на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Музыка в ночи

В ночи, когда уснет тревога,

И город скроется во мгле –

О, сколько музыки у Бога,

Какие звуки на земле!

 

И вновь «Рекорд». Частенько в последнее время я захожу сюда! Хочу ли посмотреть хорошее кино, погрузиться в мир фотографии или живописи, наконец, даже музыку послушать: на все вопросы самый простой ответ – он, «Рекорд».

Музыка – новое направление «рекордной» деятельности, но как хорошо начали! Камерные вечера в девять вечера по пятницам, когда народ, сбросив напряжение рабочей недели, весь в предвкушении week-end’а, может позволить себе расслабиться – отличная идея, на мой взгляд. Посидеть в кафе за чашечкой кофе, внимая музыке, звучащей из мягко освещенного центра кафе, или безо всякого кофе вслушиваться в звуки, сидя на втором этаже ротонды, прислонив усталую голову к колонне или уронив ее на перила – что может быть лучше?…

Трижды я пыталась попасть на «Камерные вечера в “Рекорде”», и лишь на третий раз, 24 ноября, отложив земные попечения, я присела на стульчик у перил второго этажа, в обрамлении картин, теряющихся в вечернем сумраке, освещаемая лишь золотистым пламенем свечи.

Подо мною, в центре маленького зала кафе – стулья и пюпитры для квартета, которого еще нет. В их отсутствие публику занимает крылатый фей во фраке и котелочке, занудным голосом вещающий нечто невнятное под фонового Моцарта. Впрочем, фей занятный, простим ему…

Отвлеклась, улыбнувшись знакомым, опустила голову – ба! – квартет уж тут: четыре очаровательные девушки в черном, согретые лишь мягкой медовой теплотой своих инструментов. Наталья Сорокина, Светлана Зверева, Наталья Корчемкина, Наталья Тельминова – уже не просто одни из «Солистов Нижнего Новгорода», хотя и замечательному коллективу – поклон. Сменив на время патетичность оркестра на задушевный разговор четырех, здесь они – ансамбль.

Смотрю в программу: чудный винегрет. Впрочем, вполне продуманный. Неспешный «въезд» через Меркьюри с его «Who wants to live forever» в жесткость и жанровость квартета Анжелы Вольф смягчил осознание того факта, что все мы тут собрались не что-нибудь, а приобщаться музыке XXI века.

Разогревшись на Анжеле, выпали в космос на Пярте, практически в буквальном смысле: на видеоэкране сменяли друг друга светила и созвездия, туманности и галактики. Музыка Арво Пярта – всегда выход «за пределы», даже если она для камерного состава. Секрет в ней самой – загадочной, возвышенной, отрешенной, как улыбка Моны Лизы.

Как было сказано в программе, «музыка Сергея Зятькова всегда тщательно и тонко прослушана». Да, нужно было очень прислушаться, чтобы в 7 контрастных частях творимой «Стены вокруг мира», очень сложных по языку, найти доступное «уму и сердцу». Фактура прозрачна, количество нот строго рассчитано, но я бы пока не рискнула кидаться словами Шостаковича, как он однажды подарил Свиридову: «Нот мало, а музыки много!» Музыку еще поищем… И перед каждой частью с эпиграфом вылезал все тот же косноязычный фей. Так и хочется грустный смайлик поставить. Для музыки был перевод: параллельно ей импровизировали телом актеры студии пластики и пантомимы «Театр птиц» - девушка в белом, похожая на привидение, и потрясающе выразительный юноша в черном. Перевод, впрочем, был не совсем уместен, но это вопрос спорный, не настаиваю…

Слух отдохнул на изобретательном скерцо И. Фельда из «Струнного квартета», и совершенно растворился в ностальгически-пасмурной «Company» Филиппа Гласса. Удивительный композитор! Он всем мил и всем «ложится» на слух, он повторяет одну и ту же музыкальную фразу и приводит музыкальное развитие к тонике, он не боится показаться банальным – и потому никогда им не бывает. «Company» – это почти perpetuum mobile, но в скользящих переливах аккордов, в порывистости неровных, но в то же время упорно повторяющихся ритмов заложена тревожность, неведомая этому беспечному жанру.

В названии «h-moll» Михаила Фуксмана мы видим штамп и символ теории аффектов – а слышим не только роскошь барочных контрастов, но и мятущуюся душу романтизма. H-moll, трагическая тональность Баха, здесь получила еще и что-то очень русское, романсовое.

Загадочное (-ая?) «Praestigiae» Ольги Шайдуллиной, навеянное парадоксами Пелевина, ловило слушателей в сети вьющихся линий, словно из скрипки тянули струну. Засасывало в тягучие, томные и темные звуки виолончельного фона. Навевало пасторальные ассоциации – мягким, словно пробующим звук на вкус, прикосновением к ноте, совсем как птичка пробует голос в предрассветном тумане… и не успели мы очнуться от гибельного морока созвучий, как грянуло танго.

Пьяццолла – несколько не в тему. Он из разряда «простых наслаждений», и, в общем-то, вполне понятно решение закончить вечер им: если даже не было воспринято все остальное, то Пьяццолла восполнит и порадует. Но ведь он останется последним впечатлением и воспоминанием об этом вечере, а того ли надо устроителям, дающим жизнь новым произведениям и именам?

Об исполнении не скажу много. Если удалось все вышеперечисленное услышать, увидеть и почувствовать, задумываясь только о музыке, а не о том, сколько усилий исполнители вкладывают в ее исполнение – это уровень. Хороший квартет.

Анастасия Лямина

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт