На главную
Tracktor Bowling - THE BEST, 23-02-2008, Rocco::ФотоLuk - Sex,  24-02-2008, Rocco::ФотоAnimalJazz, 9-03-2008, Rocco::Фото

**

Литературный раздел

Рецензии  |  Харуки Мураками Подземка (Andaguraundo)

Вам никогда не приходилось испытывать страх от поездок в метро? Никогда не посещала мысль, что если сейчас здесь что-то вдруг неожиданно взорвётся, погаснет свет и поезд остановится посреди тоннеля, то вы окажетесь заживо погребёнными глубоко под землёй, и неизвестно, сколько времени понадобится спасателям, чтобы вас найти?

Любое чрезвычайное происшествие может произойти по двум разным причинам: благодаря случайному стечению обстоятельств (халатность работающих где-либо людей или просто стихийное бедствие – обвал, землетрясение и т.д.) или вследствие заранее спланированных террористических действий. По большому счёту, человеку, попавшему в тяжёлую ситуацию, не так уж важно, по какой причине он рискует потерять жизнь, и кто в этом виноват. Все анализы начинаются потом, уже намного позже. Если в создании чрезвычайной ситуации виновата сама матушка-природа, аналитики лишь сочувствующе разводят руками. А вот если виноваты люди…

20 марта 1995 года стало роковой датой для Японии. Пять членов теперь уже всемирно известной секты «Аум Синрикё» по приказу своего «гуру» Сёко Асахары распылили нервно-паралитический газ зарин в пяти поездах токийской подземки. Для нас события этого дня не стали огромным потрясением – Страна восходящего солнца далеко, мало ли что там происходит. Однако распыление зарина в токийском метро с уверенностью можно назвать террористическим актом мирового масштаба: более 2500 человек получили увечья разной степени тяжести. Кто-то умер прямо в метро, кто-то остался на всю жизнь «человеком-растением», кто-то уже через неделю пошёл на работу. Однако память о страшном утре осталась у всех, и хотя многие пытаются загнать воспоминания в укромный уголок своей памяти, на деле всё оказывается не так просто. Ведь страх – чувство большей частью бессознательное, рефлективное, и справиться с ним  при помощи разума не так просто.

«Подземка» - это книга, которая должна была появиться на свет, так же, как должны были быть созданы книги типа «Архипелага ГУЛАГа» и «Ракового корпуса». Это воззвание к человеческому разуму, попытка вынести на свет то, что кроется в полумраке, о чём так не хочется думать и о чём хочется побыстрее забыть. По своей сути «Подземка» - не художественное произведение и не философско-публицистический трактат на тему «Куда мы катимся?». Это шестьдесят интервью, взятых Мураками у пострадавших в «зариновом инциденте». Как пишет в предисловии автор, основной его работой стала корректная расшифровка диктофонных записей и компоновка интервью по разделам, то есть придание всему проекту некой «читабельной» формы. Многие имена интервьюируемых изменены – люди по-прежнему заботятся о своей безопасности – ведь «Аум Синрикё» всё ещё существует, несмотря на многочисленные судебные процессы, связанные с её деятельностью.

Читать «Подземку» тяжело. Как и любую другую книгу подобного жанра. Сначала тяжело от осознания ужаса происходящего – простые служащие (а кто же ещё может ехать в переполненном метро в понедельник в 8 утра?) незатейливо и бесхитростно рассказывают о событиях в метро. Кто что видел, кто как себя чувствовал. Симптомы отравления газом у всех практически одинаковые: паралич той или иной степени, сужение зрачков, сопли из носа, кашель. И вот по мере чтения книги начинаешь, как ни странно, проникаться всей обыденностью ситуации. Перед читателем сидят люди, которые вначале рисуют свой краткий автопортрет (кто где родился, жил и чем занимается), после чего начинают говорить о 20 марта. Без эпатажа, без криков и эмоций, с минимальными взываниями к человеческой совести и морали. И ты понимаешь, что они такие же простые люди, как и ты, и то, что ранним мартовским утром в токийском метро ехали они, а не ты – это чистая случайность. Конечно, как уже ранее говорилось, Токио бесконечно далеко от нас (хотя сейчас земной шар значительно сжался в своих размерах благодаря быстрому транспорту). Однако стоит названия линий Тиёда и Хибия заменить на Кольцевую и Замоскворецкую, а станции Цукидзи и Касумигасэки – на Курскую и Комсомольскую, как всё становится значительно реальнее и ближе к жизни. Взрыв на Пушкинской площади ещё не забылся? А «Норд-Ост»? К слову сказать, согласно книге А. Дворкина «Сектоведение», у «Аум Синрике» есть представительство в Москве…

Венчает почти шестисотстраничную «Подземку» эпилог Мураками. В очень сжатой форме он рассуждает о многих проблемах: о недостатках современного японского общества (а только ли японского?), о человеческой психике, о сложности общения с пострадавшими. Однако больше всего поражает одна мысль, о которой вспоминать очень «неудобно», неловко: от неё хочется избавиться, как от назойливого комара. Мураками отмечает, что все СМИ, освещавшие «зариновый инцидент», традиционно делили общество на «нас, хороших, пострадавших» и на «них, негодяев и мерзавцев». Всё хорошо и правильно, как в любой сказке – есть добро, а есть зло, между ними – будка и пограничники с собаками. Только вот есть одна маленькая неувязка. В первый раз в ясном виде она всплывает где-то в середине «Подземки»: один из пострадавших в метро в своём интервью сообщает, что учился в одном классе с одним из лидеров «Аум Синрикё». Так как же так? Почему через тридцать лет один из одноклассников протыкал пакеты с зарином, а другой этим зарином дышал? Стоит ли всё сваливать на генетику, наследственность и прочие не зависящие от индивида вещи? Или всё-таки что-то в нашем супергуманистическом обществе (1995 год! Япония! Чудо цивилизации!) не так? В своей книге Мураками не даёт ответа на этот вопрос. Она написана не для этого. Её цель намного скромнее: свои существованием напоминать нам, что мы регулярно должны задавать себе те вопросы, от которых у нас начинает сосать под ложечкой. Может быть, тогда количество разного рода сектантских и террористических извращений на Земле станет меньше…

Руслан Разгуляев

 

Вход


HomeКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияe-mail
© 2000-2011 Студенческий городок