Звуки почти забытой нами
Средневековой музыки недавно заставили меня вспомнить известный афоризм,
принадлежащий перу Антуана де Сент-Экзюпери: "Глазами главного не увидишь,
зорко одно лишь сердце". Действительно, чтобы что-то понять, недостаточно это
увидеть, это надо почувствовать. Музыкальные произведения Средневековья,
которые мне довелось услышать в исполнении ансамбля "Universalia in Re"
6 апреля в Нижегородском Планетарии, сложны для восприятия, так как относятся к
другой эпохе. Чтобы их оценить по достоинству необходимо проникнуться той
атмосферой, чтобы понять искусство того далёкого времени, его надо
почувствовать.
По окончании выступления мне
удалось побеседовать на эту тему с руководителем ансамбля Данилом Рябчиковым.
- Данил,
давно ли Вы увлекаетесь Средневековым искусством?
- Думаю, около пяти лет назад я
впервые заинтересовался музыкой Средневековья.
- А чем было обусловлено Ваше мысленное и
музыкальное обращение к культуре этой эпохи?
- Дело в том, что Средневековая музыка очень сильно отличается от
музыки других эпох. Чтобы её оценить, полюбить, её нужно почувствовать. И
только когда вы действительно проникнитесь её звуками, вы сможете правильно
воспринять всю её красоту. Средневековая музыка очень своеобразная. Она меняет
душу человека.
- Ваше новое увлечение каким-либо образом
изменило Ваш внутренний мир?
- Я бы сказал иначе. Менялось моё мироощущение, и в соответствии с
новыми жизненными взглядами я искал ту музыку, которая бы их отражала. К
счастью, в определённый момент я обратился к эпохе Средневековья. Кстати,
средневековое ощущение музыки присутствовало и у многих у великих композиторов:
Мусоргского, Шостаковича, например…
- "Universalia in Re", насколько я знаю, существует
чуть больше года. Что уже сделано Вами за этот период?
- Мне кажется, самое главное то,
что ансамбль встал на ноги: расширился инструментарий, и теперь мы звучим
более-менее так, как нам хочется. У нас появился свой слушатель. Уже составлены
первые программы.
- Какие творческие планы сейчас Вы ставите
перед собой?
- Во-первых, мы планируем перейти к другому направлению
Средневековой музыки: к немецкому миннезангу. Хотим также возродить
литургические драмы, которые были популярны в России до XVII века. Мы надеемся уже к Рождеству успеть воплотить в жизнь
эти замыслы.
- Не секрет, что современный слушатель в
большинстве своём не подготовлен к адекватному восприятию музыки, которую вы
играете. Как вы к этому относитесь?
- Да, такая ситуация в некоторой
степени характерна для Нижнего Новгорода. Но это объяснимо - с точки зрения
культуры наш город никак нельзя назвать третьей столицей России. В Москве и
Санкт-Петербурге всё обстоит иначе: периодически там проходят не только
общенациональные, но и международные фестивали Средневековой музыки. И
столичные слушатели уже по-другому относятся к данному направлению в искусстве,
оно для них представляет больший интерес. Это с одной стороны.
С другой стороны, наша музыкальная деятельность и направлена на то, чтобы
провинциальный слушатель узнал о средневековой музыке и научился её чувствовать.
Ведь не секрет, что так называемую академическую музыку не слушают именно
потому, что не чувствуют. Мы играем живую музыку, а живая музыка как раз имеет
возможность быть понятой.
Спасибо большое за интервью и
творчество.

P.S. Состав ансамбля "Universalia in Re":
Данил
Рябчиков (рубаб,
мандолина, дутар, гитара, вокал) – руководитель ансамбля, автор печатных работ
по психологии искусства, автор курса лекций "Искусство и мировоззрение";
Юлия
Рябчикова (вокал,
перкуссия, жалейка, блок-флейта) – выпускница Нижегородской консерватории,
1999-2002 – солист ансамбля "Демество" (старинная русская вокальная музыка);
Лола
Чернышёва (вокал,
перкуссия) – выпускница Нижегородской консерватории;
Дмитрий
Софронов
(продольные и поперечные флейты, флажолет, перкуссия, вокал) – 200-2001 –
флейтист ансамбля "Shannon"
(кельтская музыка);
Мария
Храменкова
(блок-флейта, мандолина, дутар, гитара, вокал) – выпускница Нижегородского
музыкального училища.
P.P.S. Universalia in Re (термин средневековой философии времён спора номинализма
и реализма) отражает само средневековое отношение к музыки как к мистерии,
средству изменения человека, его души, его внутреннего мира.
Марьяна Золина
|