Джонатан Страуд. Глаз Голема.
Жанр: фантастический роман.
Есть книги, которые учат жизни. А есть книги,
которые ее отражают – и, вглядываясь в отражение, ты начинаешь лучше понимать
себя в мире и мир в себе.
Зеркало этой книги – странное: так иногда в лавке
антиквара находишь современную табуретку, прикинувшуюся пуфиком времен невесть
какого Людовика; или сквозь сложные символические образы постмодернистского
сознания вдруг шаловливо проглянет простая и изящная форма сонета. Так и здесь:
по улицам фантастического Лондона ходят вполне привычные люди, обуреваемые до
боли знакомыми страстями, плетущие испокон веку известные интриги… Мир вполне
современного социума, где ходят автобусы и летают самолеты, мир, разделенный на
два лагеря – имущих и неимущих, подчиняющих и подчиняющихся. Волшебников и
черни.
В этом мире фантастические существа прижились
настолько органично, что постепенно привыкаешь к естественности их присутствия
на каждой странице – духи, привидения, ожившие скелеты. Иногда, отрываясь от
чтения, идешь на кухню за чашкой чая и вздрогнешь: не притаился ли за
шелохнувшейся занавеской фолиот? Глупое существо,
видимое только для волшебников, способное выполнять их желания – напугать
кого-нибудь, например…
Мир этот покрыт патиной волшебства, как лампа Аладдина:
потрешь ее – и вылетит джинн. Кстати, о джиннах: самое живое и трезвомыслящее
существо книги – джинн Бартимеус. Болтливый,
циничный, веселый, хвастливый, хулиганистый и слегка трусоватый, связанный по
рукам и ногам заклятием, привязавшим его узами подчинения (в случае Бартимеуса - далеко не беспрекословного) к юному волшебнику
Натаниэлю. «Глаз Голема» -
вторая книга трилогии о Бартимеусе и Натаниэле. И если в первой, «Амулете Самарканда», мы с
удовольствием внимаем подростковым перебранкам двух героев и следим за
взрослением 12-летнего Натаниэля в «зеркале» Бартимеуса, то здесь мы сопереживаем нравственному падению
юного мага. Дар волшебства – «испытание на прочность», которое становится
проверкой человеческих качеств. Попав в лицемерный бюрократический мир
Правительства волшебников, Натаниэль пытается им
соответствовать - одеваться как они, жить как они, думать как они, теряя при
этом свою детскую чистоту и веру в справедливость, и становясь способным на
предательство, лицемерие и равнодушие. Не правда ли, знакомо до боли?
Волшебники повелевают простолюдинами – людьми,
неспособными не только колдовать, но даже видеть проявления магических сил. И,
по мнению сильных мира того, эти люди ничем не отличаются от бессловесного
стада, которым можно только помыкать, не стесняясь в средствах. К чему приводит
такое противостояние? Правильно, к сопротивлению, к протесту тех немногих,
которые еще могут к чему-то стремиться. Возможно ли сопротивление в мире,
управляемом с помощью магических сил? Да, если сопротивляются дети и подростки,
еще не до конца «обработанные» официальной пропагандой (может быть, только
поэтому книжка считается «чтивом для юношества»?). В книге – это люди, которые
от рождения имеют врожденную нечувствительность к воздействию магии. В жизни –
это люди, сумевшие воспитать в себе нечувствительность к воздействию
многочисленных «оболванивающих» технологий. Маленькая группа Сопротивления –
первый звонок, свидетельствующий о нарушении Равновесия. Им дано стать той песчинкой,
которая, попав в шестеренку, останавливает могучий механизм. А может быть, они
- та последняя соломинка, которая осталась этому миру для спасения. Не потому
ли положительность главного героя – волшебника Натаниэля
– ставится под сомнение, оспариваемая поведением девчушки-простолюдинки Китти. Она – по-настоящему свободный человек в этом мире
условностей, для которого реальны и действенны дружба и верность, смелость и
решительность.
Духи в противостоянии волшебников и обычных людей –
единственная объективная, не завязанная в конфликте сила. Поэтому в диалогах и
спорах волшебных существ и людей рождается истина. И именно Бартимеус,
демон, смущающий покой простолюдинов, - становится носителем справедливости,
объективным судьей в этой детективной истории.
Анастасия Лямина
|