«Диалектика надежды» — девиз 1-й Московской биеннале
современного искусства, которая открылась в январе 2005 года. Сфокусировав своё
внимание на ключевом для жизни общества и каждого отдельного человека понятии
«надежды», биеннале оправдала давние надежды всего российского художественного
сообщества, превратив Москву в полноправный центр мировой жизни современного
искусства. Международные кураторы биеннале (И. Бакштейн, Д. Бирнбаум, Я.
Бубнова, Н. Буррио, Р. Мартинес,
Х. Обрист) пригласили в Москву 25 молодых художников
из 18 стран мира. Российская художественная общественность организовала
специальную выставочную программу, представив более чем в 60 экспозициях
многогранную картину развития отечественного искусства в конце ХХ — начале XXI
века.
На выставке в Арсенале нижегородские зрители увидят
лишь некоторые произведения из огромной экспозиции «Диалектика надежды»,
развёрнутой в здании бывшего музея В. И. Ленина. Надежды ориентированны в
будущее, но прошлое неизменно присутствует в настоящем. Поэтому старые стены
ленинского музея или нижегородского Арсенала, становясь местом встречи
настоящего и будущего, напоминают художникам и зрителям о прошлом. В работах
семи приглашённых в наш город авторов раскрывается широкий спектр тем и
сюжетов, которые волнуют художников в начале нового века.
Видео шведской художницы
Йоханы Биллинг «Проект для революции» (2000)- римейк
одной из сцен культового фильма конца 60-х «Забриски пойнт» Микеланджело Антониони.
Так же как герои студенческих беспорядков Антониони,
молодые люди Биллинг готовятся к митингу. Правда,
листы бумаги с текстами политических памфлетов оказываются чистыми. И хотя
каждый студент — нонконформист, готовый к бунту, их не связывает вместе
единство цели. Потому в результате ничего не происходит. Без ностальгии и
морализаторства автор обращает внимание на то, что общим для поколения 2000-х,
в отличие от бунтарских 60-х, являются не убеждения, а утрата веры в ритуалы
коллективного строительства. Биллинг проницательно
рисует портрет поколения скептиков, которое слишком расчетливо и прагматично,
чтобы верить. В работах молодого автора из Швеции подспудно ставятся важные
вопросы о том, кто «мы», можем ли мы по-прежнему считать себя частью
коллектива? Именно благодаря аллюзиям в адрес фильма Антониони,
мы понимаем, что время революций, а вместе с ним утопий прошло. Новое
поколение, выбирая скепсис, без иллюзий смотрит в своё будущее.
О судьбе поколения «новых интеллектуалов» размышляет
китайский художник Янг Фудонг. Персонажи его
черно-белого фильма «Семь мудрецов в бамбуковой роще» - древние философы,
персонифицированные в образы прекрасных молодых людей — жителей современного
мегаполиса. История взаимоотношений героев фильма рассказана каждым из них
по-своему, она отражается в субъективном восприятии, окрашенном сексуальными
переживаниями. Сюжет фильма развивается в контексте гендерной драматургии. Для
героев фильма Фудонга современность существует в
контексте истории, в контексте прошлого, которое является основой утопии
аутентичной жизни. Живописец по специальности, Фудонг
стал автором полнометражных фильмов, где отточил свой самобытный и очень
современный стиль, содержащий аллюзии на китайские кинофильмы 1930-х и 1940-х
годов.
Для молодого поколения
современных художников, обращающихся в своём искусстве к памяти и истории,
события прошлого важны не сами по себе, а как часть всеобщего настоящего,
побуждающего нас задавать вопросы о будущем. Так вьетнамский художник Джун Нгуен-Хацушиба
интерпретирует воспоминания о событиях 1968 года в многоуровневом контексте
символов и метафор. Основанный на виртуозных подводных съёмках фильм
«Счастливого нового года: Мемориальный проект «Вьетнам II» посвящён беглецам из
социалистического Вьетнама, погибшим в засаде, устроенной войсками в начале
1968 лунного года. Герои подводного перформанса Джуна Нгуена-Хацушиба так глубоко
погружаются в океан, что им удаётся пережить ощущение невесомости, какое только
возможно на земле. Поэтому процесс создания фильмов художник считает столь же
важным, как и конечный результат. В работе вьетнамского автора парадоксально сочетается
завораживающая красота и ностальгия по неосуществлённой мечте.
В «Корзине памяти» британского художника Джереми Деллера — лауреата премии Тёрнера 2004 — отражаются, как
сказал директор галереи Тейт Никола Сирота, «крутые политические перемены нашего
времени». Действие фильма строится вокруг путешествия по Техасу, начиная с
осады резиденции религиозной секты «Колено Давидово» в Уэйко
и заканчивая родным городом Джорджа Буша — Кроуфордом. Деллер
бродит по городу и общается с местными жителями, посещает разные заведения, в
том числе любимую закусочную президента Буша возле его ранчо. Он дает свободно
говорить людям, которых встречает на своем пути; при этом, не скрывая свою
точку зрения, но и не ввязываясь в полемику. Результат — умная, человечная, проницательная
работа, которая ненавязчиво оппонирует идеологическим штампам, предлагая вместо
них принцип собственной вовлеченности, понимание и субъективность. Потрясающе
выглядят финальные кадры фильма, запечатлевшие три миллиона летучих мышей,
вылетающих из пещеры.
Если Джереми Деллер на
протяжении нескольких лет постоянно носил с собой камеру и вел дневниковую
документацию различных событий, то немецкий художник Клеменс
фон Ведемейер инсценирует стилистику документальной
хроники, на самом деле снимая фильм при помощи кинокамеры, скользящей по
специально проложенным рельсам. В фильме «Отъезд», повествующем о
бюрократических трудностях получения германской визы, автор раскрыл одно из
глубоких противоречий современного глобального мира: мир становится всё более
глобальным, а людям всё труднее становится пересекать границы. Тема границы
интересует Ведемейера и в художественном контексте:
границу кино нельзя перейти, её можно только обозначить.
Граница изображения имеет
принципиальное значение и для работ художницы из Нигерии Фатимы Туггар. Эстетика дигитального фотомонтажа основной
лейтмотив её работ, где встречаются потоки образов, возникающих в Африке,
Европе и Америке. Новые технологии она рассматривает как средство нового
реализма и способ усовершенствования представлений о мире. В своем искусстве
она выражает уверенность в том, что с помощью электронных технологий можно
формировать наши желания, ожидания и надежды. «Смешанная кухня» — исследование
на тему о традиционных роли и месте, женщины в различных странах.
Молодой человек на мопеде, у которого вместо глушителя
к выхлопной трубе присоединен горн, объезжает пуэрториканский остров Викес. Победные звуки трубы, перебивающие городской шум,
оповещают о том, что остров, в результате продолжительных споров, наконец,
покинула военно-морская база США. Пуэрто-риканские художники Дженнифер Аллора и Гильермо Кальсадилья не случайно дали своему видеофильму
метафорическое и многозначное название «Возвращение звука». Отправной точкой творчества
художников является язык, отдельные слова, фразы, их значения и коннотации
служат авторам источником и катализатором идей.
Любовь Сапрыкина