Руководство по проведению музыкальных фестивалей
1.Цель. Ее выбирают
по своему видению (читай: с потолка, для проформы). Всем и так ясно: чтобы
собраться и поиграть. В нашем случае – фестиваль памяти. Цель: поиск молодых
талантов. И, если удастся, их дальнейшее продвижение.
2. Время. Желательно
знать график других подобных фестивалей и мероприятий, иначе многие могут не
придти. Но исполнителей все же намного больше, чем музыкальных фестивалей.
3. Финансы. Если
проводить фестиваль не на коммерческой основе – 1000 $ должно хватить. Это,
прежде всего хорошая аппаратура с толковыми техниками и звукооператорами,
питание участников и обслуживающего персонала (жюри, гардероб, охрана,
грузчики). Аренда помещения. В большей степени это касается рок-групп.
4. Помещение.
Фестиваль где-нибудь в подвале (читай: ночном клубе), с пивом и табачным дымом
– не фестиваль, а тусовка. Фестиваль – это праздник.
Зрители должны сидеть, а не стоять. А вот будут они в проходах танцевать или
нет – дело рук исполнителей. Будут плохо играть – им и хлопать не будут, не то,
что танцевать.
5.Формат. В нашем
случае – бесформатный. В Положении должно быть четко указано, что вы хотите
услышать. Но как бы четко вы не написали, все равно найдутся непонимающие (а
может быть им просто хочется побольше пообщаться).
6. Регламент. Время
фестиваля делится на количество выступающих. На настройку – 5 минут, на
определенное количество песен – на песню – 4 минуты. У нас планировалось 25
минут на выступление, но ближе к фестивалю групп стало больше, сократили до 18
минут. Все группы до единой уложились..
7. Отбор. На мой
взгляд, предварительный отбор должен проводиться обязательно: это же
генеральная репетиция!!! В гала-концерте почти все группы играли гораздо лучше,
чем на отборочном туре. Группы привыкли к аппаратуре, оператор тоже должен
приспособиться. Демоверсии желательны. В любом виде
(диски, кассеты, видео). Все равно видно кто есть кто. Зато организаторы
хронометраж просчитать смогут. Про цензуру говорить не хочу, в нашем случае все
ребята попались интеллигентные и понимающие. Только в одной песне я услышал
что-то про коноплю.
8. Награждение.
Дипломы и грамоты надо дать всем выступающим. Желательно в разных номинациях
(лучшему сологитаристу, барабанщику и т.д.). Мы
физически не успели. 100% выступающих участвуют не за награды. Но если у нас
появятся средства, мы задним числом наградим лучших.
9. Спонсоры. Найти
спонсорские деньги в нужном количестве также трудно как самим их заработать.
10. Длительность.
Зависит от цели (немного), количества участников (значительно), аренды зала и
аппаратуры. С отбором 1-2 дня. Надо сразу настроиться, что это марафон.
11. Реклама. Поиск
участников через интернет. Группы нашлись, некоторые
по небольшим объявлениям в ВУЗах. Барды интернетом не пользуются. На телевидении и радио желательно
информацию дать. Мы обошлись. Лучший способ – «сарафанное радио». В музыкальных
кругах все друг друга знают.
12. Жюри. Если
ставить задачу, чтобы как можно больше исполнителей вышли в следующий круг, то
можно обойтись без больших специалистов. Если нужно существенно «срезать»
количество выступающих, то специалисты нужны, иногда нужно объяснить
аргументировано свое решение, подтвердить свою квалификацию. В нашем случае в
жюри были 2 участника ВИА 80-90-годов, музыкальные работники, руководитель
судии гитары. Двое из них выступали на сцене, я даже боялся, что некоторые
группы снимутся после их виртуозного исполнения.
13. Head liner. По-русски: те на
кого придут точно. Таким обычно платят. Но они должны играть и зажигать зал
лучше, чем просто участники. По бардам я не пригласил никого, прекрасно
обошлись без «звезд». У нас свои зажглись.
По группам: могли бы
обойтись, но я не пожалел, «МОПР» хоть и после юбилея был, все равно отыграл
здорово.
14.Трудности. Когда
вы сделали так, как написано выше – почти никаких. Считайте длительность
исполнения песен, оперативно используйте эти данные, все остальное (гардероб,
питание и т.д.) - это обычная работа любого семинара или конференции.
А теперь мои
заметки по фестивалю с точки зрения организатора, жюри, преподавателя.
Сразу после трагедии
пришло понимание «смысла жизни». Это дети, причем умные. Это их мы должны
растить, лелеять, учить. Это они – гордость страны, это они будут двигать
прогресс, это они, в конце концов, будут нас кормить. Родился проект «Западный
берег». Наряду с поддержкой лучших школьников и юных спортсменов решено было
провести бесформатный фестиваль. Почему именно такой? А с чего начинали Гена с Русиком? Митяев, Визбор, Сергеев.
Потом немного попсы. Потом появилась «Металлика». «Битлы» были всегда.
А в походах Русик пел и играл все. Его нельзя
втиснуть в рамки. В феврале после студенческого экватора у Гены нашлась
вокалистка. Родился «Западный берег». В пику ему Гогин
Миша назвал свою команду «Восточным берегом». Полуакустическая
группа (так они себя в рекламе назвали) «Западный берег» дала всего один
официальный концерт, 4 июня 2004 года. 50 зрителей. Столько же
зрителей-участников сидели у костра и давали самим себе концерт в Рустае. Лучший концерт.
Я нигде не слышал о
бесформатных фестивалях, эта ниша свободна. Сразу пришло понимание, что
фестиваль надо разделить на 2 части: барды, им подобные, гитаристы-акустики,
хоры и «народники» в первой части, группы – во второй.
Руководство
университета без вопросов подписало все бумаги: зал и охрана в выходные дни,
аппаратура на отбор. Месяца за 2 начали искать аппаратуру. Я был очень наивным
и выделил на весь фестиваль порядка 300 долларов. Когда Гена пришел с первых
переговоров с ценой в три раза большей – мне стало не по себе. Даже стал подумывать,
не купить ли самому на эти деньги часть аппаратуры… Вопрос о призах сразу
отпал: денег не было. Стал поднимать своих старых знакомых-музыкантов. Приятным
сюрпризом явилось то, что некоторые из них ещё играют. Дима Смирнов («Последний
приют») дал телефон одного знакомого. Тот все выслушал и фактически отказался,
но дал другие телефоны. Теперь переговоры вел я сам. Сразу пришлось отказаться
от двух дней для рок-групп. Тем более, их и не было
на тот момент. На меня навалилась куча незнакомых понятий, типа «хэд лайнер», «комбики», «демки» и др. Гене с этим попроще. Спонсоры? Я принципиально
отказался. Телевидение? Чтобы мелькнуть в новостях? Ради чего теперь?
Я почему-то был
уверен, что с бардами будет одна проблема: куда их столько девать? А за рок-группы – боялся. Они, мол, пальцы веером, им то подавай
и это, а то не будут играть. Бардами занималась специалист, Наталья Балукова. Она сделала объявление в своих кругах, на
бард-радио душевная заметка появилась… Русик для меня
– центр Вселенной. В душе я считал, что его смерть сплотит музыкантов, прежде
всего бардов. Ушатом холодной воды стали для меня слова Натальи, что есть
«известные» фестивали, а на незнакомое имя народ не пойдет, придут только те,
кто его хорошо знал. Я даже как-то «возненавидел» тех, кто не придет. Понимал,
что это глупо, но это прошло, к счастью. Потом подумал: что, туристы на гитарах
разучились играть? Своими силами сделаем. И успокоился, помня, однако, что у
бардов есть привычка приходить прямо на прослушивание.
С рок- группами «работали»
иначе. Сели в интернет и дали на сайты
групп положение. Положение было не бесспорным, но я хотел и настаивал, чтобы
исполнители из трех песен пели две любые, а одну из репертуара Русика. Во-первых, память, во-вторых, зрители известные
песни воспринимают лучше. Забегая вперед: в зале работал «шумометр»,
т.е. девочки регистрировали аплодисменты и свист зрителей для каждой песни. «Кавера» («перепевки») – вне
конкуренции!
Вернемся к группам.
Я хотел видеть некоторых особо. «Моль». Это первая группа, на которую мы ходили
всей семьей. «Восточный берег» - понятно, сколько вместе играли, с агитбригадой
ездили. «The Racoons» - это же наши туристы, вместе сколько ходили! «PR» - c ними «Западный берег»
на одной сцене выступал разок. Да и Ротшильд там играет. А с ним Русик с Геной один раз случайно встретились в «Лесном
курорте» и как душевно поиграли!!! После определенных переживаний, связанных с
«неопределенностью» некоторых со временем, за 10 дней до Фестиваля заявки
подали 13 групп. Да пара вне конкурса. Вот тебе и на! Рок-групп
больше набралось, чем бардов! За пару дней до фестиваля в голову пришла идея
эмблемы. Звонок знакомому художнику, на следующий день эмблема в компьютере.
Потом – на большой плакат. Потом – на дипломы, которые решили сделать сами.
За час до начала
прослушивания бардов напечатал список с 13 выступающими. Тут же еще одна
девушка пришла. Ее впечатал. Только отдал в жюри, еще одна подошла, только
распечатал – еще и еще. В итоге – 23 участника. Да каких!!! Но о них – в
третьей части моего повествования.
Фотографии с фестиваля можно посмотреть здесь
Вл.Шленкин
Руководитель турклуба НГЛУ «Робинзон»