Литературный
обзор апрель 2007.
О концепте и прочей ерунде.
«Мое королевство» № 29 январь 2007. Номер открывается лирической зарисовкой, не
несущей особого смысла. Вроде бы монолог оружия – а вроде и нет... К чему бы? В
связи с этим хотелось бы сказать пару слов о концепте. Что я имею под концептом
относительно СМИ? Ну, главное его проявление – это принцип подбора материала и
расположение оного в номере. Вот в «МС»
печатается все, что приносится (почти), и ставится так, как получится. Тоже
концепт. Но никакого дополнительного смысла в каждый отдельный материал он не
добавляет, да и аллах с ним. Так вот, в «МоеКе»
система обычно просматривается, а в №
29 – нет. Зато есть прекрасная статья МакДуфа о концепте в игре; кое-какие
фразы я прямо обвела ручкой в своем номере. Например: «Момент получения игроком
впечатления – единственный, и его нельзя упустить. Игра должна давать
возможность увидеть этот момент, а игрок – подготовлен к тому, чтобы его
увидеть, а не пройти мимо». Продолжают публиковаться материалы по следам
ЗилантКона-2006. О ролевом моделировании в педагогике. Для оружных: статья
«Оружие с гибким элементом»: классификация, термины, определения и чуток
истории. Три «атмосферных» отчета с игры «Хэйан-кё моногатари» (рекомендую в
и-нете найти и все остальные, уж больно удачные оне) и три с «Кин-дза-дзы».
«Палантир» № 51 ноябрь 2006. Ардоведение на
научной основе. «Очерки экономики Арды» от Ивана Котлярова. Много выкладок и
терминов, чтобы придти к выводу: средняя производительность земель Средиземья и
средний % жителей, занятых в с/х, не слишком отличались от европейского
позднего средневековья. У Арды был производственный потенциал, но Мелькор его
хитро спрятал. Материал о дискомфортной стилистика переводов Толкина: ошибки
всех языковых уровней. Но, мне кажется, странно искать недостатки, о наличии
которых известно (все знают, что перевод редко идеален), не предлагая
альтернативы. Вот раскрыть достоинства оригинала... Как в последующей статье
«Слон, наступивший кларнетисту на ухо»: языковая игра у Толкина. И снова
«Эстетика цвета в одежде Эльдар», столь же полезная народу, сколь пропечатанная
до дыр. Автор Арторон (Дмитрий Годкин) может молча почивать на лаврах.
«УТЯ»: добрая газета
детей и для детей вплоть до студентов. № 21 (309) ноябрь 2006: рассказ о
школе-студии детского театра «Вера». Действует она давно и помогает
определиться, стоит ли быть актером. Да и просто это хорошее место. Жаль не аписано, какого возраста дети могут туда
придти. Стихи Марины Мотякиной: чудесные идеи, образы («стираю твои посланья /
мокрой тряпкой / с пыли рояля»), но стиль внутри другого прекрасного
стихотворения сильно скачет: от «туман над спящей Волгой/ и далекие огни» до
«печенья / словно дикая собака / буду тихо разгрызать»! Ещеобрати внимание на
рифму: осень-восемь не менее известна, чем любовь-кровь! А в остальном,
прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо… № 23-24 (310-311) декабрь 2006. Номер-подарок
к Новому году. Стихи взрослых девочек «Ути»: они давно уже пишут
профессионально. Катя Маркус, Катя Оруджева, Катя Гачева: три Кати, три
стихотворения высшего класса. Опубликован счастливый финал длинной фантазийной
сказки Жанны Николавой «Осеннее пламя» - ее мир одушевлен, красочен и
музыкален. Героиня – маленькая рябинка Илинга. Написано очень по-взрослому – и
при этом нежно и по-хорошему наивно, как, по-моему, и следует писать сказки.
Еще в этом сдвоенном номере – конкурс Новогодней и Рождественской сказки: тоже
финал. Мне приглянулись «Зимние рисунки» Ани Скворцовой и «Уютная зима» Алисы
Шуровой. И особенно «Снежинки» Илюши Шурова. Когда дети осмысляют мир – они
оживляют и зачаровывают его. Да? № 1 (313) январь 2007. Рассказ о
рубриках газеты, еще сказки по конкурсу. Подписать младшего ребенка на «Утю»,
что ли?
«Ушастые хроники». № 6 заставляет задуматься:
он посвящен тишине. Той, в частности, что объемлет мир глухих и слабослышащих.
Интервью с Летилькой, которая занимается жестовой речью и самым разным
творчеством и ведет тренинги в тишине. Отметила в рубрике «Язык поэзии» текст
«Лорелея» (петь на любимый народом мотив): «Плыла ладья по Рейну, а может,
бригантина, а может быть, каное с единственным веслом...» И литературный
рассказ Люсьоль про «чудный вечер старшей увеселительницы». Словарь ушастого
сленга: меня прельстило слово «сюсюшевость» (позитивность, очаровательность,
нежность). Пример употребления: «Спустя два часа общения между нами возникла
сюсюшевость». Интересно было бы собрать выражения нашей тусовки. Так, «я
хаслер» примерно означает «я – невинная жертва злобных людей и трагических
обстоятельств» (самоироническое). Пример употребления: «Кому мыть посуду? Мне
мыть посуду?! Ясно, я хаслер, я просто хаслер...» № 7. Обзор музыкальных фестивалей лета 2005. Пустые Холмы, Второй
Канал, Этнолайф, Вереск, Урожай. Один статья другого краше. № 8. На сей раз стихорубрика зовется
«Поэтизм» и в ней явно тексты песен. №
9. Украшение номера – сказка Пьера Жакез-Элиаса «Жан, который разговаривал
с камнями» (перевод с французского Анны Мурадовой). В ней – дыхание моря,
безумие и умиротворенная песня камней. Так же № 8 украсил Лорка, Федерико Гарсиа. «Ушастые хроники» – пример того, каким удачным может быть вестник
одного клуба. И завидно, и отрадно.
***
Я долго перекладывала
следующую стопку с места на место, а потом ходила вокруг кругами. Ее много,
потому впечатления от отдельных кусочков будут появляться постепенно. На фоне
бесчисленных подростково-молодежных СМИ взрослый екатеринбургский
литературоиздатель «ИГНЫПС» очень
выделяется. И хотя книжечки, лежащие предо мной, принадлежат 2004 году, я не
могу закрыть на них глаза. Это плотные, длинные, белые прямоугольники. Их
приятно держать и трудно пересказать. Поэтому сначала – метафоры. Если
представить «Художественный Журнал» в виде дерева с черными голыми ветками
ранней весной, то плоды «игныпс» мог
бы стать зеленой почкой или белым бутоном. Это такая игра для взрослых и
Сент-Экзюпери. То, что имеет потенциал взлета. «Ушастые хроники», например, в некоторых местах очевидно высосаны
из пальца и незначимы. Это неизбежное зло замкнутой тусовки: трудно соотносить
масштаб свой и окружающего мира. Вестнику клуба не хватает культурного
контекста, чтобы значить. А так он моментально теряет актуальность.
...Поймала себя на том,
что перестала доверять именам. Всюду мерещится ЛМ – литературная мистификация.
Ей был посвящен мой филологический диплом, и Я Вам Говорю: если литмистификаций
много – это показатель мастерства. Литераторы, значит, выросли, освободились от
всяких рамок и заиграли – всеми красками радуги. Хочется верить.
Поэт Клаус Николас Фохт, «десятый ребенок
счастливых супругов» (немецкого строителя
трамвайных путей в Санкт-Петербурге и певчей баронессы
Парадиз) – откровенная ЛМ «переводчика»
Сергея Горчакова и художника Олега Бухарова.
Почему мистификаторы не удовлетворились двумя
игныпс-номерами бессловесной графики – цветной и черно-белой повестью о том,
как Лис над городом, – неизвестно.
Над «его»
лирикой, целомудренно эротической и нежно острой
(«поэма» «Змея»), можно зачарованно вздыхать
и без всяких игровых надстроек: «Вот уже
снег по самую крышу / Я ничего не слышу» («Змея № 3»).
Формуляр № 2: Три музыканта.
Это действительно музыка; она прикидывается черными буковками на белой бумаге,
но это всего лишь художественное вранье, и дай Бог всем пишущим так врать. Это
не сделано – это выдохнуто. Вот «букет слов» от Олега Бухарова: «Ночью город
фантастичен. / Тени двигаются. / Огни окружены черным. / Час, когда ночью идешь
домой, – самый счастливый». Вот один из диалогов от Саши Четверг (форма
автора):
«-Крикни!
-Что
-Что нибудь – крикни!
-А – А
-Не то
-Что же
-Слово!
-ВеснА! А! А!
-Я полетел
-Куда
Куда ты стой, разобьешься!»
Шиза, да?
Третий музыкант Седов проще, он ласковый прозаик, зато у него нет лица на
последней странице. А у других есть.
Формуляр № 3: Выселение
чиновника. Алексей Верницкий. Сочные, должным образом поданные
куски внутреннего монолога о внешнем. «Они убили меня, и я их всех зачеркнул,
всех». И нельзя не сказать здесь об иллюстрациях Павла Ложкина: он умеет
рисовать смещения реальности. Они страшно неизвестные и очень красивые.
Формуляр № 11: Снег.
Снова стихи клаус николас фохт – focht – лис. Потому что зимой он живет в лесу.
«орешки я белкам несу а в хищника камнем кидаю». Нарочно простые. Про сторожа
там еще есть. Его съели.
А вот
стихи Максима Анкудинова мне не нра.
Эти вот для настоящих мужуков, в крайнем случае, парней. «Я пью тихонько, не
спеша; / Тельняшка – русская душа...» А он же про рыб – очень жутко,
слабонервным не читать. «Мама, / Когда придут / Наши рыбы?»
***
Не самиздатское.
«Выбирай». Насчет оформления; как были буквы «л» и «д» в слогане на обложке треугольниками,
так и остались, храня простудный прононс (собдазны бодшого голода :)). Журнал
рекламно-информационный, что определяет его лицо и
содержание. Не
творчество, но польза полезная. В своем жанре «Выбирай», несомненно, хорош; и
редакторство Благодати пошло ему на пользу. Порадовала моего внутреннего хомяка
следующая инфа. В № 21 (46) декабрь 2006:
глинтвейн в кафешках Нижнего. С элементами рецептов! Кстати, я рекомендую, варя
глинт дома, класть в него не фрукты, а вишневый сок. Добавлю, что в кремлевской
«Башне» глинт всегда переслащивают, а в «Очаге», судя по вкусу и цене, –
сливают если не из стаканов, то из недопитых бутылок. Наверное, поэтому у их
глинта вкус всегда разный и уйма специй. В
№ 1 (48) январь 2007 – мини-обзор пиццерий. Народная мудрость в № 5 (52) – «Семь подстав корпоративной
вечеринки». Что на такой вечеринке делать можно,
остается тайной, покрытой матом.
«Nnovый студент» № 1 декабрь 2006. Только что
появился на свет, но делать зло в
пеленки не собирается. Разносторонний журнал. Адресат: нонешняя молодежь. Среди
тем сего дня: эмо, ЖЖ, альтернатива, фото, геи. Концепт тот же, что в сети:
актуальное быстро. Оформление соответствует. Дизайн радует глаз. Отлично
разложены тексты по номеру и картинки по текстам. Чередуются материалы
предельно личные (интервью, монолог, исповедь) и обзорные (в данном
городе/стране/мире есть то-то и то-то). Если гурманствовать: хочется больше
собственно публицистики. Еще. Тут
первая в моей жизни читабельная статья о вреде курения. Автору (Алексею Соколову)
– плюшка! Из недостатков отмечу низкую грамотность «nnovого студента»: в
материалах, где идет стилизация под и-нет, где сплошной жаргон, это понятно. Но
там, где автор не аффтар и не жжот, а пишет, например,
про политику и занятость, пропущенные запятые выглядят... дешево. И это капля дегтя в бочке
меда.
«Fucktory
52». Пилотный номер. Уже по
названию ясно, что «втемный». Глянец от оппозиции, альтернатива гламуру. Больше
энтузиазма, чем профессионализма. Позиционируется как чувственный и
высокоэнергетический. Текста мало, акцент на картинку (иначе читатель читать
запарится?), однако появилось ощущение, что журналу не хватает визуалиста
(дизайнера). Качество печати подкупает, но все фотки крупные (на разворот); не
стоит злоупотреблять поворотом на n-градусов,
фотошопными наворотами и т. д. Много пустот. Первый раз вижу, чтобы выжимать
воду надо было из картинок! Первая половина номера посвящена скейтбордистам
Нижнего, по строчке про человека. Интересна только оным и ближним оных. Зато
дальше следуют три оригинальных интервью с группами «Психея», «Soularis», «Scotch». Номер выдержан в
мрачноватых темных тонах. № 2 (2007).
Идея есть, концепта нет. Снова о скейтбординге. Интервью с фотографами –
Дмитрием Краюхиным и Багирой. Почему именно с ними? По случаю? В середине вдруг
ни с того ни с сего пара слов о трех дизайнерах («два бриллианта, три
карата...» :)). Не всегда удачно расставлены материалы: драматичный
документальный материал про Сида и Ненси – пустая заметка про 1 апреля – драм.
докум. мат-л про Курта и Кортни. Идейное чередование грустного и смешного? В
любом случае это материалы разных весовых категорий. ...Поскольку журнал только
что появился на свет, на эти недостатки можно и забить болт.
Ведущая рубрики Сестра-непослушница.
Пароли,
явки, адреса ► «Fucktory 52» (№
1, 2): e-mail [email protected], [email protected]. ► «Nnovый
студент» (№ 1): Нижний Новгород,
ул. Студеная, 10/а; тел/факс (8312)33-58-87; e-mail [email protected]. ► «Выбирай» (№ 21, 1, 5): e-mail [email protected]. ► «Мое королевство» (№ 29): 123154, Москва, ул. Тухачевского, д. 32,
корп.2, кв. 267; сайт www.mykingdom.ru;
подписка – Людмила, [email protected]. ► «Палантир» (№ 51): 197110,
Санкт-Петербург, ул. Б. Зеленина 15-33; сайт tolkien.spb.ru. ► «УТЯ» (№ 21, 23-24, 1): 603001, Нижний
Новгород, ул. Рождественская, 6в; сайт http//www.utya.nnov.ru; e-mail [email protected]. ► «Ушастые хроники» № 6, 7, 8: сайт www.antilir.ru; e-mail [email protected].
|