на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Музыка «сферы»

Фестиваль был разделен на «День джазовой музыки» и «День этнической музыки». В надежде разобраться, каким образом эти течения могут соединиться в рамках одного мероприятия, я и отправилась в ТЮЗ.

Собираясь на «Джаз России 2006», я предполагала, что могу там услышать, и привычно настроилась на джазовый лад. Тем ярче оказался контраст, ожидаемого и услышанного.

Джаз в привычном виде представил лишь квартет Александра Шишкина (первый день фестиваля) и, отчасти, дуэт Сергея Филатова и Виталия Кися (второй день).

В первый день фестиваля выступала хорошо знакомая нижегородцам джазовая вокальная студия Яны Тюльковой. Яна Тюлькова – известная джазовая вокалистка, выпускница Нижегородской консерватории, среди фестивальных успехов которой стоит особо выделить появления на международном вокальном джазовом конкурсе в Литве (2002), «Kaunas Jazz» (2002), «Джазовых голосах» (Москва, 2003), гран-при «Jazz Voices» (Литва, 2006), регулярное участие в фестивале «Джаз – России». Воспитанники Яны, также победители многих международных конкурсов, исполнили различные известные джазовые стандарты.

Другой нижегородский коллектив – «Свети Цвет» (чье участие оказалось сюрпризом, так как не было заявлено с самого начала) под управлением Андрея Харлова, представил джаз в сочетании с народными песнями и плясками. Как рассказали сами музыканты, это была нижегородская премьера - эксперимент, специально подготовленный к фестивалю. У меня даже родилось специальное название для этого действа – «пляс под джаз». Эта премьера и стала своеобразным переходом из джазовой сферы в этносферу.

Все то общее, что есть между джазом и этникой - импровизационность, свобода выражения, и легкость общения музыкантов и слушателей – царило над всем происходящим на сцене далее.

Группа «Ва-Та-Га» (Петрозаводск), занявшая место на сцене после коллектива «Свети Цвет», стала настоящим открытием. С первых нот оказываешься вдруг где-то далеко… дуновение ветра… легкие колокольчики… раскаты грома… воздух словно искрится... Появляется остинатный ритм. На этом фоне из ниоткуда рождается народный напев… Слушая его, словно входишь в транс, оказываешься во власти звучания.

Непривычные для современного человека тембры редких народных инструментов (перкуссионные, колюки, гудок, жалейка) рождают ощущение нереальности происходящего - погружения в старину. Но вдруг обретает голос пила, погремушка превращается в инструмент… Среди других необычных находок – игра на электрогитаре смычком. Музыканты используют и множество уникальных приемов владения голосом (горловое пение, народная мелизматика). Одновременно исполнители шутили, общались с публикой. Мимика, взгляды, движения – все читалось без слов, ловилось и принималось залом, находило мгновенный отклик. Под большим впечатлением от услышанного, люди выходили из здания ТЮЗа и находили подтверждение чуда – на улице шел первый снег…

Во второй день фестиваля нижегородцам была представлена московская программа «Новое дыхание традиций», придуманная специально для фестиваля. Ее эксклюзивность в том, что на сцене все время взаимодействуют совершенно разные коллективы и исполнители. Следующие музыканты выходят на сцену раньше, чем заканчивают свое выступление предыдущие. Так рождаются совместные композиции-импровизации. И пока они звучат, зрители могут даже не заметить, как предыдущий коллектив постепенно покидает сцену. Происходит «перетекание» одной композиции в другую. А сама программа становится непрерывным действием, живым и неповторимым. При любом другом сочетании исполнителей программа просто не будет существовать.

Помню, за несколько дней до фестиваля я недоумевала, как впишется в общий контекст вокальный коллектив «Сирин» под управлением Андрея Котова. Ведь они исполняют древнерусские богослужебные песнопения XV-XVIII веков, духовные стихи. Но внутри цельной программы второго дня их выступление прозвучало очень органично. Не только импровизационные переходы, но даже аутентичные песнопения прозвучали по-особому свежо. Их музыка словно затрагивает скрытые струнки души, связанные может быть с нашими древними русскими корнями.

Удивило выступление Алексея Архиповского (балалайка). Невероятное разнообразие приемов игры, музыка в сочетании с видеорядом (сценки из жизни), непринужденное общение с залом – музыканту удалось полностью завоевать не просто внимание, но даже любовь публики.

Второй день завершала группа «Ва-Та-Га», снова поразившая всех. Музыкантов не хотели отпускать, и они выходили на «бис».

Так, за два дня фестиваля мы неожиданно стали свидетелями импровизационного, живого, но не джазового события. События серьезного, но не академического, неформального, но связанного с древностью.

Что же породило движение «Этносфера»? Многие современные музыканты заперты в рамках академической музыки, почти забыв истоки русских традиций. Даже джаз оказался замкнут в некоторых условностях, появилось определение «классика джаза». Как сделать так, чтобы древняя русская музыкальная культура не просто не угасла и сохранилась, но и обрела новую жизнь в современности?

По словам Сергея Филатова - идейного вдохновителя и художественного руководителя проекта - кризис внутри музыкального искусства назревал давно. Это подвигло музыкантов на поиски нового формата. Движенгие «Этносфера. Русские сессии» возникло в 2003 году, и существовало в виде закрытых видеофестивалей. Музыканты для музыкантов.

Сегодня многие исполнители не готовы играть русскую музыку потому, что плохо себе представляют ее. С другой стороны, народные исполнители не соприкасаются с музыкой профессиональной. «Этносфера» и была создана для преодоления этой пропасти внутри музыкальных течений.

Самое интересное, что подобные «переправы» уже существуют. Я имею ввиду музыкальные коллективы, по новому понимающие этнику. Это вид современной музыки, одновременно понятный молодежи и близкий русским истокам.

Главная сложность создателей «Этносферы» заключалась в объединении музыкантов и коллективов, сохраняющих и возрождающих русскую культуру, в развитии и продвижении их музыки.

Проект «Этносфера» только набирает силу, но уже существует некоммерческий фонд, планируется создать собственный лейбл. Фестиваль в Нижнем Новгороде, состоявшийся усилиями организатора «Джаза России» Вячеслава Уланова – это первый опыт за пределами Москвы и для широкой публики. Очень многое зависело от того, как пройдет программа, как слушатели примут новую для них музыку. На мой взгляд, московские гости сумели завоевать любовь нижегородской публики, и значит эксперимент удался.

Известный и привычный ежегодный фестиваль «Джаз России» вдруг предстал в новом свете, ведь нижегородские музыканты поддержали московскую этно-тему.

На два фестивальных дня я вдруг очутилась в совершенно новом для меня мире, в котором древние напевы словно стерли грани между сценой и залом, и музыканты общались с публикой на равных. Сопричастность людей друг другу превратила этот мир в особую цельную живую «сферу», оказаться внутри которой было невероятно здорово и удивительно. А тонкие и хрупкие грани этой «сферы» скрепляла музыка.

Александра Ширяева

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт