СДК,
25 ноября 2005г. Первый городской фестиваль восточных танцев в Нижнем Новгороде.
В Нижний Новгород
восточные танцы пришли два года назад и сейчас становятся все более
популярными. В минувшие выходные в Нижнем Новгороде прошел первый городской
фестиваль танца живота, в котором приняли участие 15 танцевальных клубов из
города и области.
Каждая участница
фестиваля – в блестящем восточном
костюме и платке, звенящем монистами, на бедрах – выглядела очень
женственно. Вспоминалась Шамаханская царица, с помощью танца соблазнившая
пушкинского царя Додона. Выглядывая
из–за кулис, я жалела, что в зале
слишком мало мужчин…
О разнообразии арабских и восточных танцев, об их
пользе мы побеседовали с Мариной Павловой, организатором первого
в нашем городе клуба восточного танца «Амира».
***
–
Расскажите, как вы увлеклись восточными танцами?
–
Мы поехали в Сирию на Новый год с балетом «Фантазия» выступать в отеле
«Амир–палас». Это было с 1999 на 2000 год. Оказалось, что в гостинице нужны
арабские танцовщицы. Не знаю почему, но руководство отеля решило сделать
танцовщиц из нас. К нам пригласили учительницу из Египта, ее звали Аида. И она
стала проводить с нами уроки. Так я и
заразилась восточными танцами и осталась в Сирии работать танцовщицей.
–
Вы долго прожили в Сирии?
–
С 1999 по 2002 год. Я там жила и работала, приезжала в Нижний Новгород недели
на две, а потом уезжала обратно. У меня
в отеле был оркестр живой музыки, и каждый день в гостинице проходило мое шоу.
Потом политическая обстановка в Сирии сменилась, и туристов стало значительно
меньше. Руководству отеля уже не имело смысла меня держать, и я уехала в
Россию. Сейчас я приезжаю в Сирию только на Новый год.
–
Восточные танцы различаются в зависимости от страны, где они зародились, или
есть какие–то общие стили и направления?
–
Они подразделяются и по странам, и по направлениям. Основные – это египетский,
ливанский и турецкий стили. Они отличаются и по костюмам, и по движениям.
Египетский стиль плавный, спокойный, наиболее женственный, ливанский – более агрессивный,
там допускаются резкие движения, прыжки. А турецкий – самый, на мой взгляд,
вольный: в нем большой упор идет на сексуальность. Там и костюмы самые
открытые.
–
У танцев изначально, в древности, было какое–то практическое значение?
–
Раньше египетские танцы использовались, когда женщина рожала. Вокруг роженицы
собиралось много женщин, которые начинали танцевать, чтобы облегчить ей
протекание родов. В танце они показывали ей движения, которые женщина должна
делать при родах.
–
На фестивале было много танцев с предметами. Особенно меня впечатлил танец с
канделябрами, которые женщины носили на голове…
–
Да, существуют танцы с саблей, с канделябрами, с бостоном – это такая
тросточка. Есть танец с агатами – тарелочками, которые надеваются на обе руки,
и танцовщица смыкает и размыкает их в такт музыке. Это довольно сложные танцы.
Все они относятся к арабским народным танцам. Еще существуют халиджи – танцы,
во время которых женщины трясут волосами. Они тоже имеют давние арабские корни.
Когда древние женщины мылись – это всегда было для них праздником. Поэтому в
танце они демонстрировали свои длинные, красивые волосы.
– Где зародились танцы, которые мы называем
сейчас восточными?
–
В Древнем Египте. Потом произошло смешение египетского танца с цыганским, испанским
и даже латиноамериканским.
–
Восточные танцы исполняют только женщины?
–
Многие арабские танцы называются «белледанс» – «танцы живота», и из–за этого
считаются женскими. Но это еще не
значит, что во время танца нужно обязательно трясти животом. Это просто
дословный перевод. Основные движения как в арабских, так и в других восточных танцах делаются
ногами, бедрами, грудью. Есть стиль «дабка» – мужской и женский одновременно,
где мужчины и женщины танцуют, взявшись за руки.
–
Существуют ли индивидуальные мужские танцы?
–
Для стран Востока танцы мужчин – распространенное явление, которое не вызывает
двойственных реакций, как у нас в России. Все танцоры – очень обаятельны, но
при этом всегда мужествены. Хотя танцуют они абсолютно то же, что и женщины.
–
У восточных танцев есть какие–то общие правила построения?
–
Обычно выступление танцовщиц индивидуально и длится около 20 минут. Начинается
оно танцем с вуалью, а заканчивается танцем под барабаны. На фестивале
исполнялось много групповых танцев, поскольку было много участников.
–
Музыку к танцам вы привозите из стран Востока?
–
Да, из Сирии, из Египта. Музыка бывает разной. Есть классическая, которую
исполняют Варда, Ом Кальсум. Но у нас в Нижнем Новгороде еще не развита
культура арабского танца, поэтому в качестве музыкального сопровождения и в
костюмах часто используется стилизация. В Москве это уже не допускается, но у
нас публика пока не готова к восприятию классической арабской музыки: она такая
медленная, спокойная.
–
Существуют какие–то каноны, по которым делаются костюмы для восточных танцев?
–
Да, определенные правила для пошива есть. У нас был семинар по конструированию
восточного танцевального костюма. Его нужно очень долго шить: чтобы сделать
один костюм за несколько месяцев, нужно сидеть и расшивать его, практически не
отвлекаясь ни на что другое. Но можно
купить готовый костюм, например, в Египте.
–
Как помогает занятие восточными танцами с точки зрения психологии и
оздоровления?
–
Любой танец, любое движение, которое получается – это самовыражение. И оно
приносит удовлетворение. Смотреть на себя, красиво танцующую, – большое
удовольствие. С точки зрения физической – это достаточно серьезная нагрузка,
полезная для здоровья так же, как занятия спортом. При этом, например, в
аэробике, движения сухие, не наполненные выразительностью. В восточных танцах
каждое движение наполнено смыслом.
–
Что изменяется в женщине, которая занимается восточными танцами?
–
Прежде всего, появляется уверенность в себе.
Она начинает больше себя любить. Красиво танцующая женщина верит в свою привлекательность независимо от возраста и
внешних данных. Через некоторое время ей уже хочется сшить костюм,
выступить перед друзьями, сотрудниками, перед любимым человеком.
Илина
|