешь на кухню за чашкой чая и вздрогнешь: не притаился ли за шелохнувшейся занавеской фолиот? Глупое существо, видимое только для волшебников, способное выполнять их желания – напугать кого-нибудь, например…

Мир этот покрыт патиной волшебства, как лампа Аладдина: потрешь ее – и вылетит джинн. Кстати, о джиннах: самое живое и трезвомыслящее существо книги – джинн Бартимеус. Болтливый, циничный, веселый, хвастливый, хулиганистый и слегка трусоватый, связанный по рукам и ногам заклятием, привязавшим его узами подчинения (в случае Бартимеуса - далеко не беспрекословного) к юному волшебнику Натаниэлю. «Глаз Голема» - вторая книга трилогии о Бартимеусе и Натаниэле. И если в первой, «Амулете Самарканда», мы с удовольствием внимаем подростковым перебранкам двух героев и следим за взрослением 12-летнего Натаниэля в «зеркале» Бартимеуса, то здесь мы сопереживаем нравственному падению юного мага. Дар волшебства – «испытание на прочность», которое становится проверкой человеческих качеств. Попав в лицемерный бюрократический мир Правительства волшебников, Натаниэль пытается им соответствовать - одеваться как они, жить как они, думать как они, теряя при этом свою детскую чистоту и веру в справедливость, и становясь способным на предательство, лицемерие и равнодушие. Не правда ли, знакомо до боли?

Волшебники повелевают простолюдинами – людьми, неспособными не только колдовать, но даже видеть проявления магических сил. И, по мнению сильных мира того, эти люди ничем не отличаются от бессловесного стада, которым можно только помыкать, не стесняясь в средствах. К чему приводит такое противостояние? Правильно, к сопротивлению, к протесту тех немногих, которые еще могут к чему-то стремиться. Возможно ли сопротивление в мире, управляемом с помощью магических сил? Да, если сопротивляются дети и подростки, еще не до конца «обработанные» официальной пропагандой (может быть, только поэтому книжка считается «чтивом для юношества»?). В книге – это люди, которые от рождения имеют врожденную нечувствительность к воздействию магии. В жизни – это люди, сумевшие воспитать в себе нечувствительность к воздействию многочисленных «оболванивающих» технологий. Маленькая группа Сопротивления – первый звонок, свидетельствующий о нарушении Равновесия. Им дано стать той песчинкой, которая, попав в шестеренку, останавливает могучий механизм. А может быть, они - та последняя соломинка, которая осталась этому миру для спасения. Не потому ли положительность главного героя – волшебника Натаниэля – ставится под сомнение, оспариваемая поведением девчушки-простолюдинки Китти. Она – по-настоящему свободный человек в этом мире условностей, для которого реальны и действенны дружба и верность, смелость и решительность.

Духи в противостоянии волшебников и обычных людей – единственная объективная, не завязанная в конфликте сила. Поэтому в диалогах и спорах волшебных существ и людей рождается истина. И именно Бартимеус, демон, смущающий покой простолюдинов, - становится носителем справедливости, объективным судьей в этой детективной истории.

Анастасия Лямина

Вход


HomeКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияe-mail
© 2000-2011 Студенческий городок