На главную
AnimalJazz, 9-03-2008, Rocco::ФотоSTIGMATA: Acoustic & Drive Show 2008, 2-03-2008, Rocco :: ФотоTracktor Bowling - THE BEST, 23-02-2008, Rocco::Фото

**

Статьи  |  …Разделились на две неравные части

Не могут русские люди обойтись без праздников. Ну, скучно нам в повседневности, нет размаха для души. Многообразие событий, которые можно отмечать, бесконечно. Это могут быть юбилеи факультетов, праздники кафедр, памятные дни, посвящённые деятельности выдающихся учёных. Да мало ли что ещё можно отмечать! Однако есть особые сборы, которые надолго остаются в памяти их участников – встречи выпускников. Они вошли в ряд замечательных традиций нашей alma mater. Об этом - рассказ вашего корреспондента.

Этим летом встретились выпускники ФМВТ 1962 года. Мне удалось поговорить с одним из них. Николай Акимович Высоцкий прожил интересную жизнь. Хоть он и считает себя человеком обыкновенным, вряд ли люди, знающие этого седовласого, с озорными глазами мужчину, согласятся с этим. Николай Акимович, или Аким Высник (это его литературный псевдоним) пришел в политех уже офицером запаса. Старший лейтенант ВДВ был намного старше своих сокурсников, поэтому особой дружбы между ними не завязалось. Интересы не те, да к тому же у Акима Высника уже были дети, приходилось работать в свободное от учебы время. Он всегда мечтал стать космонавтом и в связи с этим вел огромную переписку, причем не только по России. У него есть сокровище, которое вызывает восхищение даже у такого непосвященного человека, как я, - автографы всех первых космонавтов.

Николай Акимович поделился со мной своими впечатлениями о встрече выпускников, сорок лет назад окончивших родной вуз.

"Студенты – особая категория населения в любые времена", - начал он. Я вся обратилась в слух. Выяснилось, что выпускники 1962 года, до того как стать выпускниками, так же, как и мы, гуляли, грызли гранит наук, проваливали экзамены, горевали, радовались, влюблялись. Именно это состояние называется – молодость. Но особенно ярко это ощущается в студенческие годы. Единственная разница между "ними" и "нами" - форма общественных отношений. Их идел - коммунизм, у нас – демократия (по крайней мере, мы к ней стремимся). Ну, все, кажется, меня понесло. Пора переходить к главному.

… Полдень, к подъезду третьего корпуса подъезжают лимузины, из которых выходят студиозусы былых времен, присоединяясь к уже прибывшим на общественном транспорте. Наступил трогательный момент встреч, улыбок и слез радости. Деканат и кафедра ФМВТ тепло встретили на пороге немного поседевших и полысевших за сорок лет студентов, приглашая ознакомиться с бытием разросшегося факультета. А он с тех пор не только вырос, но и преобразился. Энтузиазм его работников и прогресс сделали свое дело. После краткой экскурсии все отправились в почетную аудиторию. Вадим Севастьянов – бывший во время оно, да так и оставшийся душой и сердцем металлургического факультета - в темпе развесил заготовленные "студерники", призывы, плакаты, пытаясь воссоздать технический "капустник", но его не слушали: все тонуло в гомоне рассказов и расспросов о времени и о себе, рассредоточившихся по интересам младых бабушек и дедушек.

Тишина восстановилась, когда Вадим предложил почтить память сокурсников. А со стен на экс-студентов строго взирали портреты их былых наставников. О них, увы, забыли. Но уже заканчивался третий час суматошного дня, и хотя не хлебом единым…, однако следовало подкрепиться. Под тенистыми кленами дворика у памятника погибшим в Великой Отечественной сотрудникам политеха выпускники разделились на две неравные части. В одной – московские гости, гости из Череповца, Чебоксар, других городов Поволжья. Как выяснилось вскоре, акционеры "заводов, газет, пароходов", предприниматели. В другой, большей, – контингент, "не вписавшийся в новые условия жизни". Первая группа предложила остальным принять участие в застолье, "если кто желает", и стремительно уехала, указав нужный адрес. С утра у всех во рту ни маковой росинки – возжелали.

Добрались – а там никто и не ждет. Рассевшись во дворе негостеприимного дома, окунулись в мир воспоминаний. Вспомнили как ели засохшие "откосовские" пирожки с "мясом-рисом", которые, что и современная колбаса из "Пятачка", с мясом и рядом не лежали. Вспомнили и своих "преподов". Человек жив и после смерти, если его вспоминают, говорят о нем. Всплыли в памяти профессора Скворцов и Бамдас. Вспомнили декана А.М Мадянова., который на наивный вопрос: "Обязательно ли надо ехать на целину?" вразумлял: "Нет, не обязательно, но кто не с нами, тот против нас". Лично Николаю Акимовичу запомнился доцент Васяев, философ, читавший факультативный курс "Мировые религии". Он – "враг народа", который к тому времени был уже амнистирован, восстановлен в КПСС и на работе. А "врагом" доцент стал за анекдот, рассказанный в узком кругу. Как возрастной студент и коммунист, Высоцкий познакомился с Васяевым на партсобрании. К тому времени студента донимал один вопрос. Большой ли грех в том, что он, нарушив партийные каноны, похоронил мать, певчую церковного хора Карповского храма, с батюшкой, диаконом? … Исповедуясь у философа, не помышлял об индульгенции – инакомыслящим не был и желал лишь его прогноза о степени кары коммуниста за проявленную сверхлояльность к "опиуму для народа".

- Не волнуйтесь, - успокаивал доцент Васяев, - Вы же не изменили своим убеждениям, а исполнили наказ матери.

"И у меня все обошлось – не исключили, не выгнали: наступала "оттепель", – вспоминает Аким Высник.

Один из тех, кому не хватило места на празднике жизни, предложил потрапезовать у него. Наконец-то донеслось заветное: "Кушать подано". Все прошли в холостяцкую комнатку, украшением которой были почти дюжина икон без окладов, книги, шведская стенка и всего два столика.

Впрочем, о грустном писать не хочется, пусть то, что происходило за дверью этой квартиры, останется между выпускниками.

"…Была суббота. Было безмятежное утро. Был лучезарный день без "комаров и мух" в преддверии славного дня рождения А.С. Пушкина. И был поганый вечер. Но встреча, спустя сорок лет, была впечатляюще яркой. Она высветила, на мой взгляд, и гримасы былого общества: "равенства в нищете", и нового – кланового, "семейного"…"

Наталья Мохова.

Н.И.

Вход


HomeКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияe-mail
© 2000-2011 Студенческий городок