"Большинство
людей счастливы настолько,
насколько они решили быть счастливыми"
Авраам Линкольн
Время от времени каждый из нас оглядывается по сторонам и
сравнивает реалии своей жизни с достижениями других людей. И, как утверждает
неуничтожимая реклама, сравнение оказывается не в нашу пользу. Кому-то везет в
жизни больше, а кому-то меньше и, действительно, многое зависит от "счастливой
звезды". В эпоху невероятной распространенности гороскопов, предсказаний и
прогнозов, люди готовы переложить ответственность за свою единственную и
неповторимую жизнь практически на любого, кто отважится обещать что-нибудь
неопределенное. И все-таки, те самые звезды, которые, по выражению Сенеки
"ведут того, кто желает и влачат того, кто
сопротивляется" - это наши способности. Например, умение бороться со стрессами,
оперативно и правильно решать жизненные проблемы, творческий подход к делу
часто оказываются тем решающим фактором, благодаря которому человек не только
добивается успеха, но и "позволяет себе" пережить, осознать и осмыслить
произошедшее. Существуют даже устойчивые выражения "психология успеха",
"психология успешного человека".
Предлагаемый тест поможет вам определить, насколько
выражены качества, препятствующие лидерству, тому, чтобы занять в собственной
жизни центральное место, реализовать мечты и планы. Необходимо выразить свое
отношение к предлагаемым суждениям. Возможны ответы "да" или "нет". Результаты
нужно отметить в таблице, а затем – подсчитать суммы в столбцах.
Неспособность
управлять своими мыслями, чувствами, поведением
|
Отсутствие
стойкой системы жизненных ценностей
|
Неопределенность
личных жизненных целей
|
Остановка
в саморазвитии
|
Отсутствие
навыков эффективного решения проблем
|
Недостаток
креативных способностей
|
Неумение
влиять на людей
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
9
|
10
|
11
|
12
|
|
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
|
28
|
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
|
34
|
|
35
|
|
36
|
|
37
|
|
38
|
39
|
40
|
|
41
|
|
42
|
43
|
44
|
45
|
46
|
|
47
|
48
|
49
|
50
|
51
|
|
52
|
53
|
54
|
55
|
|
|
|
|
|
|
|
Перечень вопросов-суждений
1. Обычно я хорошо
справляюсь с трудностями в работе или учебе.
2. По важным вопросам я обычно имею свое собственное мнение.
3. В ответственные моменты своей жизни я обычно действую решительно.
4.Я прилагаю большие усилия для саморазвития.
5. Мне обычно без особых трудностей удается решение своих и чужих
жизненных проблем.
6. Мне нравиться высказывать и осуществлять новые идеи.
7. Можно сказать, что окружающие часто разделяют мои взгляды, мне удается
убедить кого-либо.
8. Я постоянно забочусь о своем здоровье, чтобы быть в хорошей форме.
9. Я всегда могу точно сказать, к чему стремлюсь и чего хочу от жизни.
10. У меня есть способности и возможности для того, чтобы добиться в жизни
больших успехов.
11. Для меня важно планировать свои решения и жизненные события.
12. Меня вдохновляют разнообразные перемены.
13. Я предпочту более сложное в реализации решение, если оно кажется мне более
правильным.
14. Моя работа, учеба, дела и цели не противоречат, а дополняют друг друга.
15. Моя жизнь и работа часто связаны с волнениями.
16. Время от времени я переоцениваю свои достижения.
17. Я считаю себя более изобретательным человеком, чем многие мои знакомые.
18. Я думаю, что обычно произвожу благоприятное первое впечатление.
19. Я стараюсь рационально распределять свое время.
20. В принципиальных вопросах я обычно проявляю твердость.
21. Я стараюсь объективно оценивать свои успехи.
22. Я постоянно стремлюсь узнать или попробовать что-то новое.
23. Ради проверки новой идеи можно пойти на риск.
24. Отношение людей к работе можно изменить.
25. Работа и учеба не создает проблем в моей личной жизни.
26. Я редко поступаю вразрез со своими убеждениями.
27. Моя работа и учеба играют важную роль в получении удовольствия от жизни.
28. Я хорошо составляю разнообразные планы.
29. Установить и поддерживать нормальные отношения с окружающими – несложно.
30. Я не позволяю себе особенно переутомляться в работе и учебе.
31. Время от времени я пересматриваю свои жизненные ценности.
32. Для меня важно всегда и во всем добиваться успеха.
33. Мне нравится возможность соревноваться, это активизирует действия.
34. Я уверенный в себе человек.
35. Для здоровья или повышения конкурентоспособности я могу соблюдать диету.
36. У меня хорошее взаимопонимание с теми, с кем приходится работать и учиться.
37. Я могу сознательно использовать других людей для решения проблемы, если в
этом есть необходимость.
38. Мне нравится участвовать в разнообразных обсуждениях.
39. Чаще всего я чувствую себя жизнерадостным и энергичным человеком.
40. Я часто занимаюсь психологическим анализом своего развития.
41. Когда в жизни начинается темная полоса, я способен сохранять уверенность.
42. Вырабатывать и предлагать новые идеи – не особенно сложно.
43. Мои слова обычно соответствуют действительности.
44. У меня высокие материальные притязания, которые я надеюсь реализовать.
45. Я не имею ничего против обсуждения своих убеждений с окружающими.
46. Свои долгосрочные планы я обычно с кем-нибудь обсуждаю.
47. Последовательный подход важен в любом деле.
48. Я спокойно отношусь к своим ошибками не особенно
расстраиваюсь из-за них.
49. Я умею выслушать.
50. Обычно я знаю, как справиться со своими эмоциональными проблемами.
51. Для меня имеет значение, чтобы мои цели не расходились с целями той
организации, где я работаю.
52. Я постоянно что-то делаю для того, чтобы развиваться как личность и как
профессионал.
53. Сейчас у меня не больше проблем и они в целом не более сложные, чем были
год назад.
54. Я ценю нестандартный подход к жизни и работе.
55. Окружающие серьезно воспринимают мои взгляды на жизнь.
Таким образом
оценивается выраженность качеств личности, черт характера и форм поведения,
которые могут препятствовать лидерству и высоким достижениям. Если в той или
иной колонке набралось 8-9 положительных ответов, можно говорить, что данное
качество выражено очень сильно; 7-8 ответов "да" – значительная выраженность.
4-6 ответов – средняя; 2-3 – слабая, 1 ответ - качество отсутствует.
Самыми важными можно считать вторую и третью колонку. Они
определяются мировоззрением человека, его "жизненными перспективами". Обычно
это здоровье и безопасность, хорошие взаимоотношения с окружающими, тот
минимум, который необходим для психологического благополучия. Для повышения
качества жизни и уровня возможностей человека жизненные ценности и ценности
должны не только быть более обширны и разнообразны, но и представлять собой
систему. Утешением может служить то, что мировоззрение развивается на
протяжении всей жизни и совершенствованию его "нет предела". Способности самоуправления и воздействия на
окружающих зависят от интровертной или экстравертной установки и формируются
как результат жизненного опыта. Это "техническая сторона" успеха, которая
целиком зависит самого человека. Творческие способности и умение эффективно
решать проблемы можно развивать, участвуя в тренингах и деловых играх. Таким
образом, каждый может так или иначе получить то, чего ему не хватает для того,
чтобы быть хозяином своей жизни, было бы желание.
Ю.В.Козлова,
канд.психол.наук,
доцент
кафедры "Связи с
общественностью,
маркетинг
и
коммуникация" НГТУ.
|