Посетили-таки мы выставку
«Диалектика надежды» (I
московская биеннале современного искусства в Нижнем Новгороде).
Арсенал – огромный грязный
каменный барак (кажется, туда загонял свой самолет Валерий Чкалов). Дощатый
пол, каменные стены, забранные железными щитами окна, бесприютные балки,
местами кучи беспорядочных кирпичей и реек, некрашеные стропила, могильный
холод, старый воздух, темнота и…5 огромных экранов – где в режиме нон-стоп
крутится видео-арт…
Редкие люди быстро теряются
в завешенных черными шторами закутках…
Ощущения: почти один,
совсем не здесь, почти по ту сторону экранов…
Фатима
Туггар «Смешанная кухня» (Нигерия/США, 2000 г.)
«Эстетика дигитального
монтажа – лейтмотив работ госпожи Тугар», - написано на листке, приклеенном на
ободранной колонне рядом с экраном.
Видео представляет собой
потоки образов из жизни женщины, как она есть – в Африке, Европе и Америке.
Новые технологии становятся
средством нового реализма и способом усовершенствования мира. Фатима Туггар
уверена, что с помощью технологий можно формировать наши желания, ожидания и
надежды.
«Смешанная кухня» –
исследование традиционной роли и места женщины в разных странах: темнокожие
женщины, которые сидя прямо на улице, размельчают в деревянной ступке
ингредиенты для будущего ужина чередуются с нарезкой из документальных кино
начала 40-х о будущем космическо-комфортном быте американской женщины.
Цивилизация делает женщину
манерной, выдержанной, вынужденно беспомощной и от того – искусственной, как
вычурная конструкция микроволновки будущего.
Природа сделала женщину
сильной, спокойной в своей мудрости и раскованной в своей красоте, природа не
сковала движения, не заглушила краски одежды, не затушевала огрубевшие от
работы руки, форма которых неизбежно красива, потому что – естественна….
Но самым топовым артом
стали «Семь мудрецов в бамбуковой роще» от Янга Фудонга.
- Женщина – это красное. Мужчина – черное, -
утверждает юноша.
- Но это же дискриминация, - протестует женщина.
(из диалога героев).
Фильм рассказывает о судьбе
поколения «новых интеллектуалов».
7 мудрецов – древние
китайские философы, воплощенные в образы молодых людей – жителей современного
мегаполиса.
История взаимоотношений
героев рассказана каждым по-своему, отражена в субъективном восприятии,
окрашенном сексуальными переживаниями.
Сюжет – в контексте
гендерной драматургии.
Диалектика робких
прикосновений и изощренных ласк, желания и целомудрия, затаенных взглядов и
случайных жестов. Интимные переживания юных мужчин и молоденьких женщин…
Стиль, содержащий аллюзии китайских
кинофильмов 30-40-х годов…
Современное искусство
интерактивно – частью инсталляции может стать любой зритель в любой момент,
ожидает он того или нет.
«Мудрецов» показывали в
отдельном закрытом закутке: темно, холодно, черные шторы – отделяют от остальных
помещений…
Я сидела совсем одна,
положив ноги на деревянную скамейку…
Он вошел совершенно
незаметно и уселся рядом… юноша по имени Рустам…
Знаете ли вы, каково это –
сидеть в темном закрытом пустом зале рядом с мужчиной, которому ты интересна, и
смотреть… китайскую эротику? Развлечение не для слабонервных, скажу я вам…
Он знал фильм наизусть, но
теперь он сам был режиссером…
Специфический видео-ряд
дополнили темный зал, отсутствие людей и застенчивая девушка рядом…
Занимательный контекст… Теперь он смотрел фильм сквозь меня, пристально следя
за тем, как я опускаю глаза, как напрягается мое тело и расширяются зрачки, как
я старательно закрываю лицо и отворачиваю голову…
Юноша на экране задышал
часто-часто, юноша рядом со мной сделал тоже самое, придвигаясь ближе…
И в том самый момент, когда
я уже собралась ретироваться – в зал вошла группа иностранных любителей
видео-арта и моего режиссера как ветром сдуло :)
Так я стала инсталляцией…
***
Также среди запомнившегося
из других картин:
2. Дудка, прикрепленная к
мотоциклу… на мотоцикле едет человек, на дудке – играет ветер…
3. 1,5 миллиона летучих
мышей на картине, посвященной аресту секты…
4. Технология революции или
синдром внезапной массовой тревожности. Можно никогда не изучать психологию, не
знать языка жестов, но, тем не менее, каждый случайный жест, каждый поворот
головы, каждый взгляд – рождает ощущение панической тревожности, за которой
следует – взрыв….
Dzhigitka
Другие статьи об этой
выставке на "Студгородке":
Диалектика Надежды
I Московская Биеннале в Нижнем Новгороде
О выставке в новостях:
Нижегородский Арсенал открыл свой третий
выставочный сезон
|