«Допплер» - новая попытка уйти
от реальности. Очаровательная попытка.
Допплер – герой одноименного романа норвежского писателя Эрленда
Лу – с первых строк покорит читателя манерой изъясняться и взглядами на
окружающую действительность. Второй вариант – читатель возненавидит Допплера. Третьего варианта нет. Особенность собирательного
героя Лу, который, как вы уже поняли, не оставит вас равнодушным, в том, что он
не просто мыслит по-другому – он преподносит себя, не такого как все, с таким
самоуважением и гордостью, что не остается и тени сомнения в том, что он прав,
что по-другому и быть не может. Остается лишь принять его мнение с восторгом
или отвергнуть – за наглость.
В отличие от потерянного и несчастного, но
становящегося от этого еще более обаятельным героя нашумевшего романа Лу
«Наивно. Супер» Допплер –
личность вполне состоявшаяся и самодостаточная. У
него есть все, о чем мечтает каждый, – прекрасная работа, солидный заработок,
красивый дом, умница-жена и вундеркинды-дети. А также супер-навороченный
велосипед со всей экипировкой. Проблема Допплера в
том, что он сам считает себя, прежде всего, велосипедистом, и только потом уже
- мужем, отцом и кормильцем семьи. Упав с любимого средства передвижения, Допплер начинает по-новому расставлять приоритеты в своей
жизни. Он борется с проявляющимися признаками перфекционизма
у своих детей («Господи, не приведи детям моим стать такими же отличниками
жизни, каким был я») и признает факт своего негативного отношения к людям («Людей
я по большей части не люблю, а мнения их редко уважаю»). Его раздражает музыка
из детских мультфильмов сына, фанатизм дочери, увлечение отца фотографированием
общественных туалетов. Решением в данной ситуации для Допплера
становится уход от цивилизации (правда, не очень далекий – в близлежащий от
столицы Норвегии лес), дружба с лосенком, провозглашение культа натурального
обмена как достойной альтернативы деньгам и занятия скульптурой, если можно
назвать скульптурой воздвижение огромного тотемного столба. Но и там, в лесу,
герой не может насладиться одиночеством; обладая талантом притягивать к себе
людей, Допплер, помимо своей воли собирает вокруг
себя компанию людей, вдохновленных им на поиск смысла жизни. И ему снова
приходится бежать. От них. Еще дальше в лес. До тех пор, пока не разберется в
себе.
Стиль Эрленда Лу
узнаваем. Простой ненавязчивый язык, тонкий искрящийся юмор, основа которого –
в построении фраз, в выборе слов. Их сочетание может иногда казаться абсурдным,
но от этого - еще более очаровательным. Если это ваша первая книга Лу, и вы
настроились серьезно перед ее прочтением, то будьте готовы к обратному эффекту.
«Допплер» заставит вас смеяться.
Яна Казакевич
|