21 апреля 2007г. в зале Нижегородского хорового
колледжа (пл. Минина и Пожарского, 4) состоится концерт ансамбля средневековой
музыки “UNIVERSALIA IN RE”. Начало концерта – в 18.00
На этом концерте вместе уже с привычными
виелой и мавританской гитарой, средневековыми блокфлейтами и бендиром, можно
будет услышать звучание цитоли, ребека, псалтериума и двойных флейт!
Программа концерта - Танцы монахов.
Латиноязычные кондукты и рондели 12-13 вв
Tempus flendi et tempus ridendi tempus plangendi et tempus saltandi
Время плакать и время смеяться, Время сетовать и время плясать Екклесиаст 3:4
Традиция церковных танцев (авторами многих из
которых являлись монахи) восходит к библейскому царю Давиду, плясавшему перед
скинией и обещавшему «пред Господом играть и плясать». В Средние века церковные
танцы были широко распространены в Европе и вызывали неоднозначную реакцию.
Часто их пытались искоренить, но обычай церковного танца оказался столь живуч,
что отдельные его элементы можно встретить и поныне. В XIII веке этот жанр
переживал свой расцвет – манускрипты этого времени сохранили большое число
танцев, принадлежащих, прежде всего, перу авторов парижской школы Нотр-Дам.
Текстуально связанные чаще всего с Рождеством Христовым или Пасхой, музыкально
эти произведения довольно далеки от хорала и органума и ближе стоят к менестрельской
и даже народной традиции. Иоанн де Грокейо – парижский теоретик конца XIII века
- назвал эти танцы ронделями и сказал, что они обычно поются юношами или
девушками на празднествах.
С эстетикой праздника связан и другой жанр
школы Нотр-Дам – многоголосный кондукт, несколько более утонченный в отличие от
«простонародного» ронделя.
Инструментальным обрамлением ронделям и
кондуктам послужат дукции и эстампи. По словам Иоанна де Грокейо «повторяющиеся
акценты и движения играющего <дукцию музыканта> побуждают душу человека к
изящным движениям, к тому искусству, которое зовется танцем». Эстампи же «своей
сложностью заставляет душу исполнителя и душу слушателя сосредоточиться, а
также часто отвлекает души богатых от дурных мыслей».
Вера в способность музыки излечивать нравы
объединяла большинство музыкальных теоретиков Средневековья. Иоанн Котон
(XI-XII вв) писал, что «музыкальное пение … ласкает слух, поднимает дух, воодушевляет
воинов …, призывает назад пошатнувшихся в вере и отчаявшихся, дает силу
путникам, обезоруживает злодеев, смягчает людей разгневанных, дает радость в
печали и заботах, прекращает раздоры, полагает конец суетным помыслам, усмиряет
гнев безумцев». По мнению Иоанна Муриса (1290-1351) «музыка имеет отношение к медицине,
ею чудесным образом болезни излечиваются, в особенности порожденные меланхолией
и печалью; музыка не дает впасть в уныние; музыка ободряет путешественников…
Музыка успокаивает гнев, радует печальных, разгоняет разные мысли и от них
освобождает».
Ансамбль средневековой музыки Universalia in Re
основан в 2001 г. с целью
возрождения средневекового отношения к музыке как ко внутреннему переживанию,
способному изменить человека, «исцелить его нравы». Такая цель предопределила
как необычный инструментарий ансамбля, так и его репертуар (преимущественно западноверопейская
музыка XIII-XIV вв.). Вместе с тщательным изучением музыкальных трактатов и
расшифровкой средневековых европейских музыкальных манускриптов, сохранивших
следы ушедшей от нас особой менестрельской культуры, ансамбль в поиске интерпретаций
уделяет большое внимание живой устной профессиональной музыкальной традиции -
центральноазиатской и ближневосточной. Участники ансамбля стажировались на мастер-классах
ведущих исполнителей средневековой музыки. Ансамбль выступал в Нижнем
Новгороде, Москве, Львове, Ульяновске, Чебоксарах и др. и принимал участие в
международных фестивалях старинной музыки во Львове (Украина, 2002) ,Тарту (Эстония,
2003) и Нижнем Новгороде (Фестиваль музыки Гильома де Машо, 2004, VIII фестиваль
Earlymusic, 2005)
Официальный сайт ансамбля – www.universalia.nnov.ru
Удачи!
Данил Рябчиков
Ансамбль средневековой музыки Universalia in Re
|