23
августа 2005г., ТЮЗ.
гр. "Шибусаширазу".
Япония - это не только
аниме, но и 120 миллионов человек, идущих в ногу с современной культурой. А так
как современная культура идёт куда попало, то и ног надо много. Примерно около
пятидесяти - именно столько их у японской группы, которая должна была приехать
в Нижний Новгород. В среду я узнал о концерте, в воскресенье решил туда
сходить, в понедельник приобрёл билет... дешёвые к тому времени уже кончились.
Сам концерт был во вторник,
и, совершив героическое деяние по самостоятельному отрыванию себя от стула, я
направился в ТЮЗ. На первом этаже, ближе к лестнице, обнаружился персонал
"Буфета", продающий книжки, японские головные повязки и компакты с
альбомом группы.
"Буфета" – потому
что в этом заведении группа остановилась перед концертом и даже сделала клубное
выступление. Говорят, всё разнесли – и неудивительно; странно даже, как туда
вообще 25 человек из нынешнего состава поместились.
На разогреве был
действительно джаз. Только не японский, а наш, нижегородский – группа "Галерея
джаза", недавно сформированная из ведущих нижегородских музыкантов. В
афишах её не было, но группу приняли с самого начала доброжелательно (видимо,
каждый из галерейщиков и вправду уже знаменит), а к концу выступления народ в
зале проникся и если бы не Павел Милославский, представший в роли организатора
и ведущего (если кто не в курсе – это тот самый дяденька, который рулит
киноклубом "Время", фестивалями "Джаз России" и
"Культурная Столица" и вообще много культурными проектами занимается).
Он же сообщил, что спонсоров практически нет, и если бы не газета "Биржа
плюс карьера" и пара радиостанций, то о прибытии музыкантов никто бы и не
узнал, а также извинился перед теми, кого он не смог провести на халяву.
Ну а после антракта (во
время которого я увидел, что с анимешного форума пришло куда больше народа, чем
предполагалось), наконец-то вышли японцы.
Стиль, в котором играет "Шибусаширазу"
(или, если уж следовать правилам транскрипции, то сибусасиразу, а если
произносить по-анимешному, то щибусащиразу), - это вовсе никакой не джаз
и не рок и не что-то там смешанное с чем-то ещё, а поп-музыка. Но не та попсня,
которую противно слушать даже людям, глухим от рождения, а настоящая
качественная поп-музыка, воспринимаемая нами вне зависимости от страны
проживания и социального положения – как творчество битлов, например.
На джаз это действительно
похоже – музыканты ведут какую-то тему, развивая её и импровизируя по ходу
дела, время от времени к основной теме прибавляется что-то ещё или сама тема изменяется,
превращаясь в другую (один раз – даже в "расцветали яблони и груши"),
чтобы потом вернуться самым необычным образом... но ведь и о выступлении любого
диджея можно сказать то же самое (диджей, правда, один, а тут – целая группа).
Ещё одна черта, общая для джаза и шибусаширазовской музыки – множество духовых
инструментов, на чём всё сходство и кончается. Джаз – это вещь сложная, для
правильного восприятия надо как минимум знать все накопившиеся за 100 лет
существования стиля стандарты и уметь различать инструменты, а тут – всё
просто, и эта простота – не недостаток, а важнейшее достоинство; та самая
краткость, которая сестра таланта. Да, вот так.
Музыка музыкой, но кроме
неё были ещё и актёры перед сценой, актёры за сценой, солист (насколько я
понял, в одежде деревенского парня) и видеоряд на экране сверху. Каждая группа
актёров жила собственной жизнью и давала собственное безмолвное представление,
солист то подпевал (в основном без слов, задавая мелодию голосом), то что-то
выкрикивал; время от времени актёры выходили в зал и гуляли между рядами, не
прерывая действия; видеоряд (состоящий из имитации детских рисунков на переднем
плане и смеси повторяющихся, но немного изменяющихся при каждом повторе
фрагментов видео и анимации - на заднем) тоже жил собственной жизнью, а лидер
группы дирижировал и что-то подсказывал остальным участникам. Каждая часть
живёт сама по себе, за всеми частями действа уследить было невозможно – вот
рыбы и рыбаки, вот женщина в традиционной одежде с зонтиком, вот танцовщицы в зелёных
париках из мишуры, а тем временем на другом плане – ещё что-то, ещё, ещё...
В начале публика сидела по
местам, как на спектакле или на симфоническом концерте, но уже минут через
пятнадцать левая часть первого ряда поднялась на ноги, а когда актёры второй
раз прошлись по залу, 50% зрителей пританцовывали,
не сходя с мест (потому что сойти некуда было), и человек 20 – прыгали в
маленьких боковушках прохода и перед сценой. Вскоре к ним присоединился и я.
Ближе к концу представления
в зал вылетел дракон – хоть и надувной, но вполне драконьих размеров. Мне
удалось посмотреть ему прямо в глаза, когда змей спускался из поднебесья к
выходной двери – лицо у дракона было впечатляющее, с весьма глубокомысленным
выражением. Жаль, не взял фотоаппарата: фотографировать не запрещалось и
внутренность ТЮЗа время от времени озарялась вспышками камер и телефонов.
Прощались долго. Стоило
самой нетерпеливой публике схлынуть, музыканты с новыми силами продолжили вести
основную мелодию – "Theme of Honda Koumuten" (которую можно скачать с
официального сайта), дополняя её возгласами "большое спасибо",
"фенькью вери мач" и "домо аригато"; по сторонам сцены
помахивали две огромные чёрно-коричневых ладони – тоже надувные… В самом конце,
когда музыканты покинули сцену, девушки из танцевальной группы перед сценой на
чисто русском языке спели "Баю-баюшки баю, не ложися на краю", а зал
подхватил "придёт серенький волчок и ухватит за бочок".
Для японцев всё
закончилось, видимо, массовой пьянкой, т.к. Павел Милославский подарил им спонсорский
ящик водки (хм, а вроде бы, спонсоров не было ), а для нижегородцев –
отличным настроением до конца дня. Надеюсь, похмелье не сильно омрачит
впечатление музыкантов от нашего города и они как-нибудь заглянут к нам ещё
раз.
Commander Хэлл
|