На главную
Luk - Sex,  24-02-2008, Rocco::ФотоAnimalJazz, 9-03-2008, Rocco::ФотоСтуденческий форум

**

Литературный раздел

Рецензии  |  М. Этвуд "... она же "Грейс"

Исторический факт, как и любой другой – вещь упрямая, существующая, и своим существованием заявляющая о себе. Однако любой известный факт, любое совершившееся событие бывает подготовлено и обусловлено целой чередой предшествующих ему фактов и событий – далеко не всегда известных и «лежащих на поверхности». А всё неизвестное знать хочется.

Это объясняет чрезвычайную популярность такого жанра как детектив, когда писатель интригует читателя неизвестностью, обещая в конце полную ясность. Однако бывают и другие случаи, когда объяснение события производится не путем восстановления цепи событий, объединенных причинно-следственными связями, а путем реконструкции психологических мотивов, эволюции мышления, приведших к тому или иному поступку человека. В лучших образцах такого рода «объяснительной» литературы происходит синтез первого и второго пути. Впрочем, бывает и третий случай, когда на помощь автору приходит мистический элемент, объясняющий событие с позиции вмешательства трансцендентных сил и непричастности человека к случившемуся.

Роман «… она же “Грейс”» относится к этому третьему виду. Описывается вполне реальное преступление (убийство!), совершенное не менее реальными людьми (несовершеннолетними подростками). Состав преступления – налицо, значительный документальный материал «подшит к делу»: мы имеем возможность не просто ознакомиться с обстоятельствами преступления, но окунуться в атмосферу времени, в атмосферу злодеяния, которое было совершено в середине XIX века. Многочисленные детали, «приметы времени» - Маргарет Этвуд не была бы собой, если бы не насытила повествование этими красноречивыми нюансами.

Но самое главное – ей важно было объяснить, – зачем? Что заставило юную служанку так жестоко расправиться с хозяином и экономкой? Да и она ли?

Вот тут на помощь приходит привилегия, дарованная писателю жанровым определением «романа»: Маргарет Этвуд подключает фантазию. Ибо что такое факт? Это точка, зафиксированная событием и людской памятью точка во времени. Писательница дает ей историческую перспективу: настоящее – пространство романа, где Грейс показана в период заключения, где ее сумрачная, но привлекательная фигура становится центром романтических событий и переживаний других героев; и прошлое - детство и юность Грейс, тяжелые обстоятельства жизни, жестокий отец, смерть матери и подруги, нищета… Так не было, но так могло быть.

Впрочем, у многих такие обстоятельства! Почему именно Грейс это привело к убийству? Видимо, недостаток поводов не был преодолен, потому что в итоге Маргарет оправдывает Грейс и объясняет убийство присутствием «загробных» сил – в сознание Грейс внедряется другое, сознание ее умершей подруги, которая и является подлинной убийцей. Таким образом, свалив вину на духа, Маргарет Этвуд объявляет Грейс невинно пострадавшей жертвой, а сама переходит в разряд представительниц многочисленных женских благотворительных союзов. При этом у читателя возникает вопрос – до каких границ простирается женское «милосердие», и какие средства оно способно употребить для достижения цели?

 

Анастасия Лямина

 

Вход


HomeКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияe-mail
© 2000-2011 Студенческий городок