Редко современные композиторы вспоминают о нас.
Думали, так и придётся доживать век, «сидя на завалинке» и тренькая старые
народные мелодии да закостенелые от старости обработки. Теперь ведь время
скорое пришло: двадцать лет отмеряло - и старость, да что там двадцать –
десять, а то и пять. Да и относятся к нам, мягко говоря, несерьёзно – мол,
какая там настоящая музыка на трёх-то струнах… И не докажешь, что хоть
инструмент древний и даже сакральный, современности он не чужд. Но, как
говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Настал, наконец, и «на нашей улице праздник» –
родился ещё один композитор, почтивший вниманием всё наше семейство: и приму, и
секунду, и альт, и даже бас с контрабасом, а в компанию к нам домру прибавил.
Смелый парень не погнушался простоватым видом и открытым «деревенским» звуком,
не побоялся, что посмеются над ним продвинутые коллеги. Да не просто пьесу
написал, а в самую суть проник – чувствуем, что наша то музыка, хоть и
современная. Редко композитор так угождает, всё об «индивидуальности стиля»
заботится. А тут…
Поручил нам композитор сюжет вполне народный -
сказочный, хоть и на нынешний лад пересказанный, одни названия чего стоят –
«новыми» сказки получились. И мелодии, будто знакомые, давно игранные, но где
интервал поострее, где ритм с подковыркой – свежо и смело. Прямо «Новейшая»
фольклорная волна.
Поначалу думалось, не примут нас слушатели, тем
более в такой серьёзной компании. Ведь в тот вечер на сцене побывала вся
современная «классика инструментария»: фортепиано, флейта, кларнет, струнный
квартет, орган и колокола. Но потом поняли – а без нас, может быть, и скучно бы
на том концерте было!
Как вышли на сцену – поймали недоуменные взгляды
зрителей, думаем – не сдобровать. Но смех слушательский, хороший такой, искренний и весёлый, помог
понять - верно играем, так и задумал композитор, всем понравилось. Аплодисменты
были тому подтверждением. Может, для остальных они - привычное дело, а для нас
в тот вечер особым признанием стали, можно сказать, звёздными минутами.
Видать, есть ещё надежда и для нас, балалаек, на
право существования на «корабле современности». Спасибо русскому парню –
молодому композитору Сергею Попову со 2-го курса ННГК. Не гляди, что зелен ещё,
а очень дальновиден. Понял, что рассыхаемся мы в жажде по новому репертуару, а
поэтому, обязательно сыграем всё, что для нас напишут. Часто именно так
композиторы «своих» исполнителей находят, во многом решая проблему
«неисполняемой музыки».
Правильно, ты оглянись вокруг, а что если рядом
они, твои исполнители, ждут твоих сочинений… Э-эх,
авось дождутся!
С надеждой и уважением, балалайка-прима
записала
Ольга Сереброва
|