Фестиваль был
разделен на «День джазовой музыки» и «День этнической музыки». В надежде
разобраться, каким образом эти течения могут соединиться в рамках одного
мероприятия, я и отправилась в ТЮЗ.
Собираясь на
«Джаз России 2006», я предполагала, что могу там услышать, и привычно
настроилась на джазовый лад. Тем ярче оказался контраст, ожидаемого и
услышанного.
Джаз в привычном
виде представил лишь квартет Александра Шишкина (первый день фестиваля) и,
отчасти, дуэт Сергея Филатова и Виталия Кися (второй
день).
В первый день
фестиваля выступала хорошо знакомая нижегородцам джазовая вокальная студия Яны Тюльковой. Яна Тюлькова –
известная джазовая вокалистка, выпускница Нижегородской консерватории, среди
фестивальных успехов которой стоит особо выделить появления на международном
вокальном джазовом конкурсе в Литве (2002), «Kaunas Jazz» (2002), «Джазовых голосах» (Москва, 2003), гран-при «Jazz Voices» (Литва, 2006),
регулярное участие в фестивале «Джаз – России». Воспитанники Яны, также
победители многих международных конкурсов, исполнили различные известные
джазовые стандарты.
Другой
нижегородский коллектив – «Свети Цвет» (чье участие оказалось сюрпризом, так
как не было заявлено с самого начала) под управлением Андрея Харлова,
представил джаз в сочетании с народными песнями и плясками. Как рассказали сами
музыканты, это была нижегородская премьера - эксперимент, специально
подготовленный к фестивалю. У меня даже родилось специальное название для этого
действа – «пляс под джаз». Эта премьера и стала своеобразным переходом из
джазовой сферы в этносферу.
Все то общее, что
есть между джазом и этникой - импровизационность,
свобода выражения, и легкость общения музыкантов и слушателей – царило над всем
происходящим на сцене далее.
Группа «Ва-Та-Га» (Петрозаводск), занявшая место на сцене после
коллектива «Свети Цвет», стала настоящим открытием. С первых нот оказываешься
вдруг где-то далеко… дуновение ветра… легкие колокольчики… раскаты грома…
воздух словно искрится... Появляется остинатный ритм.
На этом фоне из ниоткуда рождается народный напев… Слушая его, словно входишь в
транс, оказываешься во власти звучания.
Непривычные для
современного человека тембры редких народных инструментов (перкуссионные, колюки, гудок, жалейка) рождают ощущение нереальности
происходящего - погружения в старину. Но вдруг обретает голос пила, погремушка
превращается в инструмент… Среди других необычных находок – игра на
электрогитаре смычком. Музыканты используют и множество уникальных приемов
владения голосом (горловое пение, народная мелизматика).
Одновременно исполнители шутили, общались с публикой. Мимика, взгляды, движения
– все читалось без слов, ловилось и принималось залом, находило мгновенный
отклик. Под большим впечатлением от услышанного, люди выходили из здания ТЮЗа и находили подтверждение чуда – на улице шел первый
снег…
Во второй день
фестиваля нижегородцам была представлена московская программа «Новое дыхание
традиций», придуманная специально для фестиваля. Ее эксклюзивность в том, что
на сцене все время взаимодействуют совершенно разные коллективы и исполнители.
Следующие музыканты выходят на сцену раньше, чем заканчивают свое выступление
предыдущие. Так рождаются совместные композиции-импровизации. И пока они
звучат, зрители могут даже не заметить, как предыдущий коллектив постепенно
покидает сцену. Происходит «перетекание» одной композиции в другую. А сама
программа становится непрерывным действием, живым и неповторимым. При любом
другом сочетании исполнителей программа просто не будет существовать.
Помню, за
несколько дней до фестиваля я недоумевала, как впишется в общий контекст
вокальный коллектив «Сирин» под управлением Андрея Котова. Ведь они исполняют
древнерусские богослужебные песнопения XV-XVIII веков, духовные стихи. Но
внутри цельной программы второго дня их выступление прозвучало очень органично.
Не только импровизационные переходы, но даже аутентичные песнопения прозвучали
по-особому свежо. Их музыка словно затрагивает скрытые струнки души, связанные
может быть с нашими древними русскими корнями.
Удивило
выступление Алексея Архиповского (балалайка).
Невероятное разнообразие приемов игры, музыка в сочетании с видеорядом (сценки
из жизни), непринужденное общение с залом – музыканту удалось полностью
завоевать не просто внимание, но даже любовь публики.
Второй день
завершала группа «Ва-Та-Га», снова поразившая всех.
Музыкантов не хотели отпускать, и они выходили на «бис».
Так, за два дня
фестиваля мы неожиданно стали свидетелями импровизационного, живого, но не
джазового события. События серьезного, но не академического, неформального, но
связанного с древностью.
Что же породило
движение «Этносфера»? Многие современные музыканты
заперты в рамках академической музыки, почти забыв истоки русских традиций. Даже
джаз оказался замкнут в некоторых условностях, появилось определение «классика
джаза». Как сделать так, чтобы древняя русская музыкальная культура не просто
не угасла и сохранилась, но и обрела новую жизнь в современности?
По словам Сергея
Филатова - идейного вдохновителя и художественного руководителя проекта -
кризис внутри музыкального искусства назревал давно. Это подвигло музыкантов на
поиски нового формата. Движенгие «Этносфера.
Русские сессии» возникло в 2003 году, и существовало в виде закрытых видеофестивалей. Музыканты для музыкантов.
Сегодня многие
исполнители не готовы играть русскую музыку потому, что плохо себе представляют
ее. С другой стороны, народные исполнители не соприкасаются с музыкой
профессиональной. «Этносфера» и была создана для
преодоления этой пропасти внутри музыкальных течений.
Самое интересное,
что подобные «переправы» уже существуют. Я имею ввиду музыкальные коллективы,
по новому понимающие этнику. Это вид современной
музыки, одновременно понятный молодежи и близкий русским истокам.
Главная сложность
создателей «Этносферы» заключалась в объединении
музыкантов и коллективов, сохраняющих и возрождающих русскую культуру, в
развитии и продвижении их музыки.
Проект «Этносфера» только набирает силу, но уже существует
некоммерческий фонд, планируется создать собственный лейбл. Фестиваль в Нижнем
Новгороде, состоявшийся усилиями организатора «Джаза России» Вячеслава Уланова
– это первый опыт за пределами Москвы и для широкой публики. Очень многое
зависело от того, как пройдет программа, как слушатели примут новую для них
музыку. На мой взгляд, московские гости сумели завоевать любовь нижегородской
публики, и значит эксперимент удался.
Известный и привычный
ежегодный фестиваль «Джаз России» вдруг предстал в новом свете, ведь
нижегородские музыканты поддержали московскую этно-тему.
На два
фестивальных дня я вдруг очутилась в совершенно новом для меня мире, в котором
древние напевы словно стерли грани между сценой и залом, и музыканты общались с
публикой на равных. Сопричастность людей друг другу превратила этот мир в
особую цельную живую «сферу», оказаться внутри которой было невероятно здорово
и удивительно. А тонкие и хрупкие грани этой «сферы» скрепляла музыка.
Александра
Ширяева
|