ВУЗелок № 9(12)  |  Реформа образования

            С 1 сентября 2009г. все российские вузы начнут готовить бакалавров и магистров.
Абитуриенты при поступлении в высшее учебное заведение будут подавать заявления на обучение по программам бакалавриата, специалиста или магистратуры. Т.о., абитуриент должен до подачи заявления определиться, на какую квалификацию он собирается учиться. По нововведенному закону, сроки обучения, для получения квалификации (степени), составляют: «бакалавр» - четыре года; «специалист» - не менее пяти лет; «магистр» - два года (после получения квалификации бакалавра).
По освоении этих квалификаций будет выдан диплом о высшем профессиональном образовании соответствующий каждый своему уровню. Студенты, получившие диплом бакалавра, имеют право продолжить на конкурсной основе обучение в магистратуре.
Академические кредиты
В течение обучения, по данным квалификациям так же будут введены «академические кредиты» - своеобразные единицы трудоемкости учебного труда студента.
Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплин, и их начисляемое количество по дисциплине не зависит от оценки.
Кредиты сами по себе не являются единицами, а всегда описывают выполненную работу как часть учебного плана. Следовательно, накапливаются в рамках последовательной программы обучения, отражая определенный объем работы, успешно завершенный на определенном уровне для признания квалификации.
Академическая мобильность
Еще одним из основных требований Болонского процесса так же стоит и академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вуза.
Студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год. Где он обучается на языке той страны, в которую прибыл или на английском, на этих же языках сдает текущие и итоговые испытания. Обучение за рубежом должно проводиться бесплатно – принимающий вуз денег за обучение не берет; но студент оплачивает сам дорогу, проживание, питание, мед.услуги…
Плюсы этой системы в том, что российские студенты могут продолжить обучение в любом вузе Европы и легче там устроиться на работу, но с другой стороны велика вероятность того, что возникнет такое явление как «утечка мозгов».
Единый государственный экзамен.
           Говоря про реформу образования, несправедливо было бы не коснуться темы Единого государственного экзамена, проводящегося в качестве итоговой аттестации учащихся по программам основного общего, среднего (полного) образования. Согласно закону2: «Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».  Хотя с точки зрения самих учащихся, ЕГЭ не является объективной оценкой знаний, из-за того, что многие вопросы в заданиях имеют двойной смысл или просто «неадекватны», так же учащихся не устраивает тестовая форма проведения экзамена, где если вместо крестика поставил галочку, то вопрос не засчитывается; что является, в принципе, адекватным возражением. Ведь не все люди одинаковые, и не все могут одинаково воспринимать тесты, какова вероятность того, что при заполнении данного теста у абитуриента не сработает психологический фактор, и он не начнет ставить крестики наугад? Таким образом, тестовая система ЕГЭ полностью скрывает индивидуальные характеристики учащегося. Хотя цель создания Единого государственного экзамена понятна - уравнять возможности поступления абитуриентов со всей страны в ВУЗы, что бы абитуриент из Сибири и абитуриент из центральной части России имея одинаковые результаты по ЕГЭ имели равные шансы поступить в один и тот же ВУЗ. Выпускнику, сдавшему ЕГЭ, выдается на руки свидетельство о результатах данного экзамена. Срок его действия до 31 декабря года, следующим за годом после его получения. Таким образом, у экзаменуемого нет права переэкзаменовки, в случае плохой сдачи ЕГЭ, раньше чем через год со дня его проведения. С другой стороны, учащихся интересовал вопрос, если они собираются поступать в ВУЗ, где в списке вступительных экзаменов есть те предметы, по которым не проводился ЕГЭ что тогда делать? На этот вопрос так же однозначно отвечает Федеральный закон: «При приеме в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия у поступающих лиц определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, указанные образовательные учреждения вправе проводить по предметам, по которым не проводится единый государственный экзамен, дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами единого государственного экзамена при проведении конкурса». То есть, наряду с ЕГЭ сданным в школе, теперь абитуриентам останется при поступлении в ВУЗ, сдать только те экзамены, по которым ЕГЭ не проводился. Таким образом, мы пришли к выводу, что структура  проведения и сдачи Единого государственного экзамена нуждается в существенной доработке. Будем надеяться, что наше правительство, исходя из опыта проведения эксперимента по введению ЕГЭ, реально оценит сложившуюся ситуацию и с минимальными потерями для обеих сторон, выйдет из нее.
 В целом, российское образование, как высшее, так и среднее, как государственные стандарты, утверждаются правительством не реже одного раза в десять лет. Насколько эффективна данная система и подходит ли она к нашему российскому обществу? Хорошая она или плохая по сравнению с предыдущей? На эти вопросы может ответить только время. Как говорится: «Поживем, увидим!»   
 
 Материал, использующийся в статье, взят из законов РФ:
1.      ЗАКОН РФ от 10_07_1992 N 3266-1
2.      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09_02_2007 N 17-ФЗ
3.      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22_08_1996 N 125-ФЗ
4.      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25_06_2002 N 71-ФЗ
 
А также из статей Российской газеты, сайта http://bologna.mgimo.ru и по результатам опроса учащихся по проблеме ЕГЭ.
 
1 – Федеральный закон от 24.10.2007 № 232 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)».
2– Федеральный закон от 09.02.2007 №17-ФЗ «о внесении изменений в закон Российской Федерации "Об образовании" и федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена».     
 
 
Артем Шумилков
 

 


© 2004-2010 ВУЗелок
Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайтеe-mail